0
5928
Газета Вооружения Интернет-версия

19.11.1999 00:00:00

Самое массовое оружие


ВАЖНОЙ особенностью современных вооруженных конфликтов является преимущественное использование в них легкого оружия, т.е. любое стрелковое оружие и ручные гранаты, а также ручные пулеметы и гранатометы, переносные зенитно-ракетные и противотанковые комплексы, безоткатные орудия, артиллерийские орудия калибром до 30 мм, минометы калибром до 120 мм, противопехотные и противотанковые мины, а также боеприпасы к перечисленным видам оружия. В конфликтах последних лет примерно 80-90% потерь наносилось именно при использовании этого оружия. Конечно, в некоторых случаях отдельные иррегулярные формирования могли приобретать ограниченное количество тяжелого вооружения: танки, боевые машины, артиллерийские орудия, даже вертолеты и самолеты. Но такое оружие требует хорошо подготовленных специалистов по их использованию и эксплуатации, а также определенных условий и материальных средств для их содержания (топливо, боеприпасы, запчасти, аэродромы для авиации и т.д.). К тому же тяжелое вооружение дорого стоит. И когда перед руководством подобных формирований встает вопрос, что делать: купить танк, потратиться на обучение экипажа (довольно длительное по времени) и содержать его или купить 10 тыс. автоматов Калашникова и десяток ручных противотанковых гранатометов для борьбы с теми же танками, кучу боеприпасов к ним и потратить несколько часов на обучение, то чаще всего выбирают последний вариант. Например, средняя оптовая цена АК-47 на "черном" рынке около 200 долл. США, немецкой винтовки G-3 и американской М-16 - около 800 (в розницу). Вместо одного современного реактивного самолета по цене 50 млн. долл. можно приобрести примерно 200 тыс. автоматических винтовок. Таким образом, обладателями современных военных технологий, воплощенных в легком оружии, становятся как любители, так и профессионалы, хорошо подготовленные люди и недостаточно тренированные.

По разным оценкам, начиная с 1947 г. было произведено 60-70 млн. единиц всех модификаций автомата Калашникова, который по лицензии и без нее производится в разных странах, включая, помимо России, Китай, Болгарию, Польшу, Египет, Ирак, Румынию, Северную Корею. Сюда же можно добавить около 8 млн. американских винтовок М-16, 7 млн. немецких G-3, 5-7 млн. бельгийских винтовок FN-FAL, 10 млн. израильских пистолетов-пулеметов Uzi. Всего же, по неофициальным данным, в мире насчитывается около 125 млн. различного автоматического оружия.

Сложность контроля за распространением легкого оружия связана с отсутствием информации о его производстве еще во многих странах мира. Если тяжелое вооружение (ракетное оружие, танки, современные реактивные самолеты, боевые корабли) производят около десятка стран, то легкое - около 50. Причем количество производителей только стрелкового оружия и боеприпасов к нему с 1985-го по 1994 г., по данным Исследовательского института ООН по вопросам разоружения в Женеве, возросло на 25% и составило около 300 фирм в 52 странах.

Несмотря на то что объем торговли обычными видами вооружений в мире после окончания холодной войны значительно сократился - с 88,5 млрд. долл. в 1987 г. до 46,7 млрд. в 1997 г., - объемы торговлей легким оружием увеличились и сейчас составляют, по разным оценкам, 5-10 млрд. долл. ежегодно, т.е. 10-20% от всего объема продаж обычных видов вооружений.

Значительное количество легкого оружия закупается на "черном" рынке вооружений различными военизированными и иррегулярными формированиями. По данным американских экспертов, объем таких продаж ежегодно составляет от 2 до 10 млрд. долл., т.е. примерно столько же, сколько и на легальном рынке.

Некоторые зарубежные специалисты подчеркивают, что во времена холодной войны многие вооруженные конфликты не могли бы продолжаться так долго без "спонсорской" поддержки двух главных противников того времени: США и СССР. Это касается и Юго-Восточной Азии, и Анголы, и Афганистана, и многих других. Но самое главное: "спонсоры" в то время не сильно беспокоились о том, что будет с оружейными арсеналами после окончания войн и конфликтов. А оружие из этих регионов стало распространяться в другие районы мира, где оно стало нужнее. То есть речь идет о неких сообщающихся сосудах, обладатели которых руководствуются принципом "Пострелял сам, дай пострелять другому". Не бесплатно, конечно. При этом государства-поставщики потеряли рычаги влияния. Теперь уже невозможно остановить какой-либо конфликт в самом начале путем простого прекращения поставок оружия. Его всегда можно приобрести в другом месте, было бы на что. А в последнее время члены иррегулярных формирований научились неплохо зарабатывать себе деньги как на пропитание, так и на покупку оружия и боеприпасов. Хотя, как правило, незаконно. Например, продажей наркотиков. Этим, как свидетельствует западная пресса, активно занимаются в Европе косовские сепаратисты.

Постсоветская Россия в этом вопросе также "не лежит в стороне от столбовой дороги развития человечества". Особый вклад в распространение оружия в Российской Федерации за последние годы внесли события в Чечне. В числе прочего имущества Вооруженных сил, МВД и КГБ боевикам достались склады, где до 1992 г. хранилось около 60 тыс. единиц легкого оружия; из них чеченцам досталось около 42 тыс. единиц, в том числе около 28 тыс. автоматов Калашникова. Сюда же можно добавить около 200 тыс. ручных гранат и свыше 13,5 млн. патронов различного калибра. Не менее 15 тыс. единиц стрелкового оружия боевики захватили при разоружении КГБ и органов внутренних дел Чечено-Ингушской АССР.

Оружие приобреталось и за рубежом, в частности, в 1988-1991 гг. этому способствовали представители армянской, азербайджанской, грузинской и чеченской диаспор. А в 1991 г. в Чечню под видом гуманитарной помощи завезли через Азербайджан партию оружия советского образца, в основном изготовленного в ГДР. Оно было получено турками от ФРГ в рамках взаимопомощи НАТО.

Законы многих стран в области торговли легким оружием более либеральны, чем в отношении тяжелого оружия. К тому же после окончания холодной войны интересы многих стран-экспортеров легкого оружия сместились из области геополитических в область чисто экономических. Для многих фирм-производителей стало очень трудно выживать только за счет военных заказов, и они обратили свой взор на рынок продажи оружия для частных лиц и организаций. Например, в 1996 г. Министерство торговли США разрешило частным компаниям экспортировать свою продукцию на сумму свыше 530 млн. долл.

Возникает извечный вопрос: "Если опасность распространения легкого оружия стала очевидной, то что же делать?" В июле 1998 г. в Осло (Норвегия) состоялась конференция по всеобщему и полному запрещению распространения легкого оружия. Она подтвердила огромную важность этого вопроса в настоящее время, и в то же время признала, что достичь согласия между странами по этой проблеме будет очень трудно.

Сейчас раздаются призывы к подписанию договора между странами-производителями, в котором они бы обязались не поставлять легкое оружие в зоны конфликтов, репрессивным режимам, прекратить его тайные поставки, а также контролировать использование проданного оружия (или использование лицензий на его производство) в соответствии с заключенным договором.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Правящая коалиция в Польше укрепила позиции в крупных городах

Правящая коалиция в Польше укрепила позиции в крупных городах

Валерий Мастеров

Премьер заочно поспорил с президентом о размещении в стране ядерного оружия

0
714
Асад не теряет надежды на сближение с Западом

Асад не теряет надежды на сближение с Западом

Игорь Субботин

Дамаск сообщил о сохранении переговорного канала с Вашингтоном

0
829
ЕС нацелился на "теневой флот" России

ЕС нацелился на "теневой флот" России

Геннадий Петров

В Евросоюзе решили помогать Украине без оглядки на Венгрию

0
1038
Инвестиционные квартиры нужно покупать не в столице, а в Таганроге

Инвестиционные квартиры нужно покупать не в столице, а в Таганроге

Михаил Сергеев

Реальные шансы на возврат денег от приобретения новостроек снижаются

0
808

Другие новости