0
1853
Газета Вооружения Интернет-версия

18.09.1999

Длинная рука для "Кило"

Николай Новичков

Об авторе: Николай Николаевич Новичков - главный редактор редакции научно-технической информации ИТАР-ТАСС.

Тэги: ракета, контракт, Новатор


Подробности

Россия планирует в ближайшее время увеличить экспорт военно-морской техники. Госкомпания "Росвооружение" имеет до 2005 г. портфель заказов на сумму около 10 млрд. долл., причем около 40% из них приходится на военно-морскую технику и вооружения. Большая часть - новейшие системы, способные кардинальным образом изменить характер морского боя. В этот перечень входят и противокорабельные ракеты (ПКР) екатеринбургского ОКБ "Новатор" классов "корабль-корабль" и "подводная лодка-корабль". Находясь на безопасном удалении от вероятного противника, любой корабль или подводная лодка, вооруженные противокорабельными ракетами 3М-54Э и 3М-54Э1, могут с высокой вероятностью поражать одиночные или групповые надводные цели.

Ракеты 3М-54Э и 3М-54Э1 являются представителями одного семейства ПКР и имеют практически идентичную базовую конфигурацию. Они выполнены по нормальной крылатой аэродинамической схеме с раскрывающимся трапециевидным крылом, что обеспечивает дальность полета ракеты до 300 км.

Основное их отличие заключается в количестве ступеней. 3М-54Э имеет три ступени (две твердотопливные и одну жидкостную), стартовую массу 1920 кг, массу боевой части 200 кг, длину около 8 м, диаметр 0,533 м и предназначена для вооружения кораблей и подводных лодок российской постройки. Двухступенчатая ракета 3М-54Э1 имеет твердотопливную и жидкостную ступени, стартовую массу 1570 кг, массу боевой части 450 кг, длину 6,2 м, диаметр 0,533 м и создана специально для носителей ВМС западных стран со стандартными системами вооружения НАТО (более подробно о ней - см. "НВО" N22 за 1999 г.).

Пуск обеих ракет из универсальной вертикальной или наклонных пусковых установок надводного корабля или штатного торпедного аппарата подводной лодки диаметром 0,533 м обеспечивается первой твердотопливной ступенью. После набора высоты и скорости первая ступень отделяется, выдвигается подфюзеляжный воздухозаборник, запускается маршевый двухконтурный турбореактивный двигатель (ТРДД) второй ступени и раскрывается крыло. Высота ее полета снижается до 20 м над уровнем моря, и ракета летит к цели по данным целеуказания, введенным в память ее бортовой системы управления до пуска. На маршевом участке ракета имеет дозвуковую скорость полета и, соответственно, большую дальность. Наведение на цель обеспечивает бортовая инерциальная навигационная система.

На удалении 30-40 км от цели ракета делает "горку" с включением активной радиолокационной головки самонаведения АРГС-554Э, созданной санкт-петербургской фирмой "Радар-ММС", входящей в состав холдинга "Ленинец".

После обнаружения и захвата цели головкой самонаведения у ракеты 3М-54Е происходит отделение второй дозвуковой ступени и начинает работать третья твердотопливная ступень, развивающая сверхзвуковую скорость до 1000 м/с. На конечном участке полета протяженностью 20 км ракета снижается на высоту до 10 м над водой. Сочетание дозвуковой скорости на маршевом участке полета и сверхзвуковой на конечном - уникальное свойство 3М-54ЕЭ, обеспечивающее ей высокие характеристики.

При сверхзвуковой скорости полета ракеты над гребнями волн на конечном участке вероятность ее перехвата минимальна. Тем не менее для полного исключения вероятности перехвата ПКР средствами ПВО цели бортовая система управления ракетой может выбирать оптимальный маршрут выхода на атакуемый корабль. Кроме того, при атаке крупных надводных целей может осуществляться залповый пуск нескольких ракет, которые будут выходить к цели с разных направлений.

У двухступенчатой ПКР 3М-54Э1 конечный участок полета проходит на дозвуковой скорости.

Особенностью ракет класса 3М-54Э является возможность их использования в варианте "берег-корабль" для охраны прибрежных районов.

Как заявил Павел Камнев, ракеты 3М-54Э/Э1 находятся в высокой степени готовности к экспорту. Их поставки будут производиться в составе комплексов, включающих, помимо собственно ракеты, систему управления стрельбой, пусковую установку, систему наземного обслуживания и тренажер.

Как считают российские военные эксперты, противокорабельные ракеты "Новатора" имеют хорошие перспективы на рынке военно-морских вооружений. По их оценкам, объем этого рынка до 2005 г. оценивается в 10-12 млрд. долл. В течение ближайших 3-5 лет будет проходить первый этап перевооружения надводных кораблей и подводных лодок противокорабельными ракетами нового поколения, которые заменят ракеты, созданные в 60-70-е гг. На мировом рынке может быть продано около 2000 ПКР на сумму более 2 млрд. долл.

Ракетами 3М-54Э могут быть вооружены как новые, так и ранее поставленные на экспорт надводные корабли и подводные лодки российской постройки, которые имеют неплохие позиции на мировом рынке. В частности, подводные лодки проектов 877 и 636 (класс "Кило" по натовской классификации) являются самыми продаваемыми в мире и могут кроме торпед иметь на борту некоторое количество противокорабельных ракет 3М-54Э. На каждой ПЛ могут находиться 18 торпед (6 в торпедных аппаратах и 12 на стеллажах). Боевая мощь лодки будет значительно усилена, если 4-5 торпед будут заменены ракетами "Новатора". В носовых торпедных аппаратах "Кило" может находиться комбинированный боекомплект, включая две ракеты 3М-54Э в двух верхних торпедных аппаратах. Еще 2-3 ракеты могут находиться на стеллажах.

Новыми ракетами 3М-54Э будут вооружены первые три экспортных фрегата проекта 1135.6, строящиеся на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге. Современный рынок морских вооружений характеризуется повышением спроса на надводные корабли подобного класса, и новые противокорабельные ракеты "Новатора" обеспечат им уникальные возможности для уничтожения любых надводных целей, находясь вне зоны досягаемости средств поражения противника.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Звезда и тернии на пути таланта

Звезда и тернии на пути таланта

Александр Песляк

Выдающийся конструктор Сергей Крюков – один из тех, кто прокладывал дорогу в космос и создавал ракетный щит страны

0
1931
Найдут ли "Буревестник" на дне Баренцева моря

Найдут ли "Буревестник" на дне Баренцева моря

Владимир Щербаков

Разведка США считает, что все пуски ракеты с атомным двигателем завершились провалом

0
3008
Цена обороны и оборона цены

Цена обороны и оборона цены

Геннадий Мельников

О кризисе ценообразования в сфере гособоронзаказа и путях решения проблем

0
2174
Рождение специалиста

Рождение специалиста

Александр Песляк

К 100-летию выдающегося конструктора Сергея Сергеевича Крюкова

0
3018

Другие новости

Загрузка...
24smi.org