0
12914
Газета Антиквариат Интернет-версия

05.12.2014 00:01:05

Любимый керамист монархов

Тэги: керамика, фарфор, веджвуд, англия, аристократия, искусство, гейнсборо, екатерина II, империя, россия, музей, выставка


керамика, фарфор, веджвуд, англия, аристократия, искусство, гейнсборо, екатерина II, империя, россия, музей, выставка Изделия фирмы «Веджвуд» безошибочно узнаются по бело-голубой гамме. Фото Юлии Авсеневой

Джозайя Веджвуд (1730–1795) – художник, дизайнер, предприниматель, новатор и законодатель мод в одном лице –  удачный пример талантливого человека, который был талантлив во всех сферах своей деятельности. Оценить произведения создателя прекрасной керамической посуды можно во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства до конца января (ВМДПНИ). Новая выставка «Непревзойденный Веджвуд» поэтапно каждым из 500 представленных экспонатов доказывает это. 

Изящные бело-голубые фаянсовые предметы – вероятно, самые узнаваемые произведения Веджвуда, которые по своей тонкости успешно соперничали с фарфором,  на несколько месяцев представили в экспозиции музея в связи с перекрестным Годом культуры Великобритании и России.

 Проект получился действительно российско-британский по составу участников. Среди представленных на новой выставке экспонатов – предметы из собрания Музея Леди Ливер в Ливерпуле и шедевры из коллекций 10 российских культурных музеев, включая Государственный Эрмитаж, ГМИИ им. А.С. Пушкина и самого ВМДПНИ. Более 600 кв. м обновленного выставочного пространства музея разделили на несколько небольших залов-историй, которые поэтапно рассказывают о технологии создания Веджвудом керамических изделий и акцентируют внимание на главных вехах его творческой биографии. 

До сих пор во всем мире имя Веджвуда и созданная им в середине XVIII века фирма по производству керамической посуды – синонимы высокого качества и передового дизайна, для которых не существует ни временных, ни географических рамок. Экспериментируя с глиняной массой и глазурью, Веджвуд быстро прославился и в родной Великобритании, и далеко за ее пределами. Еще в начале своего творческого пути труды художника-инноватора высоко оценила супруга Георга III королева Шарлотта, благодаря чему его фаянсовые изделия сливочного цвета стали называться «королевскими». 

Позднее славу Веджвуда подкрепила императрица Екатерина II, заказав сервиз почти из 1000 предметов для Английского (Чесменского) дворца, возведенного в болотистой местности по дороге из Петербурга в Царское Село. Первоначально дворец назывался «Дворец на лягушачьем болоте», а местность вокруг носила название «Кикерикексен» что по-фински значит «лягушачье болото». Лягушка, исконный житель этих мест, поселилась на гербе нового замка, она же перепрыгнула и в декоративную роспись  сервиза, созданного для русской императрицы. 

Открывает выставку раздел «Искусство и технология» с первыми экспериментами Веджвуда по созданию керамической массы. Здесь собраны образцы его главных достижений и новаторских разработок – изделия из базальтовых и яшмовых керамических масс, идеально подходящих для предметов искусства в античном стиле. Вершиной творчества Веджвуда стала яшмовая масса с богатой палитрой цветов: от светло-коричневого до темно-голубого, получившая название «Джаспер». Появление рецептуры этой массы многие специалисты считают событием в керамическом производстве, вторым по значимости после изобретения фарфора китайцами.

 Копия античной Портлендской вазы – результат четырех лет труда художника, его сына Джозайи II и виднейших мастеров того времени. Этот образец первоклассной имитации, также представленный на выставке, до сих пор считается высшим достижением фирмы «Веджвуд», а его абрис включен в ее современное клеймо. 

Раздел выставки «Чаепитие с герцогиней» воссоздает интерьер XVIII века.	 Фото Сергея Вавилова
Раздел выставки «Чаепитие с герцогиней» воссоздает интерьер XVIII века.
Фото Сергея Вавилова

Эксперименты Веджвуда с цветом и формой изделия, а также научные изыскания ярче всего проявились в его сотрудничестве с Джорджем Стаббсом – английским художником-анималистом. По заказу Стаббса на мануфактуре Веджвуда были изготовлены керамические пласты, расписанные эмалевыми красками, которые позволяли избежать их выцветания. Из четырех расписанных Стаббсом пластов до наших дней дошли лишь три, два из которых привезли в Москву. Рассказывая об уникальных экспонатах, куратор Галина Андреева уточнила, что повторить их было невозможно: «Это был эксперимент Стаббса и Веджвуда, совершенно уникальные тонкие, хрупкие, ювелирные вещи».

Но для всеобщего признания мало обладать только уникальной технологией  – кто бы знал Веджвуда, не умей он так точно угадывать вкусы своих современников, - большой интерес к античности, захвативший Европу во второй половине XVIII века. Веджвуд хорошо чувствовал веяния моды, благодаря чему и сумел создать процветающий бизнес, поддерживаемый влиятельными политиками, филантропами и меценатами. (Как иллюстрация – портрет известной  красавицы герцогини Кумберлендской кисти Томаса Гейнсборо). 

Популярность посуды росла, компания процветала, в 1769 году Джозайя Веджвуд приобрел имение «Ридж Хаус» в Стаффордшире, где был открыт новый завод под названием  «Этрурия» – официальный дом веджвудского фарфора в последующие 180 лет. Отличительной чертой «Этрурии» стала интерпретация формы античной расписной керамики, которую сам Ведвжуд считал этрусской, отчего новая фабрика и получила такое название.

Наглядное свидетельство успеха его амбициозной идеи – представляет следующий раздел экспозиции: «Античность. Величие стиля». В витринах – десятки изделий в греческом и римском стилях, прежде всего классические вазы (например, ваза с фигурами 12 олимпийских богов 1796–1800 годов  или кувшин «Посвящение Нептуну» 1782–1800 годов), которые так же как и панно для отделки стен и мебели были важными элементами декора, что рождало необходимый для существования фабрики спрос. 

Удивительной чертой таланта Веджвуда было то, что в его творчестве были и масштабные  керамические панно, и утонченные крошечные изделия, такие как броши, тиары, серьги или флаконы для духов. Из представленных в экспозиции особенно выделяются брошь 1790 года из граненой стали и яшмовой массы и театральный монокль из голубой яшмовой массы, граненой стали и латуни 1800 года. Элегантные сдержанные произведения Веджвуда стали неотъемлемыми атрибутами  жизни английской аристократии, будь то горшки для выгонки луковичных цветков, корзинки для сладостей, мисочки и другие элементы сервизов всяческих форм и размеров… Белоснежные величественные боги и герои античности, бегающие наперегонки амуры, полупрозрачные идеальные тела прекрасных нимф с четко прорисованными складочками невесомых одеяний, тонко исполненные цветочные гирлянды – все это на голубом, черном, зеленом, иногда желтом фоне. 

Раздел выставки «Чаепитие с герцогиней» воссоздает интерьер XVIII века, где посередине импровизированной комнаты стоит кушетка на изогнутых ножках, спинка со вставкой пластины Веджвудского фарфора, обрамленного вытканным цветочным орнаментом, вокруг – все необходимое для чаепития, ведь, как гласит подзаголовок раздела, «Леди, возвышенные духом, задают моду». И Веджвуд прекрасно вписывался в уютный мир этих леди, не претендуя на большее.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В Совете Федерации остается 30 свободных мест

В Совете Федерации остается 30 свободных мест

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Сенаторами РФ могли бы стать или отставники, или представители СВО-элиты

0
957
Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Анастасия Башкатова

Несмотря на дефицит кадров, в стране до сих пор есть застойная безработица

0
1120
Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Ольга Соловьева

Производство бензина в стране сократилось на 7–14%

0
1563
Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Екатерина Трифонова

Назначенные государством адвокаты попали под пропагандистскую раздачу

0
1263

Другие новости