0
2034
Газета ВВС Интернет-версия

19.04.2002 00:00:00

Правда, ставшая легендой

Николай Таликов

Об авторе: Николай Дмитриевич Таликов - главный конструктор, начальник ОКБ Авиационного комплекса имени С.В. Ильюшина.

Тэги: авиация, ил2


Мнение

РЕЧЬ идет о недавней публикации Владимира Спасибо "Ил-2: не легенда, а правда"

Читатели, интересующиеся вопросами истории нашей страны, и, в частности, вопросами истории авиации, помнят, наверное, как в 1991-1992 гг. прошла серия публикаций, в которых самолет Ил-2 представлялся "страшной ошибкой советского самолетостроения, идеальной мишенью для немецких асов и "летающим гробом", унесшим десятки тысяч жизней наших летчиков и воздушных стрелков". Помнят читатели и серию ответных статей людей, знающих и по-настоящему оценивающих слабые и сильные стороны самолетов, принимавших участие в Великой Отечественной войне по обе стороны линии фронта.

В публикации Виктора Бакурского "Ил-2 - наша гордость или трагическая ошибка?" (журнал "Крылья Родины" # 1, 1992 г.) дана всесторонняя оценка самолета-солдата, штурмовика Ил-2. В спокойной манере без псевдопатриотизма изложена суть вопроса. Перед глазами читателя встал самолет со всеми его сильными и слабыми сторонами.

Ведь действительно, история авиации не помнит ни одного всесторонне сильного самолета. Его просто невозможно сделать, хотя к этому стремились и стремятся все авиационные конструкторы мира. Так было и со штурмовиком Ил-2, создававшимся коллективом ОКБ под руководством Сергея Ильюшина в предвоенные годы.

Но то, что пишет Владимир Спасибо, не поддается никакой критике, причем его публикация явно навеяна недавно выпущенной в издательстве АСТ книгой Зефирова "Штурмовая авиация люфтваффе", в которой очень тенденциозно рассказывается и о самолетах люфтваффе, и об их пилотах.

АВИАПАРК НА НАЧАЛО ВОЙНЫ

Да, немцы сделали довольно хорошие самолеты, с помощью которых они поставили на колени практически всю Европу. Да, у них были весьма сильные летчики, имевшие прекрасную летную подготовку, полученную, в том числе и в Советском Союзе в конце 20-х - начале 30-х гг., а затем и замечательную летную практику в небе Европы. Они прекрасно воевали, и в этом им еще помогало то, что в то время в Европе были условия весьма слабого противодействия авиации и противовоздушной обороне их противников.

К началу войны фашистская Германия подошла во всеоружии с точки зрения мощи своей авиации непосредственной поддержки войск. На вооружении находился такой самолет, как ближний бомбардировщик Ju 87B-2, который совершил свой первый полет в сентябре 1935 г. (опытные штурмовики ЦКБ-55 # 1 и # 2 совершили свои первые полеты только 2 октября и 30 декабря 1939 г. - четыре года форы). В конце 1941 г. на фронте появилась еще одна модификация Ju 87D-1 с более мощным двигателем и улучшенной бронированной защитой. Кроме этих самолетов в качестве штурмовиков применялись и хорошо известные FW-190 в модификациях A5/U3, A5/U11, а в 1944 г. появились очередные модификации этого самолета FW-190 А6 и FW-190 А8 с усиленным вооружением.

Надо вспомнить, что только начиная с июля 1939 г. в Советском Союзе начались большие изменения в авиационной промышленности и в ВВС Красной Армии. 10 июля вышло "Постановление правительства о развитии самолетостроительных заводов в СССР", 29 июля - "Постановление о создании модифицированных бомбардировщиков и новых опытных бомбардировщиков и штурмовиков на 1939-1940 годы", 25 июня 1940 г. - "Постановление о реорганизации авиации Красной Армии".

В начале 1941 г. Красная Армия стала перевооружаться на новую технику, в том числе и авиационную. И именно в этот период перевооружения началась война. К этому времени на вооружении ВВС Красной Армии находились единицы (в прямом смысле этого слова) штурмовиков Ил-2, первый серийный образец которого был поднят на воронежском авиационном заводе только 10 марта 1941 г., и только 21 июня в НИИ ВВС были завершены Государственные испытания одноместного штурмовика Ил-2. Причем в акте Государственных испытаний штурмовика записано: "┘По вооружению и летно-техническим данным вполне отвечает требованиям, предъявляемым к самолету поля боя┘"

20 июня НИИ ВВС было дано указание провести испытания штурмовика Ил-2 с целью отработки его боевого применения в дневных и ночных условиях со сроком окончания их 1 августа 1941 г. Фактически эти "испытания проводились в экстремальных условиях начала войны ценой сотен жизней фронтовых летчиков, давших новому штурмовику боевое крещение.

Начало войны против Советского Союза немцы проводили практически по привычному для них сценарию - мощные удары по аэродромам, завоевание полного превосходства в воздухе и практически безнаказанные действия авиации люфтваффе по сухопутным войскам и объектам в тылу Красной Армии. Немцы довольно быстро и умело нанесли массированные удары по важным промышленным объектам и прежде всего по объектам оборонного значения. От этих ударов, а также из-за эвакуации военных заводов на восток советская военная промышленность оправилась практически только к 1943 г.

Но, как отмечают сами немцы, военная кампания на восточном фронте практически с первых дней стала мало напоминать им легкие военные кампании во Франции или Польше. В нашем небе они встретили сильное сопротивление со стороны советских летчиков, которые яростно дрались даже в одиночку с явно превосходящим по силе противником.

Здесь уместно привести высказывание гитлеровского генерала Швабедиссена из его книги "Русские ВВС глазами немецкого командования": "Агрессивность, наступательность советских летчиков-штурмовиков достаточно запечатлена в докладах большинства командного состава немецких ВВС и армии. Немцев поражала все возрастающая стойкость русских летчиков, их упорное стремление выполнить до конца поставленные перед ними задачи, их сражающиеся сердца и отчаянная храбрость".

Авторы всех немецких источников сходятся во мнениях, что самолет Ил-2 был эталоном самолета-штурмовика┘ Самолет Ил-2 - свидетельство исключительного прогресса, он является главным, основным противником немецкой армии┘ Это мнение достойного, сильного противника.

Немецкие самолеты, и в первую очередь Ju 87В-2, хотя и стали нести значительные потери, но продолжали вести активные действия, пользуясь превосходством в воздухе, особенно под Ленинградом и при наступлении немцев на Сталинград летом 1942 г.

К тому времени у немцев появился штурмовик Ju 87D-3 с усиленным бронированием, а к лету 1943 г. авиационная промышленность Германии начала выпускать самолеты Ju 87D-5 с крылом увеличенного размаха и крыльевыми 20-мм пушками, а также истребитель танков Ju 87G.

ТРУДНОСТИ В СОЗДАНИИ Ил-2

Создание советского штурмовика Ил-2 с самого начала было сопряжено с определенными трудностями. Во-первых, в Советском Союзе в то время отсутствовал необходимый мотор. Изначально в конструкторскую документацию закладывался мотор АМ-34ФРН, мощность которого оказалась недостаточной. Потом проект был доработан под более мощный АМ-35, но он из-за своих конструктивных недостатков был снят с серийного производства. И только по решению Комитета обороны при СНК СССР от января 1941 г. самолет был запущен в серийное производство с мотором АМ-38, но который еще находился на стендовых испытаниях и имел значительно меньшую высотность, чем необходимо для штурмовика.

Во-вторых, штурмовик, изначально создававшийся как двухместный, пришлось после первых полетов переделать в одноместный. Этот вариант штурмовика, известный как ЦКБ-57, совершил свой первый полет 12 октября 1940 г. И только на фронте окончательно определилась правота ОКБ в создании двухместного штурмовика. Одноместный оказался совершенно беззащитным перед истребителями противника, атакующими его с задней полусферы. "И сколько бы сберегли мы боевых товарищей, если бы в каждом вылете были надежно прикрыты от атак истребителей противника". (Летчик-штурмовик, Герой Советского Союза, маршал авиации Иван Пстыго). И только в феврале 1942 г. в ОКБ поступило указание Сталина о серийном производстве двухместного штурмовика Ил-2:

"На ваших самолетах хорошо воюют, особенно хвалят штурмовик Ил-2. Но при запуске в серию мы приняли решение по одноместному варианту, не учтя ваших возражений.

Теперь речь идет о том, чтобы как можно скорее перейти на двухместный вариант. Делайте, что хотите, но конвейер останавливать не разрешаю. Немедленно дайте фронту двухместные самолеты".

Это признание Сталина многого стоит. Это ли не признание эффективности штурмовика в боевых действиях? А Спасибо пишет об этом совершенно с другим акцентом: "┘приказали разработать двухместный вариант┘ речь могла идти только об упрощенном решении. ┘В итоге в серию запустили штурмовик с примитивной защитой стрелка".

В марте 1942 г. ОКБ передало конструкторскую документацию на серийный завод, а в сентябре 1942 г. куйбышевский авиационный завод полностью перешел на выпуск двухместного штурмовика.

О ЖИВУЧЕСТИ САМОЛЕТА

Теперь что касается живучести Ил-2. Владимир Cпасибо назвал его "убийственным" самолетом.

Рассмотрим, в каких условиях воевал самолет. Согласно тактико-техническим требованиям, предъявлявшимся к нему, основным его назначением было "уничтожение живой силы противника и его боевых средств во всех вероятных положениях, главным образом в оперативной зоне и войсковых тылах; нарушение переброски войск противника; разрушение аэродромов, авиационных и мотомеханизированных баз; уничтожение средств ПВО; взаимодействие с наземными войсками┘"

У немцев всегда была чрезвычайно сильная система ПВО переднего края обороны и прифронтовых объектов. Штурмовики действовали именно в этих условиях. Какой другой самолет выходил бы из этих операций с меньшими потерями?

"Всем летчикам приносил неприятности огонь зенитной артиллерии противника - и истребителям, и бомбардировщикам. Но наибольшую опасность он представлял для нас, штурмовиков, мы действовали на малых высотах и над целью находились не пролетом, а довольно долго. Противник вел огонь по штурмовикам из всех видов зенитной артиллерии, наиболее опасен был огонь автоматических 20-миллиметровых пушек "Эрликон". (Иван Пстыго).

"По самолетам Ил-2 на предельно малых высотах вели огонь не только все виды зенитного оружия, но и все виды вооружения танков и пехоты". (Летчик-штурмовик, дважды Герой Советского Союза Григорий Сивков.)

В конце войны, когда противовоздушная оборона немцев была практически уничтожена, и ВВС Красной Армии достигли превосходства в воздухе, потери штурмовиков значительно уменьшились. Уменьшились они и с появлением двухместных штурмовиков.

В люфтваффе широкую известность получил случай со штурмовиком, атакуемым сразу четырьмя немецкими истребителями, явившимся для них бесспорно "лакомым кусочком". "Первый истребитель зашел в хвост Илу и выпустил по нему весь свой боезапас - никакого видимого эффекта. Один за другим остальные три истребителя проделали то же самое, но Ил продолжал лететь.

Не верящий своим глазам немецкий летчик связался по рации с другим пилотом звена и спросил, почему этот русский не падает. И тут же услышал ставший классическим ответ: "Господин полковник, ежа в задницу не укусишь". (М.Кэйдин. "Тигры горят". Нью-Йорк, 1974 г.). Это "лирическое" отступление говорит о многом.

Надо отметить, что количество выпущенных Германией самолетов меньше, чем количество выпущенных Советским Союзом штурмовиков Ил-2 - 9575 против 33 930. Но необходимо привести еще одну цифру: количество самолетов, с которыми противоборствующие стороны закончили войну - 18 632 штурмовика у Красной Армии и┘ Кто может сказать, сколько самолетов Ju 87 осталось у фашистской Германии после 9 мая 1945 г.?

Главком ВВС, дважды Герой Советского Союза, маршал авиации Александр Ефимов писал: "Создание Ил-2 явилось революцией не только в самолетостроении, а и в тактике, в самой сущности штурмовых действий, идея которых хоть и возникла еще в Первую мировую войну, чуть не была похоронена применением самолетов Р-5 ССС, И-15бис, В-153, Су-2 и других, по существу, не приспособленных для действий над полем боя. Самолет Ил-2 возродил, дал новую сущность и полнокровную жизнь штурмовой авиации. Штурмовик Ил-2 - это не просто очередной шаг в развитии инженерной мысли, это целая эпоха в истории советской военной авиации". И это мнение не паркетного генерала, получившего звезды за образцовую службу в штабах, а летчика-штурмовика, провоевавшего всю войну на Ил-2. Видите, насколько это мнение отличается от воззрений Спасибо.

Что могли бы сказать в ответ на эти нападки в публикациях наши старики-ильюшинцы и летчики-штурмовики, воевавшие в годы войны на штурмовиках Ил-2? Наверное, они бы произнесли всего одну фразу: "Мы сделали все, что могли. Пусть сделает это кто-нибудь лучше нас".

Я абсолютно не против через призму годов проводить анализ летно-технических характеристик и тактики боевого применения штурмовика Ил-2 - это нормально, но я категорически против того, чтобы некоторые авторы писали плохо о таких реликвиях советской военной техники как, например, танк Т-34, боевая машина БМ-13 "Катюша" и штурмовик Ил-2, которые внесли неоценимый вклад в победу советского народа над фашистской Германией.

Хочется закончить свое выступление в защиту Ил-2 словами командующего ВВС Красной Армии Новикова: "Нужно до земли поклониться создателю такого самолета".


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Скоростной сплав

Скоростной сплав

Василий Столбунов

В России разрабатывается материал для производства сверхлегких гоночных колес

0
895
К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
1559
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
1393
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
2615

Другие новости