0
2081
Газета Вооружения Интернет-версия

07.04.2000 00:00:00

НПО "Энергомаш" вне конкуренции


-Борис Иванович, успехи НПО "Энергомаш" на международном рынке ракетодвигателестроения достаточно широко известны. А как вы учитываете программы вооружения Минобороны РФ?

- Программы вооружения российских Ракетных войск стратегического назначения (РВСН) с момента их создания в 1959 году являются безусловным приоритетом в работе НПО "Энергомаш" еще с тех пор, когда его создавал и долгие годы им руководил академик Валентин Глушко. Практически на всех жидкостных ракетах, находящихся сейчас на боевом дежурстве, стоят двигатели первой ступени нашей разработки. По нашей оценке, это большая часть всего российского потенциала ядерного сдерживания. Кроме того, ракеты-носители (РН) с нашими двигателями выводят на орбиты космические аппараты самого различного назначения: от всех видов разведки до связи, навигации и целеуказания.

- Каким образом вам удалось выйти на международный рынок и прочно закрепиться на нем?

- Четырехкамерный ЖРД-170 обладает наивысшим уровнем параметров и характеристик для двигателей данного класса, работает на экологически чистых компонентах топлива (кислород плюс керосин). Двигатель предназначен для многократного (до 10 раз) использования. Значительным достижением НПО "Энергомаш" стала и разработка РД-170 и его модификации РД-171 для первых ступеней ракетно-космической системы "Энергия - Буран" и РН "Зенит".

После распада СССР стало ясно, что без активной маркетинговой политики, без выхода на внешний рынок предприятию не выжить. Эти устремления НПО были поддержаны правительством РФ, особенно руководством Российского космического агентства и его руководителем Юрием Коптевым. Первое соглашение с американской фирмой "Пратт энд Уитни" "О совместном маркетинге и лицензировании двигателей и двигательных технологий на территории США" НПО "Энергомаш" заключило уже в 1992 году. В 1993-1995 годах НПО "Энергомаш" приняло участие в конкурсе по созданию двигателя первой ступени для американской модернизированной ракеты-носителя "Атлас-3". Конкурс организовала крупнейшая американская космическая корпорация "Локхид-Мартин". Кроме нас, в нем участвовали три американские фирмы. Победу одержали мы. В 1996 году мы уже заключили первый контракт на разработку этого двигателя, который получил наименование РД-180.

- Что представляет собой этот двигатель и как выполняется контракт с американскими фирмами?

- Жидкостный двухкамерный ракетный двигатель РД-180 с новым турбонасосным агрегатом работает на топливной смеси жидкого кислорода и керосина, имеет тягу около 400 тонн при очень высоком удельном импульсе. Он создан на основе хорошо зарекомендовавшего себя двигателя РД-170 и превосходит зарубежные аналоги как по энергетическим, так и по массогабаритным характеристикам. В ходе доводки РД-180 было проведено около 100 огневых испытаний на "Энергомаше" и 4 демонстрационных в научно-космическом центре Маршалла в США, в ходе которых был воспроизведены все условия реального полета. НПО получило заказ на производство 18 двигателей для РН "Атлас". Первый из них уже установлен на ракету-носитель, старт которой ожидается в мае 2000 года с космодрома им. Дж. Кеннеди на мысе Канаверал. Модернизированная РН "Атлас-3" должна вывести на геостационарную орбиту коммерческий спутник связи "Евтелсат". В декабре 1999 года заказчику, корпорации "Локхид-Мартин", было поставлено еще три ЖРД РД-180 для "Атласов".

- Каковы перспективы дальнейшего взаимодействия НПО "Энергомаш" с американскими космическими корпорациями?

- В 1997 году корпорация "Локхид-Мартин" заключила соглашение с американо-российским совместным предприятием "РД-Амрос", основанным компаниями "Энергомаш" и "Пратт энд Уитни", по которому обязалась закупить в течение десяти лет 101 двигатель РД-180. Это означает 10 лет совместной деятельности. По заключению члена руководства "Локхид-Мартин" Томаса Коркорана, РД-180 является лучшим маршевым двигателем в мире и позволит сэкономить при постройке "Атласов" до 20% средств. Под эту программу "Локхид-Мартин" выделила для ОАО "НПО "Энергомаш" кредит на 25 миллионов долларов для модернизации НПО под производство указанной серии двигателей. На эту сумму уже заказано технологическое оборудование. Сейчас дело за Центральным банком России, где отрабатывается механизм использования этих денег. Надеюсь, что в самое ближайшее время этот вопрос будет решен.

Параллельно в США начнет организовываться производство РД-180 для ракет-носителей "Атлас-5". Эти двигатели будут использоваться для запусков космических аппаратов по заказу правительства США, в том числе военных спутников. Для организации производства РД-180 по разрешению правительства РФ в США создано совместное предприятие "РД-Армрос" с долей участия американской и российской сторон 50 на 50%. Этот проект выгоден для России. Двигатели будут выпускаться на заводе фирмы "Пратт энд Уитни". Госдепартамент США намерен предоставить этому предприятию лицензию на производство двигателей РД-180 для новых ракет.

- Как вы можете оценить нынешнее финансово-экономическое положение вашего предприятия? Какова средняя зарплата в ОАО НПО "Энергомаш"?

- В 1992 году, когда отменили государственный заказ Минобороны, положение было очень трудное. В 1993-1994 годах госзаказ был очень небольшим и отличался несвоевременной и неполной оплатой. Ситуация оставалась тяжелой. Получив от правительства РФ разрешение на выход на внешний рынок, мы стали самостоятельно искать заказы для себя. Нашу фирму в мире знали и ценили. Поэтому с НПО стали вести дело серьезные люди и солидные компании. Поначалу сделки были не очень крупными. Но с 1996 года контракты стали значительно весомее. Об этом уже сказано выше.

Средняя заработная плата на нашем предприятии превышает 3 тысячи рублей. Сейчас у нас нет задержек с выплатой зарплаты, решаются социальные программы. Хотя мы теперь называемся Открытое акционерное общество (ОАО) "НПО "Энергомаш", контроль над всеми акциями осуществляет государство. 10 приоритетных задач по реформированию ВПК, которые провозгласил 21 марта в Нижнем Новгороде Владимир Путин, вселяют надежду на то, что мы и дальше будем интенсивно развиваться. Мы поддерживаем такую политику и ждем значительного увеличения государственного заказа.

- Каковы другие перспективы и направления работ НПО "Энергомаш"?

- Внешнеэкономическая деятельность позволила НПО сохранить научные кадры, производственный потенциал, развить и укрепить его для продолжения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Наша маркетинговая деятельность не ограничивается только американским рынком. Мы вышли и на австралийский рынок, участвуем в совместном проекте, программа которого предусматривает создание ракетно-космического комплекса и ракеты-носителя "Единство". Мы также участвуем в реализации проекта "Морской старт": одноименного ракетно-космического комплекса морского базирования, состоящего из плавучей стартовой платформы и сборочно-командного судна, разработанного для вывода космических объектов различного назначения ракетой "Зенит-3SL", запускаемой из экваториальных вод Тихого океана.

Мы давно ведем поисковые работы по созданию двигателя на принципиально новом топливе: смеси природного газа и жидкого кислорода. То есть в нем должны использоваться экологически чистые и исходные компоненты, и продукты сгорания. Мы надеемся получить на этом двигателе еще более высокий удельный импульс, нежели на наших нынешних кислородно-керосиновых. Стоимость запуска ракет-носителей с такими РД должна быть значительно ниже, чем нынешних. Если финансирование этого направления в рамках коммерческих проектов начнется (а за последние 10 лет коммерциализация космоса очень продвинулась), то создание такого двигателя станет нашей основной перспективной работой.

Уже началась подготовка производства нового универсального однокамерного ракетного двигателя РД-191 по заказу Государственного научно-производственного центра им. М.В. Хруничева. Первый полноразмерный макет РД-191 был представлен в составе макета РН "Ангара-1" в 1999 году на авиационно-космическом салоне в Ле Бурже. Испытания этого двигателя начнутся в текущем году. Его можно будет использовать по модульному принципу в ракетах-носителях различного класса: один РД-191 способен выводить на орбиту ракеты-носители легкого класса; два таких РД выведут РН среднего класса, а 4-5 РД-191 выведут РН тяжелого класса. Вывод ракет станет возможным даже с космодромов, расположенных на территории России, - Плесецка и Свободного, а тем более с широт, близких к экваториальным.

Кроме всего вышеперечисленного, мы начали работу по созданию трехкомпонентного ракетного двигателя, где топливом будет смесь жидкого кислорода, керосина и 3-4-процентного жидкого водорода. Этот двигатель предназначен для орбитального космического аппарата многоразового использования нового поколения. Он пока меньше американского "Шаттла", но его размеры будут зависеть от потребностей.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В Совете Федерации остается 30 свободных мест

В Совете Федерации остается 30 свободных мест

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Сенаторами РФ могли бы стать или отставники, или представители СВО-элиты

0
854
Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Анастасия Башкатова

Несмотря на дефицит кадров, в стране до сих пор есть застойная безработица

0
1000
Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Ольга Соловьева

Производство бензина в стране сократилось на 7–14%

0
1393
Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Екатерина Трифонова

Назначенные государством адвокаты попали под пропагандистскую раздачу

0
1122

Другие новости