0
3481
Газета Вооружения Интернет-версия

18.02.2000 00:00:00

Сергей Чемезов: "В системе военно-технического сотрудничества выстроена четкая вертикаль"


-CЕРГЕЙ ВИКТОРОВИЧ, в достаточно короткий срок возглавляемая вами компания вышла на лидирующие позиции в оружейном бизнесе. Однако информации о деятельности "Промэкспорта", в отличие от раскрученного "Росвооружения", крайне мало. Чтобы восполнить этот пробел, есть предложение начать разговор с подведения итогов работы за 1999 год.

- Одним из основных показателей нашей работы является объем подписанных контрактов. По итогам 1999 года он составил около 900 миллионов долларов США. По сравнению с предыдущим годом объем портфеля заказов вырос в 2,4 раза (в 1998-м объем подписанных контрактов составлял около 400 миллионов долларов США). А это свидетельствует о положительной тенденции в деятельности "Промэкспорта", о ритмично идущем переговорном процессе и нормальной рабочей обстановке в коллективе предприятия.

Удельный вес продукции военного назначения в нашем портфеле заказов составляет около 97%, что вполне соответствует основному профилю деятельности "Промэкспорта". Лидирующее положение в объеме выполненных контрактных обязательств занимает авиационная техника - более 80%. Весомая доля в структуре поставок принадлежит сухопутной составляющей, в том числе - бронетанковому вооружению, артиллерийским системам, стрелковому оружию и боеприпасам.

В 1999 году нами получено более 1500 обращений инозаказчиков по вопросам поставок вооружения и военной техники (ВВТ), боеприпасов, комплектующих изделий, запасных частей и оказания услуг. А с начала 2000 года - около 250 заявок.

- С какими конкретными странами ФГУП "Промэкспорт" развивает военно-техническое сотрудничество и по каким направлениям?

- В минувшем году в сфере ВТС "Промэкспорт" активно работал по следующим направлениям:

- экспорт ВВТ, в том числе высвобождаемых в результате реформирования Вооруженных сил России из наличия Министерства обороны;

- экспорт запасных частей, комплектующих изделий, боеприпасов и другой продукции военного и двойного назначения;

- проведение ремонта и модернизации ВВТ российского производства.

"Промэкспорт" сотрудничает на постоянной основе с 26 государствами Азиатско-Тихоокеанского, Юго-Восточного, Ближневосточного и Африканского регионов.

В 1999 году значительно активизировались внешнеэкономические связи с рядом стран Африки и Азии. Возобновлены поставки на традиционные для нашей страны рынки вооружений, где основными торгово-экономическими и военными партнерами выступают Алжир, Китай, Турция, Эфиопия и ряд других государств, с одной стороны, представляющие для России военно-политический интерес, а с другой - обладающие значительными импортными ресурсами.

Разработана и принята программа военно-технического сотрудничества с Индией. В соответствии с ней и на основе подписанных контрактов мы осуществляем поставку комплектующих и материалов для обеспечения лицензионного производства танков и боевых машин пехоты на предприятиях Министерства обороны этой страны.

Представители "Промэкспорта" принимали активное участие в работе смешанных межправительственных комиссий по ВТС, в том числе по таким странам, как Вьетнам, Индия, Италия, Словакия, Словения.

Видим мы перспективы и в сотрудничестве со странами Центральной и Восточной Европы, в том числе с Венгрией, Чехией и Польшей, вступившими в НАТО.

Совместно с рядом ведущих итальянских фирм удалось выйти на несколько совместных проектов, включая создание учебно-тренировочного самолета Як/АЕМ-130, разработку и производство вооружений и военных средств связи.

Начало сотрудничества "Промэкспорта" со странами СНГ положено заключением контракта с Министерством обороны Республики Узбекистан на ремонт авиационных двигателей. Заложены основы сотрудничества и с рядом других стран Содружества, в том числе с Белоруссией, Украиной, Казахстаном, Киргизстаном, Таджикистаном, Туркменистаном.

К закупкам российского оружия проявляют интерес страны Латинской Америки и Карибского бассейна. Нами получено несколько десятков заявок на поставку различной номенклатуры вооружения и военной техники для Сухопутных войск, ВВС и ВМС армий ряда государств этого региона.

Серьезное внимание мы уделяем участию в проектах создания объектов по эксплуатации, ремонту и модернизации ВВТ российского производства. Во взаимодействии с Министерством обороны России "Промэкспорт" приступил к реализации экономически выгодных проектов создания на территории инозаказчиков центров по ремонту и модернизации технических средств связи, находящихся на вооружении стран-заказчиков. С Индией и Вьетнамом прорабатываем перспективные проекты по созданию на их судостроительных предприятиях производственных мощностей, предназначенных для капитального ремонта специального вооружения, сложных технологических систем и оборудования, установленных на поставленных туда кораблях российского производства.

В плане реализации за рубежом продукции производственно-технического назначения, необходимой для ремонта и поддержания в рабочем состоянии ранее построенных за рубежом объектов, развития научно-технической базы оборонной промышленности стран-импортеров, нашими партнерами являются ряд европейских, ближневосточных и африканских фирм. Мы готовы сегодня предложить зарубежным партнерам поставки металлопроката, спецсталей и цветных металлов, электротехническое оборудование, специальное металлообрабатывающее технологическое оборудование, комплексные поставки авторемонтных мастерских и запчастей, химические продукты, широчайшую гамму оптических приборов гражданского и специального назначения, услуги в проведении НИОКР в области газодинамики и оптической механики.

- Какие наиболее значимые контракты были подписаны в прошлом году?

- Все контракты, независимо от суммы, представляют для нас высокую значимость, поскольку в них заложены насущные потребности как конкретных заказчиков, так и конкретных изготовителей, а их интересы мы ставим превыше всего. В контрактах представлен полный спектр продукции военного назначения с преобладанием авиационной и сухопутной составляющих. В связи с тем, что "Промэкспорт" осуществляет поставки как серийных образцов, так и запасных частей, комплектующих, а также оказывает содействие в модернизации и ремонте ВВТ, диапазон объемов контрактов достаточно широк - от нескольких тысяч до десятков миллионов долларов США. В реализации заключенных контрактов кроме Министерства обороны РФ принимают участие более 80 предприятий российской оборонной промышленности.

- Как выглядит динамика объема экспортных поставок "Промэкспортом" вооружения и военной техники за последние три года?

- 1998 год стал для нашей компании в определенном смысле судьбоносным. За каких-то полтора года с момента получения "Промэкспортом" в августе 1997 года права на самостоятельную внешнеэкономическую деятельность (срок по меркам бизнеса в такой сложной сфере, как военно-техническое сотрудничество, мизерный) начиная практически с нуля удалось сформировать приличный портфель заказов - около 400 миллионов долларов США, заключив к исходу 1998 года более 80 контрактов на поставку продукции военного назначения более чем в 20 зарубежных государств.

Общий объем экспорта составил в 1998 году около 250 миллионов долларов США, что превысило аналогичный показатель 1997 года более чем в 20 раз. Для сравнения: до октября 1995 года объемы поставок "Промэкспортом" гражданской продукции (в том числе оптических и измерительных приборов, комплектующих к ним, технической оснастки, металлопроката, инструмента, штамповки и материалов) были небольшими. Например, в 1994 году около 8 миллионов долларов США.

1999 год был сложным для всех субъектов ВТС, включая "Промэкспорт". Учитывая ряд форс-мажорных обстоятельств, в том числе недостаточно стабильную платежеспособность ряда наших зарубежных партнеров, изменение структуры портфеля заказов с начала 1999 года на долгосрочные, требующие как более длительного срока изготовления, так и предэкспортной подготовки, возможно некоторое снижение объема экспортных поставок в минувшем году.

Результаты деятельности за 1999 год мы сейчас подводим и сообщим о них несколько позже.

- Какие изменения в структуре компании и кадровые перестановки в руководящем звене были произведены после вашего назначения на должность генерального директора?

- В последнее время организационная структура предприятия претерпела некоторые изменения, направленные на оптимизацию функциональной деятельности "Промэкспорта", повышение ответственности исполнителей и улучшение управляемости предприятием в целом.

Созданы департаменты по направлениям работы. Их возглавили руководители в ранге заместителей генерального директора. Основной состав руководящего состава предприятия остался прежним. Вместе с тем после реорганизации пришли ряд новых специалистов, обладающих значительным опытом и профессиональными знаниями в области ВТС, которые призваны усилить в первую очередь аналитическое, финансово-экономическое и договорно-правовое направление работы "Промэкспорта".

Повышен потенциал аппарата советников и консультантов генерального директора, прежде всего за счет привлечения высокопрофессиональных кадров.

- Известно, что одним из них стал бывший заместитель гендиректора "Росвооружения" Олег Сидоренко, курировавший там индийское направление. Какой участок работы поручен ему в вашей компании?

- В его компетенцию как советника генерального директора "Промэкспорта" входит проработка вопросов и подготовка предложений по отдельным направлениям ВТС. В области военно-технического сотрудничества не так уж много специалистов, обладающих таким опытом и знаниями, как Олег Николаевич Сидоренко. Поэтому его участие в работе предприятия в качестве советника является для нас хорошим приобретением.

- А каковы в целом перспективы на индийском рынке?

- Наши перспективы, в том числе по Индии как стратегическому партнеру России, определяет правительство РФ. Будем строить свою деятельность в рамках межправительственного соглашения, заключенного на десять лет.

Продолжим работать в сложившейся собственной нише при обеспечении лицензионного производства бронетанковой техники. Есть намерение предложить еще ряд модернизаций выпускаемых в настоящее время ВВТ и НИОКР по военно-морской тематике.

Об активности нашей работы с индийской стороной свидетельствует тот факт, что с начала 2000 года нам поступило около ста заявок, пятая часть которых уже закреплена Министерством торговли за "Промэкспортом".

- Как решаются вопросы раздела внешнего рынка с ГК "Росвооружение"? Кто регулирует спорные ситуации? Удовлетворены ли вы работой блока ВТС в структуре Минторга?

- Я бы не хотел говорить о каком-то разделе, этот термин не совсем корректен. Есть федеральный уполномоченный орган, Министерство торговли РФ, который координирует деятельность государственных посредников. Этот процесс вполне цивилизованный и осуществляется в рамках действующего законодательства. Основной принцип, который здесь действует, - преимущество отдается пожеланию инозаказчика. Если, предположим, одна и та же заявка поступает и в "Росвооружение", и в "Промэкспорт", тогда в Министерстве торговли предпочтение отдается тому госпосреднику или спецэкспортеру, у кого наиболее сильные позиции на рынках по конкретным странам или регионам.

В "Промэкспорте" строго следуют основным положениям указа президента РФ от 6 сентября 1999 года # 1164, а также тем документам, которые регламентируют нашу деятельность.

Есть примеры двусторонних договоренностей. Так, с ГК "Росвооружение" у нас в прошлом году подписан протокол о разделении поставок имущества для обеспечения лицензионного производства бронетанковой техники в Индии, оптических приборов, вооружения и боеприпасов к ним. В рамках этого протокола проходят взаимные консультации.

Не обходится, естественно, без спорных ситуаций, но они разрешаются вполне мирно и корректно. В этом большая заслуга вице-премьера правительства РФ Ильи Иосифовича Клебанова, первого заместителя министра торговли РФ Григория Алексеевича Рапоты.

Что же касается деятельности блока ВТС в Минторге РФ, то она вполне нормальная.

- Кто является вашим вышестоящим куратором в правительстве и администрации президента?

- В системе ВТС в результате совершенствования ее правовой базы выстроена четкая организационно-структурная вертикаль, замыкающаяся на комиссию по военно-техническому сотрудничеству во главе с исполняющим обязанности президента РФ Владимиром Владимировичем Путиным.

Заместителями председателя комиссии по ВТС являются вице-премьер правительства РФ Илья Иосифович Клебанов, осуществляющий руководство оборонной промышленностью через пять специализированных агентств и заместитель руководителя администрации президента РФ - начальник управления президента РФ по внешней политике Сергей Эдуардович Приходько.

Функциональную деятельность госпосредников, иных спецэкспортеров координирует уполномоченный федеральный Центр в лице Министерства торговли РФ. Это и есть наши кураторы.

- Есть ли проблемные вопросы во взаимоотношениях "Промэкспорта" с Министерством обороны России?

- Основы наших партнерских отношений заложены указом президента РФ от 20 августа 1997 года # 908, который наделяет ФГУП "Промэкспорт" преимущественным правом реализации за рубежом высвобождаемых из состава Вооруженных сил РФ вооружений и военной техники, комплектующих изделий и запасных частей к ним, а также боеприпасов в связи с проводимой военной реформой. Наши взаимоотношения регулируются временным положением "О порядке взаимодействия Министерства обороны РФ и ФГУП "Промэкспорт", введенным с ноября 1997 года.

Принципиальных проблем в наших взаимоотношениях нет. Есть непринципиальные проблемные вопросы, которые мы видим и успешно решаем совместными усилиями, проводя постоянные взаимные консультации и рабочие встречи.

В конце прошлого года, например, мы провели совместно методический семинар, в рамках которого подвели итоги деятельности по реализации за рубежом вооружения и военной техники из наличия Минобороны. Разговор был деловой, конструктивный, с участием представителей всех структур МО РФ, участвующих в военно-техническом сотрудничестве, - генералов и офицеров Главного управления международного военного сотрудничества, Главного организационно-мобилизационного управления Генерального штаба, Главного ракетно-артиллерийского управления, Главного автобронетанкового управления, Главных командований ВВС и ВМФ. Пришли к выводу, что у нас сложился хороший опыт взаимодействия, создан приличный задел, есть резервы.

В текущем году намерены выстроить такую схему взаимодействия, при которой бы существенно возросла оперативность отработки заявок, подготовки необходимых правительственных распоряжений, обновления перечня подлежащего реализации специмущества.

Планируем усовершенствовать механизм предэкспортной подготовки, повысить уровень гарантийных обязательств при обеспечении инозаказчиков запасными частями, особенно по тем образцам техники, которые уже сняты с вооружения в нашей стране. Наша совместная деятельность направлена на то, чтобы удовлетворить возрастающие требования зарубежных партнеров по срокам поставки, техническому облику специмущества, запасу ресурсов, срокам службы, укомплектованию необходимыми средствами обслуживания, одиночными и групповыми комплектами, эксплуатационной документацией и инструментом.

- На какую сумму оцениваются те вооружения Минобороны и других силовых структур, которые могут быть реализованы на внешнем рынке? Видите ли вы для себя перспективу после того, как поставки ВВТ из наличия МО РФ подойдут к концу?

- В структуре экспорта предприятия поставки из наличия Министерства обороны составляют значительную долю. В портфеле заказов четвертая часть - это специмущество из Вооруженных сил.

Вместе с тем, реализуя вооружение и военную технику из наличия Минобороны на зарубежных рынках, "Промэкспорт" вовлекает во внешнеторговые проекты как ремонтные предприятия МО РФ, так и предприятия оборонной промышленности. Есть комплексные заказы, в соответствии с которыми часть техники поставляется из Вооруженных сил, а часть - непосредственно из промышленности. "Промэкспорт" также активно работает и непосредственно с промышленностью, в том числе по поставкам продукции гражданского назначения. Поэтому наши перспективы не совсем корректно увязывать лишь с армейскими арсеналами.

Бытует, однако, не совсем правильное мнение, что экспортный потенциал Вооруженных сил может иссякнуть. Это не так. Армия и флот были и останутся одними из самых активных участников военно-технического сотрудничества, своеобразным мощным рекламным агентством отечественного оружия. Сам же процесс высвобождения ВВТ, естественно, непрерывен, поскольку на смену одним поколениям оружия будут приходить другие. Свидетельством тому является в 1,5 раза увеличенный государственный оборонный заказ, который позволит Министерству обороны в текущем году провести испытания новых образцов вооружения и военной техники.

Таким образом, если принять в качестве аксиомы постоянную востребованность нашей техники за рубежом и сохранение военно-политических интересов России в том или ином регионе мира, ответ на этот вопрос сам по себе предопределен.

- Модернизация вооружений инозаказчиков - как видит свою нишу "Промэкспорт"?

- В последнее время в мировой практике четко определилась тенденция совершенствования находящейся на вооружении боевой техники путем проведения ее модернизации. Есть ряд серьезных предложений по модернизации в первую очередь авиационной техники, систем ПВО, бронетанковой техники.

До настоящего времени модернизацию авиационной техники "Промэкспорт" предлагал и реализовывал в рамках контрактов с инозаказчиками на ее поставку и ремонт. В 1999 году ряду иностранных государств были направлены инициативные предложения по установке дополнительного оборудования на самолеты в соответствии с новыми международными авиационными требованиями.

В текущем году, учитывая возросшую роль авиации в локальных конфликтах, мы ожидаем возрастание интереса инозаказчиков к модернизации авиационной техники. Такая работа на основании имеющихся заделов предприятий-разработчиков проводится ФГУП "Промэкспорт" постоянно, и мы полагаем, что данное направление станет эффективным и взаимовыгодным в дальнейшем расширении ВТС с нашими иностранными партнерами.

Повысилась заинтересованность и желание инозаказчиков придать ранее изготовленным в России образцам авиационной техники и вооружения способность с первого захода наносить удары по наземным и морским целям в сложных погодных условиях, расширить номенклатуру применяемых ракет и других средств поражения, в том числе и за счет возможного применения боеприпасов иностранного производства.

Среди представляющих интерес инозаказчиков направлений модернизации можно выделить следующие:

- расширение возможностей самолетов штурмовой авиации по решению задач огневой поддержки войск днем и ночью и в сложных метеоусловиях за счет модернизации бортового радиоэлектронного оборудования;

- обеспечение круглосуточного применения ударных вертолетов за счет установки аппаратуры ночного видения;

- повышение точности навигации и бомбометания;

- повышение точностных характеристик всего применяемого оружия.

При этом в зависимости от глубины и объема работ есть возможность модернизацию ряда летательных аппаратов предлагать не только в стационарных российских условиях на специализированных предприятиях, но и на базе инозаказчиков - силами выездных бригад. Мы готовы оказать содействие в проведении блочных программ модернизации ранее поставленных вертолетов типа Ми-8, Ми-24, Ми-35.

Есть ряд интересных предложений по повышению тактико-технических характеристик ранее поставленного вооружения ПВО - зенитных ракетных комплексов С-75, С-125, "Квадрат", в том числе путем проведения совместных и заказных опытно-конструкторских работ.

Как пример можно привести согласованную с Министерством обороны Индии работу по модернизации оптических приборов для бронетанковой техники. Она осуществляется в рамках переданной в 1980-х годах лицензионной документации и соответствует давней традиции "Промэкспорта" по представлению за рубежом интересов отечественной оборонной промышленности.

- Что можно сказать о позициях на рынке запчастей?

- Мы чувствуем себя достаточно уверенно. Только по прошлому году поставки запчастей, комплектующих, услуги и работы по ремонту ранее поставленного вооружения и военной техники составляют третью часть всего объема экспорта, около восьмидесяти процентов контрактов, находившихся в исполнении.

Мы уделяем огромное внимание этой работе как минимум по трем причинам.

Во-первых, из внешнеполитических соображений, так как поставки запчастей существенно повышают шансы сохранения и упрочения позиций России в тех странах, где продолжается эксплуатация техники советского производства.

Во-вторых, поставки запчастей осуществляются в рамках наших сервисных и гарантийных обязательств. Мы внимательно отслеживаем судьбу ранее поставленной техники и вооружения и весьма в профессиональном смысле ревностно относимся к тому, что какие-то узлы берутся ремонтировать зарубежные фирмы.

В-третьих, поставки запчастей идут как из наличия Министерства обороны РФ, так и по линии оборонных заводов, для многих из которых даже небольшая партия запчастей имеет порой решающее значение в сохранении рабочих мест, поддержании производственных мощностей, в выплате заработной платы.

В общем, активно работаем на этом рынке, несмотря на то что он очень трудоемок. Объемов здесь не наберешь, контракты, как правило, небольшие, но требующие больших затрат времени.

Бесперебойно поставляем во взаимодействии с десятью заводами запчасти, комплектующие изделия и материалы для лицензионного производства танков

Т-72, боевых машин пехоты типа БМП-2. Есть большой спрос на запчасти к артиллерийскому вооружению, танкам типа Т-55, Т-62.

В поставке запасных частей мы активно работаем как с Министерством обороны РФ, так и многими оборонными предприятиями.

- Удовлетворены ли вы уровнем поддержки, оказываемой предприятию МИДом и спецслужбами РФ при продвижении ВВТ на нетрадиционные и новые рынки?

- Вполне. Она оказывается в соответствии с действующим законодательством в сфере военно-технического сотрудничества России с иностранными государствами.

- Фактор конкуренции со стороны Укрспецэкспорта, Белтехэкспорта, спецэкспортеров из Болгарии и других стран Восточной Европы - насколько он существенен?

- Да, мы располагаем информацией о деятельности этих спецэкспортеров, о фактах поставки продукции военного назначения советского производства по более низким ценам.

Обращения инозаказчиков к возможностям Украины, Белоруссии, Болгарии, Польши, Румынии, Чехии по приобретению ряда изделий и запчастей из наличия национальных вооруженных сил продиктовано в первую очередь испытываемыми финансовыми затруднениями наших зарубежных партнеров. Мы вынуждены этот фактор учитывать в своей деятельности. Но мы также понимаем, что период такого рода конкуренции временный и, когда запасы в странах СНГ и Восточной Европе иссякнут, инозаказчики вынуждены будут обратиться к российским разработчикам и изготовителям.

Вместе с тем мы стремимся установить деловое сотрудничество с нашими коллегами из Белоруссии и Украины.

- И, наконец, последний вопрос. Утверждают, что часть контрактов, проработанных "Росвооружением", вы перехватываете за счет проведения демпинговой политики. Так ли это?

- Действительно, такие слухи распространяются отдельными лицами, не знакомыми с порядком осуществления военно-технического сотрудничества в Российской Федерации. Они не имеют под собой серьезных оснований.

Демпинга со стороны государственных посредников не может быть по определению, и вот почему.

"Промэкспорт" работает на основе закрепленных за ним Министерством торговли РФ официальных заявок иностранных заказчиков, что уже само по себе исключает возможность перехвата заявок у ГК "Росвооружение" или "Российских технологий". К тому же при определении экспортных цен используются совместный с "Росвооружением" банк данных экспортных цен и разработанная Минторгом РФ методика.

Наконец, при рассмотрении поступивших в "Промэкспорт" заявок на предмет получения экспортных лицензий Министерство торговли осуществляет строгий контроль за уровнем экспортных цен.

Так что контрактов, которые были бы подписаны нами по демпинговым ценам, просто не существует.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Хунта Мьянмы смягчается под давлением оппозиции и повстанцев

Хунта Мьянмы смягчается под давлением оппозиции и повстанцев

Данила Моисеев

Аун Сан Су Чжи изменена мера пресечения

0
829
Вашингтон совершил северокорейский подкоп под ООН

Вашингтон совершил северокорейский подкоп под ООН

Владимир Скосырев

Мониторинг КНДР будут вести без России и, возможно, Китая

0
1238
Уроки паводков чиновники обещают проанализировать позднее

Уроки паводков чиновники обещают проанализировать позднее

Михаил Сергеев

К 2030 году на отечественный софт перейдут до 80% организаций

0
959
"Яблоко" занялось антитеррором

"Яблоко" занялось антитеррором

Дарья Гармоненко

Инициатива поможет набрать партии очки на региональном уровне

0
925

Другие новости