0
1302
Газета Вооружения Интернет-версия

21.01.2000 00:00:00

Военный экспорт под контролем государства


-ИГОРЬ НИКОЛАЕВИЧ, каковы роль и место российских коммерческих банков в системе военно-технического сотрудничества?

- Начиная примерно с 1993 года изготовление специмущества, поставляемого на экспорт в рамках военно-технического сотрудничества (ВТС) России с зарубежными странами, стало приобретать для обеспечения финансовой устойчивости предприятий военно-промышленного комплекса все большее значение. Это объясняется тем, что объем заказов со стороны Министерства обороны РФ из-за недостаточного бюджетного финансирования начал стремительно сокращаться. В это же время российской стороной велись интенсивные переговоры о продаже на выгодных для страны условиях российского оружия на новых перспективных рынках, и прежде всего китайском.

За период с 1994 по 1998 год предприятиям ВПК было выдано указанными банками кредитов на общую сумму около полутора миллиардов долларов США, основная часть которых предоставлялась под гарантию ГК "Росвооружение". В том числе и благодаря этой мощной финансовой подпитке в течение нескольких лет имел место рост экспорта российского вооружения и военной техники. При этом и сами банки внакладе не остались.

Благодаря этому был сохранен промышленный и кадровый потенциал на многих предприятиях ВПК, ряд из которых является градообразующим.

После августовского кризиса 1998 года ситуация коренным образом изменилась. Ряд крупнейших банков оказался не в состоянии обслуживать контракты на поставку за рубеж специмущества. Их выполнение было поставлено под угрозу срыва. В этих условиях Внешэкономбанк оказался для правительства Российской Федерации, спецэкспортеров и инозаказчиков наиболее приемлемым во всех отношениях. Поэтому сюда и были переведены на обслуживание контракты из проблемных банков.

- Какой объем средств в рамках сделок по линии ВТС проходит через вас?

- Около 10 миллиардов долларов.

- Это реальные контракты?

- Валютный контроль осуществляет проверку по всем открытым паспортам сделок, отсюда и возникает цифра 10 миллиардов. Субъектами ВТС открыто во Внешэкономбанке свыше 260 паспортов сделок на поставку специмущества более чем в 20 стран.

К нам сегодня поступило 300 миллионов долларов по контракту с Китаем, который "Росвооружение" подписало по Су-30МКК. В нынешней ситуации, при довольно малом притоке денежных средств, такой объем одним платежом - это очень много. Увидеть такие средства у себя на корреспондентских счетах - мечта любого российского банка.

Отрадно, что в настоящее время в России создана серьезная система ВТС. Недавно подписанный президентом указ четко определил взаимоотношения в указанной сфере и порядок работы по поставкам специмущества на экспорт. Выстроилась серьезная, стройная и нормальная схема. Есть правительство в лице вице-премьера по вопросам ВПК Ильи Клебанова, затем Минторг в лице первого заместителя министра Григория Рапоты, который будет курировать и организовывать работу всех спецэкспортеров, предоставлять лицензии, выдавать разрешения на поставку специмущества, готовить межправительственные соглашения. Есть также три спецэкспортера - "Росвооружение", "Промэкспорт" и "Российские технологии". Ранее, в 1997 году, президент разграничил их полномочия. Кроме того, в последнем указе определен порядок предоставления предприятиям промышленности разрешения на поставку имущества за рубеж и порядок принятия такого решения.

Отмечу, кстати, что наряду с "Росвооружением", "Промэкспортом" и "Ростехнологиями" нашими клиентами являются такие известные субъекты ВТС, как ВПК "МАПО", Тульское КБП, "Антей" и ряд других.

- Нельзя ли назвать конкретные объемы, которые проходят через ваш банк?

- У "Росвооружения" - порядка 80% всех поступающих платежей, у "Промэкспорта" - примерно 60-70%.

Серьезных успехов достигло Тульское КБП. В 1999 году объем контрактов у них превысил 200 миллионов долларов, и в ближайшей перспективе будет подписан очень серьезный контракт. Фактически 100% объемов Тульского КБП, как, впрочем, и ВПК "МАПО", идет через нас.

Если говорить в целом, то через Внешэкономбанк осуществляется 85-90% всех расчетов по линии военно-технического сотрудничества России с зарубежными странами. Конечно, это огромный сегмент финансового рынка.

- Очевидно, ваш самый крупный партнер - это Китай?

- Да, КНР, а также Индия. Китай мы обслуживаем монопольно, то есть фактически все существующие контракты идут через нас. Мы прошли с китайскими партерами очень долгий путь переговоров. Это понятно, ведь объемы поставок очень большие. Все осуществляется в рамках подписанных межправительственных соглашений. Китайские партнеры прагматичны, у них все конкретно, четко, они очень аккуратно подходят к решению любого вопроса, поэтому проработка всех возникающих проблем занимает достаточно долгое время. Для коллег из Китая большое значение имеет то обстоятельство, что Россию представляет серьезный банк, имеющий традиции, должный уровень представительства и безупречную репутацию. Внешэкономбанк СССР, правопреемником которого мы являемся, сотрудничает с КНР с 1970 года.

- Раньше в сфере военно-технического сотрудничества с Китаем монополией обладал Инкомбанк. Были ли проблемы, связанные с переориентацией финансовых потоков с Инкомбанка на Bнешэкономбанк? Были потери, которые могли негативно повлиять на ВТС с Китаем?

- Действительно, с 1994 года исключительно Инкомбанк обслуживал все контракты с Китаем. Но в 1997 году большой контракт по эсминцам получил ОНЭКСИМбанк. Поэтому говорить о монополии Инкомбанка было бы неправильно. До финансового кризиса 1998 года они примерно в равной степени обслуживали ВТС с Китаем.

Что касается Инкомбанка, если говорить о проблеме "застрявших" в нем на момент кризиса средств участников ВТС, фактически была только проблема по спецсчету. Однако в соответствии с решениями по процедуре банкротства Центральный банк РФ направил в "Росвооружение" письмо, в котором говорилось, что средства на спецсчете не являются объемно-кредитной массой, к ней не могут предъявлять претензии кредиторы Инкомбанка. Поэтому этот вопрос постепено, медленно, но с помощью арбитражного управляющего был решен. Средства со спецсчета в соответствии с подписанными дополнениями к межправительственному соглашению между Россией и Китаем, в котором обслуживать все старые и новые контракты было поручено нам, перевели во Внешэкономбанк. Одновременно были переоформлены все паспорта сделок.

Та же самая процедура затронула и ОНЭКСИМбанк. Поэтому проблемы потери средств в рамках обслуживания китайских контрактов как таковой не существует. Возможно, какие-то небольшие суммы, в размере 200-300 тысяч долларов, застряли на счетах покрытия, которые не были вовремя разблокированы.

- Как ко всем этим коллизиям отнеслись в Пекине?

- Спокойно. Ведь они выполняют свои обязательства перед Российской Федерацией, а что дальше - это уже головная боль Москвы. Просто на какое-то время приостанавливался процесс поставок военной техники. "Росвооружение" временно прекратило отгрузку специмущества в Китай, пока все не утряслось. В декабре 1998 года КНР и РФ подписали дополнительное соглашение о переназначении банков с российской стороны. Так что на протяжении четырех месяцев, с августа-сентября по декабрь, поставки были заморожены. Спустя некоторое время Внешэкономбанк подписал межбанковское соглашение с Банком Китая. Тут же были выставлены повторные гарантии по реализуемым контрактам и процесс поставок в КНР возобновился.

- Вы упомянули Индию. Можно ли в отношении этой страны сформулировать стратегические интересы Внешэкономбанка, в частности по обслуживанию индийской линии ВТС?

- Стратегический интерес - взять на себя обслуживание всех контрактов. Хотелось бы выстроить линию, которая начинается от закона о ВТС. Там оговариваются четкие возможности участников этого сотрудничества, где четко определено обязательное наличие 50% участия государства в их акционерном капитале или полное государственное участие. Рядом с федеральными государственными унитарными предприятиями и субъектами ВТС должен быть государственный банк, который руководствуется государственными интересами. Ведь торговля оружием - это чисто государственный бизнес, в котором неприемлемы "левые" поставки и нарушения действующих эмбарго в отношении ряда стран.

Государственный банк очень важен и с точки зрения координации и учета средств, которые в нем находятся.

- Кто конкурирует с вами на одном поле? Раньше, когда существовал институт уполномоченных банков "Росвооружения", за обслуживание каждого крупного контракта разворачивалась острая конкуренция. Как решаются эти вопросы сейчас?

- В общем-то, сильно ничего не изменилось. Вместе с тем есть определенные подвижки. В указе президента от 1998 года говорилось, что спецэкспортеры вправе самостоятельно определять банки по обслуживанию конкретных коммерческих контрактов. Что касается контрактов, которые подписаны в рамках межправительственных соглашений, то в этом случае выбор банка является прерогативой правительства.

Разумеется, "Росвооружение" и "Промэкспорт" ориентируются на просьбы предприятий о том, какой, по их мнению, банк должен обслуживать тот или иной контракт. Просят обычно за тот, который уже как-то инвестировал производство, с тем чтобы замкнуть ответственность при погашении кредитных средств.

Сейчас в этой области начал работать Сбербанк, у которого есть серьезные возможности кредитовать предприятия, а также ряд коммерческих банков - Росбанк, МДМ-банк, Банк Москвы.

- В свете нынешних политических реалий включение Банка Москвы в список уполномоченных банков выглядит сенсационно┘

- Банк Москвы обслуживает один-единственный контракт по системам ПВО, который подписал с Грецией концерн "Антей".

- Выполнение любого оружейного контракта подразумевает ограничение информации в плане сделок и конкретных платежей. Занимается ли ваш банк защитой коммерческой и государственной тайн?

- Это обязательное требование участия Внешэкономбанка в обслуживании контрактов. Ежегодно мы проходим проверку спецслужб, которая определяет нашу возможность работать в режиме гостайны. К числу обязательных требований относится наличие в банке первого отдела и оформление сотрудникам соответствующей формы допуска к секретной информации. Ведь обслуживание контрактов влечет за собой наличие в банке соответствующих документов и спецификаций с перечислением технико-экономических данных систем вооружений и ценовых характеристик специмущества, что составляет не только коммерческую, но и государственную тайну.

- В составе российской правительственной делегации вы не так давно посетили Ливию. Нельзя ли рассказать об этой поездке подробнее?

- Ливийская сторона обратилась с просьбой не раскрывать конкретные детали прошедших переговоров. Я встречался с председателем Ливийского банка внешней торговли, и мы обговаривали возможности сотрудничества с этим банком. В прохождении финансовых потоков с ливийской стороны проблем не возникнет. Как только будут урегулированы некоторые вопросы правового характера, Россия начнет поставки оружия в эту страну.

- Часть стран имеет задолженность перед Россией по военным поставкам со времен СССР. Вы видите какую-то возможность работать с этими долгами, если да, то по какой схеме?

- Допустим, с китайцами мы в этом плане нормально работаем, подписываем межправительственные соглашения о погашении задолженности по спецтехнике. В данной ситуации Внешэкономбанк ведет взаимное урегулирование задолженности, по такой же схеме ведется работа и с другими странами. Когда "Росвооружение" или "Промэкспорт" подписывают соглашения о поставке специмущества в счет погашения внешней задолженности РФ, мы подписываем межбанковское соглашение, проводим операции по урегулированию за счет поставленного имущества, списываем задолженность. Разумеется, работаем параллельно с Министерством финансов РФ. Все-таки именно оно оплачивает предприятиям поставленное на экспорт имущество по согласованной цене.

- В чем заключается интерес банка по обслуживанию контрактов на поставку специмущества? Это наличие свободных ресурсов для того, чтобы работать на рынке межбанковского кредита, или еще какие-то схемы? На чем Внешэкономбанк зарабатывает деньги?

- На элементарных банковских продуктах - комиссиях, гарантиях. Допустим, китайцы в рамках заключенного контракта предоставляют аванс российской стороне. Объем составляет 15% от суммы контракта, это оговорено межправительственным соглашением. Эти 15% они предоставляют под банковскую гарантию возврата данного аванса. Если "Росвооружение" не сможет поставить в срок определенное контрактом имущество, то мы как банк-гарант обязаны вернуть этот аванс китайской стороне в полном объеме. Мы выставляем эти гарантии, их принимают фактически все участники военно-технического сотрудничества России с зарубежными странами. Когда мы представляем гарантии, то, естественно, за это берем комиссию. В общем, за каждую операцию взимаем небольшой процент.

- Как структурно выглядит во Внешэкономбанке блок, который занимается ВТС?

- В банке существует департамент, который обслуживает клиентов. В этом клиентском департаменте существует отдел, который занимается непосредственно ВТС. Там работают люди, прошедшие школу "Росвооружения" и заводов ВПК, которые имеют финансовое и экономическое образование, а в настоящий момент - уже и банковское, знают специфику данной отрасли, кто какое специмущество изготавливает, научные и финансовые возможности оборонных предприятий. Прежде чем заниматься вопросами кредитования, мы занимаемся аналитикой. У нас есть специалисты, которые непосредственно курируют этот бизнес и знают его, в том числе и с межотраслевой точки зрения.

- А у директоров оборонных предприятий менталитет уже рыночный? Легко ли с ними работать, договариваться?

- Чересчур рыночный. Директора, которые поставляют специмущество на экспорт с 1992 года и получают живую валюту, уже научились делать вексельные схемы, получать вексельные кредиты, работать с клиринговыми счетами, совершать дисконтные и процентные операции, получать кредиты, давать кредиты, то есть в полном объеме владеют банковскими технологиями, и обмануть их практически невозможно.

И потом, на этом рынке нельзя вести себя нечестно. Раз обманул - и лишился клиентской базы.

- Внешэкономбанк является совладельцем каких-либо предприятий ВПК?

- Нет. Вместе с тем я хотел бы отметить, что Внешэкономбанк имеет значительные интересы в различных областях военно-промышленного комплекса России, так как через нас осуществляется обслуживание поставок авиационной и бронетанковой техники, кораблей и подводных лодок, средств ПВО.

- Каковы перспективы на этом рынке финансовых услуг?

- Хотелось бы, чтобы Внешэкономбанк успешно перешел в ХХI век и работал далее. Как век начнешь, так и проживешь.

- А в плане взаимоотношений банка с правительством РФ, "Росвооружением", другими субъектами ВТС - контакты в целом хорошие?

- Они достаточно надежны. Нас отличает государственный менталитет. Сделать все во имя будущего процветания России - главный смысл нашей сегодняшней работы.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Скоростной сплав

Скоростной сплав

Василий Столбунов

В России разрабатывается материал для производства сверхлегких гоночных колес

0
1059
К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
1699
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
1544
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
2910

Другие новости