0
3221
Газета Вооружения Интернет-версия

08.10.1999

Украинский Т-80 против российского

Тэги: танки


Украинский Т-80Д. Хорошо видно, что в отличие от российского варианта машина не несет активной брони.
Фото Игоря Коротченко
ПО ПРОГНОЗАМ фирмы "Форкаст интернейшнл"/ "Дифенс маркетинг сервис", в ближайшие 10 лет правительства разных стран мира затратят на приобретение танков в общей сложности около 50 млрд. долл. В большинстве своем это дешевая продукция, оснащенная основными боевыми системами и производимая крупными сериями. Что касается экспорта танков, то при общем ежегодном объеме продаж за 2001-2008 гг. в 750 единиц на новые конструкции их придется около 400 единиц.

Значительное место в закупках и производстве по лицензии танков новых конструкций займет Турция. Она объявила тендер по совместному производству с зарубежным партнером от 1,5 тыс. до 3 тыс. этих машин. "НВО" в # 36 за 1999 г. сообщило, что Россия не попала в короткий список участников тендера. Причина такого "афронта" в том, что из-за политических и финансовых соображений наша страна отказалась от участия еще на ранней стадии. Политические соображения заключаются в том, что тендер предусматривает производство танков в Турции по лицензии, на что Россия, имея печальный опыт продажи лицензий на этот вид боевой техники, вряд ли пойдет - те, кому продавал лицензии еще СССР, стали нашими конкурентами на мировом рынке. Кроме того, мы участвуем в тендере на поставку 250 основных боевых танков и 12 танков-тягачей Греции, которую другом Турции не назовешь. Речь идет о поставке Т-80УЕ Омского завода транспортного машиностроения. От Т-80У его отличают высокоскоростные гусеницы, наличие системы противодействия противотанковому оружию "Штора", гидрообъемного механизма поворота и усовершенствованного газотурбинного двигателя. Хотя результаты тендера должны были быть уже объявлены, их перенесли на будущий год.

В короткий список турецкого тендера вошел и украинский танк Т-80Д. По мнению экспертов, Турция сделала в отношении Украины чисто политический шаг. Установив минимальную мощность двигателя для производимого по лицензии танка в 1500 л.с., турки, конечно, знают, что Т-80Д имеет заявленную мощность двигателя в 1250 л.с. Мощность многотопливного двигателя Т-90, отозванного Россией с турецкого тендера, составляет 840 л.с.

Опыт эксплуатации еще в Советской Армии украинских оппозитных дизелей, аналог которых установлен на Т-80Д, показал их ненадежность. Что касается производства на Украине 120-мм гладкоствольных пушек, то система наведения поставляется из России. Вероятно, чтобы не иметь головной боли, "Укрспецэкспорт" (аналог "Росвооружения"), Харьковский танкостроительный завод им. Малышева и КБ "Прогресс" подписали контракт со швейцарской фирмой "Суисс Орнивайс Энтерпрайс" по совместной разработке такой пушки, отвечающей стандартам НАТО. Украина до конца октября этого года изготавливает и поставляет в Швейцарию опытный образец казенной части, а швейцарцы укомплектовывают ее стволом. Сами испытания должны пройти в альпийской республике. Если они будут удачными, то пушку установят на новых моделях украинских танков, а также используют ее для модернизации бронемашин, находящихся на вооружении новых восточноевропейских членов НАТО.

Интересен такой факт. После выставки "Айдекс-97" в Абу-Даби в штаб-квартире НАТО в мае 1998 г. был заслушан доклад генерального конструктора Харьковского КБ им. Морозова Михаила Борисюка с предложениями Украины в области сотрудничества с этой организацией до 2000 г. В нем речь шла о модернизации танков, находящихся на вооружении новых восточноевропейских членов НАТО, под стандарты альянса.

Именно в области модернизации бронетехники во многом и столкнулись интересы России и Украины. А поле деятельности здесь огромное. Так, доля современных моделей (российский Т-90, американский М1А2 "Абрамс", немецкий "Леопард-2А5", английский "Челенджер-2Е", французский "Леклерк") в общем мировом танковом парке составляет только 2,5-3%. В частности, СССР и Россия в 1980-1996 гг. поставили на экспорт чуть менее 8 тыс. танков и САУ.

Надо отдать должное "Укрспецэкспорту" - благодаря наличию на Украине значительных мощностей по танкоремонту он гибко подходит к проблеме ремонта танков, поставленных за рубеж еще СССР. Особенно это касается Т-72, общий объем мирового рынка модернизации которых оценивается в 1,7 тыс. машин. Уже в конце октября 1998 г. Украина проинформировала сухопутные силы НАТО, что она в состоянии модернизировать Т-72, чтобы продлить срок их службы до следующего тысячелетия. Предлагается три этапа модернизации в зависимости от требования заказчика и его финансовых средств. Основные усовершенствования касаются брони, маневренности и огневой мощи. В сотрудничестве с чешской фирмой PSР создан вариант Т-72МП. Активную роль в этой модернизации играет и Франция.

Чтобы не потерять контракты на модернизацию Т-72, "Росвооружение" также пошло на сотрудничество с зарубежными фирмами. Одна из них - американская "Нексель", представляющая на российском рынке интересы ряда крупнейших фирм - производителей современной военной техники. Эта фирма участвует в формировании пула российских и американских фирм, которые и займутся этим делом. По расчетам, цена модернизированного в рамках пула Т-72 не превысит 30% от стоимости нового танка. Материально участие американцев выразится в поставках гироскопов, тепловизоров и других компонентов, на основе которых Красногорский оптико-механический завод изготовит новую систему управления огнем.

Но на первом месте для России стоит модернизация более тысячи Т-72, принадлежащих Индии. Последняя пока не приняла окончательного решения: опираться на собственные силы или заключить контракт с Москвой.

Вообще "Росвооружение" предлагает своим потенциальным зарубежным заказчикам различные варианты модернизации Т-72, вплоть до строительства там специальных предприятий.

Необходимо также остановиться и на Т-55, значительное количество которых имеется на вооружении ближневосточных стран. Кроме того, эти танки, попав под сокращение обычных вооружений в Европе, стали по бросовым ценам поступать на мировой рынок. Омские конструкторы уже создали опытный образец тяжелого бронетранспортера БТР-Т на базе этого танка. Киевский же танкоремонтный завод завершил выполнение контракта по ремонту партии Т-55 для Сирии. На Украине надеются, что Сирия заключит контракт и на модернизацию 300 Т-72.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Судный день Израиля

Судный день Израиля

Александр Храмчихин

Причины и итоги арабо-израильской войны 1973 года

0
8498
Был ли вермахт «идеальной военной машиной»

Был ли вермахт «идеальной военной машиной»

Александр Заблотский

Роман Ларинцев

Мощь германской армии во многом мифологизирована

0
4865
Истина и домыслы о сражении  под Прохоровкой

Истина и домыслы о сражении под Прохоровкой

Виктор Гаврилов

Почему так живучи мифы в военной истории

0
14856
Ленин и египетская моральная ориентация

Ленин и египетская моральная ориентация

Михаил Рябов

О том, как израильские снаряды оказались бессильны против лика вождя мирового пролетариата

0
2919

Другие новости

Загрузка...
24smi.org