0
2008
Газета Антиквариат Интернет-версия

12.03.2002 00:00:00

Камерный пейзаж эпического мастера

Тэги: антикварный салон, санктпетербург


В Центральном доме художника прошел очередной, 12-й по счету, Российский антикварный салон. Следующий состоится, как обычно, в начале ноября; а уже на 22 мая фирма "Экспо-Парк" намечает открытие III Антикварного салона в Санкт-Петербурге.

О количественном росте числа участников и их распространении на III этаж ЦДХ писать уже приходилось. Качественный рост, на мой взгляд, также налицо: в этот раз залы салона совсем не походили на "измайловские развалы", и даже капризные антиквары, априори скептически настроенные к коллегам, не пытались уверить друг друга, что "ВЕЩЕЙ становится все меньше".

6 марта в рамках XII Антикварного салона состоялся круглый стол на тему "Корпоративные собрания". Организатором разговора выступило издательство ARTLIBRIS, а среди участников оказались известные дилеры и собиратели, в разное время осуществлявшие функции кураторов тех или иных российских корпоративных собраний. Если вкратце подытожить состоявшуюся беседу, можно сказать, что эксперты нарисовали грустную картину истории корпоративного собирательства в новой России: почти все банки, формировавшие коллекции в течение последнего десятилетия, лопнули, коллекции либо просто пропали, либо проданы неизвестно куда. Последний пример привел Георгий Путников, куратор русской портретной коллекции "Тверьуниверсалбанка". По его словам, банк "держал коллекцию до последнего", однако в начале нынешнего года все же продал ее; нынешний владелец собрания неизвестен. Сегодняшние перспективы корпоративного собирательства туманны, поскольку сейчас свои собрания формируют не фирмы, а их руководители.

На том же круглом столе издательство ARTLIBRIS представило свой уникальный проект: только что вышедшую в свет первую книгу каталога "Русское искусство на Сотбис за последние десять лет". Вот что сказал автор-составитель каталога известный московский антиквар Максим Боксер.

- Издание осуществлено при поддержке Министерства культуры РФ и непосредственном участии аукционного дома Сотбис. Это первая книга из задуманной в издательстве серии "Русское искусство на аукционах...". Вторая и третья книги будут посвящены декоративно-прикладному искусству и древнерусской живописи. Наш проект уникален еще и потому, что подобных подборок искусства отдельно взятой страны не существует. Есть каталоги по прикладному, по живописи, по годам, а по странам - нет.

Наше издание, тираж которого 3 тысячи экземпляров, обладает для специалистов антик-рынка огромной ценностью - ведь известно, что зачастую единственной открытой информацией о ценообразовании на рынке русского искусства являются результаты британских аукционных торгов.

Особую благодарность следует выразить руководителю русского департамента Сотбис Джоанне Викери, которая буквально "легла костьми", чтобы фирма с двухсотлетней историей пошла на сотрудничество с неизвестным ей русским издательством. А сначала представители Сотбис сказали нам буквально следующее: "Вы сначала сделайте каталог, а потом мы вам скажем, можно ли это печатать под нашей маркой..." И только после полугодовой работы, увидев результат, дали нам добро. Зато представители, например, Кристис просто пожимали плечами в ответ на наши предложения. Так что, если теперь другие аукционные дома захотят осуществить подобный выпуск, уже мы будем рассматривать их предложения.

В собственно антикварной части XII Салона хотелось бы отметить галерею "Принт-Арт". Созданная сравнительно недавно, в декабре 1998 года, галерея участвует уже в 4-м салоне и раз от раза становится солиднее и популярнее. Еще первым своим участием в ноябре 2000-го галерея "Принт-Арт" практически шокировала антикварную общественность, показав "Горное озеро" Кандинского (х, м; 50х70; 1899). Работа из серии ранних натурных пейзажей мюнхенского периода вызвала массу разговоров и слухов. Сначала почти все единогласно уверяли, что она ненастоящая, затем говорили о том, какая она неинтересная. А сейчас и антиквары, и эксперты обращаются к "Горному озеру" как к эталонной ранней работе мастера.

Несомненно, успеху галереи способствует правильная организация стенда, который очень удачно расположен сразу за крутящимися деревянными дверями выставочных залов второго этажа ЦДХ; именно с него словно бы начинается экспозиция всего Антикварного салона. И все же главное, конечно, качество выставленных произведений: даже ковровая развеска живописи не вызывает раздражения или усталости. В этом сплошном ковре из картин, покрывающем стены стенда "Принт-Арта", взгляд легко выделяет знаковые полотна и имена: три полотна Айвазовского, шесть картин Боголюбова (в том числе один из редких и пользующихся особым спросом крупных итальянских пейзажей художника - "Венеция" (57х74), три работы Шишкина. Пожалуй, именно небольшое (48х36) полотно Ивана Шишкина "Крестьянский двор" (или "Лестница") я бы назвал топ-лотом всего салона. Необычный для этого эпического живописца камерный характер зарисовки подчеркивается типичной для Шишкина тщательной проработкой деталей, мощной светотенью и общим праздничным настроем. Любопытна и легенда этой картины: долгие годы неподписанная, она считалась работой "н/х" - неизвестного художника. И лишь в последнее время, пройдя экспертные исследования, восстановила фамилию автора.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Хунта Мьянмы смягчается под давлением оппозиции и повстанцев

Хунта Мьянмы смягчается под давлением оппозиции и повстанцев

Данила Моисеев

Аун Сан Су Чжи изменена мера пресечения

0
550
Вашингтон совершил северокорейский подкоп под ООН

Вашингтон совершил северокорейский подкоп под ООН

Владимир Скосырев

Мониторинг КНДР будут вести без России и, возможно, Китая

0
795
Уроки паводков чиновники обещают проанализировать позднее

Уроки паводков чиновники обещают проанализировать позднее

Михаил Сергеев

К 2030 году на отечественный софт перейдут до 80% организаций

0
658
"Яблоко" занялось антитеррором

"Яблоко" занялось антитеррором

Дарья Гармоненко

Инициатива поможет набрать партии очки на региональном уровне

0
657

Другие новости