0
6668
Газета Интернет-версия

21.03.2014 00:01:05

Запечатанное время

Тэги: музей, выставка


музей, выставка Видеоряд дополняет предметы одежды и быта, превращая залы Провиантских складов в ожившую хронику времен. Фото пресс-службы музея

Ничто так не увлекает в истории, как ее поразительные отголоски в настоящем. Вставший на путь модернизации Музей Москвы продолжает доказывать это своей новой выставкой «Капсулы времени: женская версия», которая нитью повседневной жизни москвичек соединяет более ста лет истории города и страны. Открывшаяся в самом начале весны выставка, по словам директора музейного объединения «Музей Москвы» Алины Сапрыкиной, – очень легкий и весенний проект, который вплоть до своего закрытия 25 мая обещает стать праздником воспоминаний, праздником вечной молодости. 

Новая экспозиция разместилась в помещении провиантских складов, которые уже своей архитектурной составляющей отправляют нас в начало XIX столетия, когда Москва не была столицей. Именно с конца того века, когда зарождался сам музей, куратор выставки, Ирина Карпачева, и решила начать экспозицию. Праздничная и несколько ироничная выставка рассказывает о москвичках и их жизни с конца XIX века до наших дней. Как сообщила «НГ» Алина Сапрыкина, восемь эпох, представленных на этой выставке, показывают предметы бытовой культуры и городской жизни из фондов Музея Москвы, которые он собирал долгое время. «Какие-то вещи, особенно связанные с последним десятилетием, мы, честно говоря, приносили сами», – призналась директор. 

Чтобы представить ход истории интереснее, чтобы сформировать у посетителей целостный образ каждой из прошедших эпох, организаторы выставки решили использовать формат капсул времени. Именно через такую интересную концепцию, разделившую столетие на знаковые для жизни страны и ее женщин периоды, куратор попыталась представить, что могли бы положить в эти капсулы москвички разных времен. У каждой капсулы – свой характер. Будь то первая капсула о дореволюционной Москве, когда ее жительницы еще ходили на балы в роскошных платьях и длинных кожаных перчатках, или летящая вслед за ней капсула 1920-х, которые Ирина Карпачева называет временем бывших: бывших гувернанток, бывших дворян, бывших людей, которые проснулись в другой стране и пытались строить новое общество в красных платках и тужурках. Капсулы-символы советского времени вместе образуют единое свидетельство всей той эпохи с ее плавными и закономерными изменениями в повседневной жизни, моде и технике и заканчиваются буйным и красочным периодом перестройки, а затем и совсем близкими для нас 2000-ми с их глянцем и потребительским бумом.

Настоящая красная революционная помада, миксер 1931 года, шумовка, подаренная одной из москвичек на 8 марта в 1934 году, коллекция мулине, которую принесли в музей буквально за пару дней до открытия выставки, или сковородка для выпечки оладий жены Максима Горького – здесь у каждой вещи своя биография и удивительная судьба. Такие уникальные, но в то же время широко распространенные когда-то предметы – своеобразные символы эпох, очень узнаваемые вещи, без которых сложно представить то или иное время.

Благодаря такому принципу построения экспозиции и тщательному подбору экспонатов, выставка интересна и для семейного посещения, и для культурных выходных в молодежной компании. В сложившейся в провиантских складах атмосфере ностальгии бабушки могут рассказывать своим детям и внукам о том, какой была жизнь в годы их молодости. Юные москвички найдут здесь массу интересных и неожиданных для себя вещей с точки зрения дизайна и тех ценностей, которые существовали в давно минувшие эпохи и сегодня кажутся чем-то невероятным. 

Достичь подобной многоликости выставки удалось благодаря тому, что разные возрастные поколения участвовали в ее создании. По словам Сапрыкиной, в работе принимали участие как академические сотрудники музея – хранители коллекции, так и молодая команда архитекторов, создавших эти самые капсулы времени. Из-за такого подхода организаторы выставки смогли сделать процесс подготовки более открытым для креативных начинаний и привлечь к соавторству большее количество участников. В числе последних, к слову, – журналист и эссеист Евгения Пищикова. Организаторы считают такое сотрудничество большой победой и говорят, что Пищиковой как профессионалу в своем деле удалось описать весь проект прекрасным языком. Важные для восприятия всей экспозиции тексты, размещенные около каждой капсулы, ярко и в то же время лаконично передают дух соответствующей эпохи.

Новые лица и свежие идеи – результат того, как быстро и успешно Музей Москвы реализовывает свою концепцию модернизации выставочных пространств. Курс на такие преобразования был взят меньше года назад, когда директором назначили Алину Сапрыкину, одну из основателей и бывшего арт-директора Центра дизайна Artplay. Еще один результат ее инициативы, который бросается в глаза в залах музея, – инновационная организация выставочного пространства. В экспозиции используются современные архитектурные формы – огромные «расщепленные» капсулы времени, в которых представлены инсталляции о каждой эпохе. Актуальным архитектурным решениям соответствует техническая новизна – на стенах проецируются фильмы о минувших эпохах, на экранах – письма москвичек разных поколений.

Видеоряд вместе с соответствующей музыкой дополняет предметы одежды, быта и мебели, превращая залы провиантских складов в ожившую хронику времен. Все это отправляет нас на десятилетия назад, заставляя размышлять о жизни каждой вещи, о ее удивительной значимости для судьбы женщины и целого города. И в результате, по словам куратора, проект предстает перед нами как «выставка-фантазия на тему о женщине, про женщину и о городе женщин, фантазия о людях, которые жили и мечтали в этом городе».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Павел Бажов сочинил в одиночку целую мифологию

Павел Бажов сочинил в одиночку целую мифологию

Юрий Юдин

85 лет тому назад отдельным сборником вышла книга «Малахитовая шкатулка»

0
1008
Нелюбовь к букве «р»

Нелюбовь к букве «р»

Александр Хорт

Пародия на произведения Евгения Водолазкина и Леонида Юзефовича

0
717
Стихотворец и статс-секретарь

Стихотворец и статс-секретарь

Виктор Леонидов

Сергей Некрасов не только воссоздал образ и труды Гавриила Державина, но и реконструировал сам дух литературы того времени

0
345
Хочу истлеть в земле родимой…

Хочу истлеть в земле родимой…

Виктор Леонидов

Русский поэт, павший в 1944 году недалеко от Белграда, герой Сербии Алексей Дураков

0
476

Другие новости