0
1428
Газета Вооружения Интернет-версия

22.10.1999 00:00:00

Авиация в "штопоре"


АВИАЦИОННАЯ отрасль в России создавалась на протяжении всего ХХ в., в последние десятилетия она является одним из немногих секторов экономики, способных производить наукоемкую продукцию мирового уровня, вместе со страной находится в состоянии глубокого системного кризиса.

Если нынешнее состояние авиационного комплекса не изменится в ближайшие 3-5 лет, то к 2005 г. Россия может лишиться собственной авиационной отрасли экономики. Обеспокоенные таким положением ведущей отрасли и ее перспективами комитеты Государственной Думы РФ по вопросам геополитики, по обороне, безопасности, промышленности, строительству, транспорту и энергетике, по конверсии и наукоемким технологиям 12 октября 1999 г. провели "круглый стол" на тему: "Состояние и возможности сохранения инженерно-технического обеспечения авиационной техники советского и российского производства для ее эксплуатации в РФ, странах СНГ и за рубежом".

В настоящее время по сравнению с 1991 г. производство военных самолетов уменьшилось в 17 раз, военных вертолетов - в 5 раз, гражданской авиационной техники - в 15 раз. Главными проблемами, стоящими перед предприятиями и организациями авиационной отрасли, являются отсутствие финансовой основы ее дальнейшего функционирования в результате систематического бюджетного недофинансирования на протяжении последних 8 лет; резкое сокращение заказов на авиационную технику гражданского и военного назначения; невыполнение ранее принятых программ федерального и регионального уровня о реструктуризации и конверсии авиационной отрасли из-за отсутствия средств.

Задолженность только Министерства обороны РФ предприятиям и организациям авиапромышленности России за выполненные ими работы по государственному оборонному заказу составляет более 2,6 млрд. руб. В целом государство задолжало авиационному комплексу 24 млрд. руб.

Низкая и нестабильно выплачиваемая заработная плата приводит к снижению количества высококвалифицированных рабочих и специалистов предприятий и организаций авиационной промышленности России. Высоки темпы износа и старения основных фондов авиастроительных предприятий и парка летательных аппаратов авиационных фирм, теряются многие уникальные технологии.

Результаты этих процессов и их влияние на безопасность страны показал в своем докладе заместитель главнокомандующего ВВС по вооружению генерал-лейтенант Юрий Клишин. По его словам, авиация решает поставленные перед ней задачи на пределе своих возможностей. Сейчас в Вооруженных силах по штату около 4000 самолетов различных модификаций. Примерно столько же находится на базах хранения после вывода из боевого состава ВС РФ в соответствии с плановыми организационно-штабными мероприятиями.

По сравнению с 1991 г. самолетный парк ВВС составляет 30%, при этом доля современных машин только 21%. Из-за недостатка финансовых и материальных средств исправность авиатехники в настоящее время составляет 61% (доля технически боеготовых машин). Четыре пятых (80%) самолетного парка используется за счет продления моторесурса.

Для ВВС критические точки наступят в 2005 и 2010 гг., когда продлевать моторесурс станет невозможным. А по некоторым типам самолетов, таким как Ил-18, МиГ-25, Ан-12, это время наступит уже в 2000 г., и потребуется закупать им на замену по 200 машин в год.

Одним из основных направлений поддержания самолетного парка ВВС в условиях нынешнего тяжелого положения является капитальный ремонт самолетов и вертолетов с их одновременной модернизацией. В нынешнем году в таком ремонте нуждаются 500 самолетов и вертолетов, 1200 авиационных двигателей и 26 тыс. агрегатов. На это требуется 11,5 млрд. руб. Фактически же имеется только 1,5 млрд. Поэтому от ремонта и модернизации некоторых имеющихся типов самолетов (МиГ-27, Су-17) в ВВС отказались.

Мало помогло и объединение с ПВО. В результате изменения инфраструктуры нового объединенного вида ВС РФ фактически уничтожен войсковой ремонт авиатехники на дивизионных, армейских и фронтовых ремонтных авиапредприятиях, так как их просто не стало. А ведь там проводится унифицированный комплексный ремонт всех систем и самолета в целом, он и стоил в пять раз дешевле.

Ранее на каждый тип двигателя и самолета в ВВС был свой ремонтный завод. А сейчас на предприятии ремонтируют три-четыре типа самолетов и авиадвигателей, что ухудшило качество выполняемых работ. При нынешней инфраструктуре самолетный парк ремонтируется только на 9% в год, авиадвигателей - на 5%.

Плохо обеспечивается научный задел будущего Военно-воздушных сил. Запланированные и утвержденные научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) финансируются только на 16% от необходимого. Выделение средств на НИОКР только с 1996 г. упало с 29% до 9% от военного бюджета.

Тем не менее в ВВС решают поставленные задачи и главную из них - модернизацию самолетного парка. Остановились на двух типах самолетов: Су-30 и МиГ-29, чтобы сделать их многофункциональными и современными, способными эффективно воевать в самой сложной оперативной, тактической, географической и гидрометеорологической обстановке.

Военные летчики нашли такие выходы из нынешнего почти безвыходного положения. Но не все авиационные отечественные фирмы сохранили возможность работать одновременно не только на мировом рынке, куда они очень стремятся попасть, но и на внутреннем - обеспечивать потребности обороны страны.

В этой связи одним из важнейших направлений работы государственных компаний "Росвооружение" и "Промэкспорт" может стать продажа за границу самолетов и вертолетов, которые в большом количестве находятся в резерве на базах хранения ВВС и ПВО. Вместе с ними можно активно продавать и запасные части.

Почти вся авиация бывших союзников СССР по блоку, противостоящему США и НАТО, во многих регионах мира состоит из самолетов нашего отечественного производства: МиГ-21, МиГ-23, МиГ-27, МиГ-29. Эти машины нуждаются в модернизации. Если мы будем медлить, то нашу нишу в этом огромном секторе мирового рынка вооружений займут наши бывшие союзники по Организации Варшавского Договора: Болгария, Венгрия, Польша, Германия. Они и Израиль уже начали заниматься модернизацией нашей авиатехники за рубежом. Значительно хуже по качеству, чем это делали бы российские предприятия, но факт остается фактом - наши гарантированные доходы они забирают себе.

Участники "круглого стола" определили комплекс мер, которые должны предпринять Госдума, правительство, Министерство обороны для вывода российской авиации из кризиса.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Скоростной сплав

Скоростной сплав

Василий Столбунов

В России разрабатывается материал для производства сверхлегких гоночных колес

0
1052
К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
1693
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
1538
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
2894

Другие новости