Чихару Шиота – одна из самых ярких участниц основного проекта. Инсталляция «В тишине».
Фото Константина Ремчукова
Крупнейшим московским событием второй половины года можно смело назвать 3-ю Московскую биеннале современного искусства, которая проходила в сентябре–октябре. Поддержка правительства (65 млн. руб. от Министерства культуры), несколько десятков выставочных площадок и ряд крупных международных имен обеспечили биеннале ажиотаж. В этом году ее посетило беспрецедентное количество человек: комиссар биеннале Иосиф Бакштейн озвучил цифру в полмиллиона человек. Для сравнения 53-ю Венецианскую биеннале посмотрели только 375 тыс. человек.
Нынешняя биеннале совместила две составляющие успеха подобных локальных выставок: широкую программу и яркий основной проект, собранный куратором с мировым именем и международным опытом. В качестве куратора пригласили Жана-Юбера Мартена, человека знаменитого, обличенного разного рода регалиями. Мартен из имеющегося в наличии российского искусства с привлечением западных художников и африканской экзотики (его личное пристрастие) сотворил проект над названием «Против исключения». Звонко, свежо и привлекательно (уже в первые два дня работы выставки на ней побывали 9 тыс. человек). Правда, некоторые упрекали концепцию Мартена в подчеркнутой «антикризисности»: конечно, мол, самое время заявить, что искусство – это не только громкие продажи, первые имена и художники-миллионеры, но и безымянные африканские творцы, а также петухи, змеи, птицы, тараканы и прочий малобюджетный материал для творчества, который в изобилии был использован в нескольких инсталляциях выставки «Против исключения».
Еще одной специальной звездой биеннале стал бельгийский художник Люк Тюйманс, выставку которого показала галерея BAIBAKOV art projects. Наряду с основным проектом, эта экспозиция, разместившаяся на фабрике «Красный октябрь», собрала наибольшее количество зрителей. Хотя и другие проекты обширной параллельной программы пользовались вниманием зрителей.
Примкнувшая к основному проекту программа охватила разнообразные арт-центры – от театра «Практика» до Третьяковской галереи – и включила более сотни проектов. Выставки впервые размещались прямо на улицах города и впервые же выбрались далеко за пределы Садового кольца, достигнув спальных районов. Так, проект «Спальный район» объединил усилия почти всех признанных в Москве художников. Проекты демонстрировали разнообразие жанров, стилей и техник, хотя в большинстве своем обращались к творчеству российских художников. По мнению Мартена, через несколько лет Московская биеннале вполне сможет конкурировать со Стамбульской биеннале или «Манифестой».