0
926
Газета Вооружения Интернет-версия

21.04.2000 00:00:00

Создать сумели, использовать не научились


К глубочайшему сожалению, воевать подобным образом Россия сегодня не способна. Высокоточное оружие наших ВВС оснащено лазерными или телевизионными системами наведения и не может применяться в условиях тумана или низкой облачности. Наши солдаты попадают в Чечне в засады, поскольку не могут точно определить свое местоположение (достаточно вспомнить уничтожение разведгруппы десантников в ноябре 1999 г.). Число приемников навигационной информации в ВС России идет на сотни, американцы снабжают ими каждую боевую машину или пехотное отделение, не говоря уже о бойцах спецназа.

Самое обидное, что отечественный аналог американского НАВСТАРа - ГЛОНАСС - разработан, принят на вооружение в сентябре 1993 г. и в принципе способен обеспечивать лучшую, чем у американцев, точность.


Подход государственный...

Прошло 22 года с момента запуска в феврале 1978 г. первых четырех спутников американской системы НАВСТАР и 17 лет после запуска в октябре 1982 г. первых трех серийных спутников космической навигационной системы ГЛОНАСС. Однако состояние этих систем ныне различается коренным образом.

Одна из важнейших причин такого положения дел состоит в том, что НАВСТАР, хотя и создавалась в интересах Минобороны США, с самого начала планировалась для широчайшего применения в гражданской сфере. Проявляя истинно государственный подход, американские военные рассматривали привлечение "цивильных" пользователей как способ окупаемости системы в целом.

Конечно, военные шли впереди, и навигационные приемники разрабатывались прежде всего в интересах всех видов Вооруженных сил США. К 1997 г. Пентагон приобрел более 200 тыс. приемников, включая около 75 тыс. карманных. Но уже в начале 80-х гг. в США началась свободная продажа серийных GPS-приемников для гражданских пользователей.

Причем правительственные органы США (включая NASA), а также коммерческие структуры принимают весь комплекс скоординированных мер для дальнейшего расширения рынка пользователей GPS не только у себя, но и в других странах мира. Параллельно идет процесс внедрения GPS-технологий не только в сферу навигации, но и в геодинамику, сейсмологию, систему контроля над стабильностью инженерных сооружений, фундаментальную геодезию и прикладные геодезические исследования. Благодаря свободе доступа к точной навигационной информации произошли революционные изменения в технологии составления кадастров земель, в разработке геоинформационных систем и в других сферах.

Расширению рынка GPS-технологий способствует стремление к организации сервисного обслуживания пользователей системы со стороны правительств и коммерческих структур промышленно развитых стран. В частности, создаются национальные сети постоянно действующих навигационных и геодезических дифференциальных станций, центры связи с пользователями GPS и обработки GPS-измерений, организуется реклама, предоставляются другие услуги.

По данным зарубежных источников, емкость мирового рынка GPS-технологий и услуг составляет в настоящее время более 10 млрд. долл. в год. В ближайшие 5 лет ожидается его увеличение до 20 млрд. долл., в первую очередь за счет резкого увеличения числа гражданских индивидуальных и корпоративных пользователей.


... и ведомственный

Судьба ГЛОНАСС сложилась по-иному. Минобороны и органы управления космическими программами - Минобщемаш, затем Российское космическое агентство (РКА), потом Российское авиационно-космическое агентство (РАКА, или Росавиакосмос) - объявили ГЛОНАСС системой двойного назначения, но совершенно недостаточно поддерживали научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по развитию ГЛОНАСС-технологий и прежде всего по созданию аппаратуры потребителей для гражданских нужд.

В этих государственных органах ошибочно полагали, что проблемами внедрения ГЛОНАСС должны заниматься только ведомства РФ - потенциальные пользователи этих технологий. До января 1994 г. информация о ГЛОНАСС была закрыта для гражданских ведомств. К разработке наземной навигационной и геодезической ГЛОНАСС-аппаратуры имел доступ ограниченный круг предприятий ВПК, которые не смогли обеспечить серийный выпуск надежной и конкурентоспособной наземной аппаратуры как для гражданских, так и для военных пользователей.

Значительный урон нанесен системе ГЛОНАСС действующим в России законодательством. По существующим нормативно-правовым документам разработка, приобретение и использование наземной аппаратуры ГЛОНАСС и GPS без специального разрешения запрещены, а индивидуальному пользователю (физическому лицу) получить такое разрешение невозможно. Данные о координатах наземных объектов на территории РФ точнее 30 м являются секретными. Таких ограничений, ставящих крест на широком внедрении приемников навигационной информации нет ни в одной промышленно развитой стране мира.

Все вышеназванное лишило ГЛОНАСС поддержки со стороны гражданских потребителей. Бремя финансирования системы легло на военное ведомство, которое на фоне резко сократившегося бюджета не смогло поддерживать в необходимом составе орбитальную группировку космических аппаратов (КА) ГЛОНАСС. На сегодняшний день на орбитах находится 9 КА, вместо положенных 24. В результате надежность навигационных определений составляет менее 30%. Налицо порочный круг: коммерческий пользователь ориентируется на надежно работающий НАВСТАР, что еще более снижает клиентскую базу, а значит, и финансирование ГЛОНАСС.

Специалисты уже давно поняли, что без принятия срочных мер ГЛОНАСС будет утрачен. Как же реагировали на развитие событий в различных государственных органах?


Тупики "сухопутной психологии"

Военное руководство СССР, а позднее и России с самого начала трудилось над системой ГЛОНАСС, как над любым другим военным проектом. Работы по оружию, оснащенному приемниками навигационной информации, шли в каждом виде ВС в соответствии со сложившимися традициями, то есть без должной координации действий. Этому способствовали и невиданные барьеры секретности.

"Сухопутная психология" большинства представителей военной элиты не позволяла им понять грядущее значение системы. Более настойчиво, чем в Сухопутных войсках и ВВС, занимались ГЛОНАСС моряки, однако число потребителей во флоте очень мало. Совершенно не понимали значение ГЛОНАСС в пограничных и внутренних войсках. Фактически курс развития системы определялся не в Генштабе (как это должно было быть), а в Военно-космических силах (ВКС). Последние сосредоточились на выводе на орбиту КА орбитальной группировки и не занимались (да и не имели полномочий заниматься) развитием ГЛОНАСС-технологий и их внедрением в войска. Созданный при ВКС координационный орган по системе ГЛОНАСС (позднее он перешел в РВСН) работал в режиме приема заявок и серьезного влияния на развитие системы не оказал.

Минобороны проявляло озабоченность сложившимся положением, но в обстановке экономического кризиса не смогло получить необходимое финансирование для поддержания орбитальной группировки и внедрения наземной аппаратуры пользователей. Финансовый кризис военного ведомства зашел так далеко, что в 1998 г. МО начало переговоры о передаче ГЛОНАСС Российскому авиационно-космическому агентству (РАКА, Росавиакосмос). Похоже, в Генштабе перевелись военные специалисты, которым должно быть известно, что применение ГЛОНАСС неизмеримо повышает эффективность уже имеющихся видов вооружений и что с этой системой напрямую связаны перспективы их развития.

После передачи в 1997 г. ВКС в РВСН за ГЛОНАСС стал отвечать этот вид Вооруженных сил. Специалисты оценивают данный шаг по-разному. Одни считают его ошибкой, другие подчеркивают курс командования РВСН на развитие информационных космических компонент. Как бы там ни было, средств в бюджете на систему ГЛОНАСС не прибавилось.


План по валу

Во многом нынешнее состояние системы ГЛОНАСС обусловлено теми ошибками, которые были сделаны еще в советские времена. Министерство общего машиностроения, как и другие ведомства советского ВПК, было озабочено освоением выделяемых ему средств и форсировало орбитальную группировку, не обращая внимания на увязку планов запуска, сроков функционирования КА и наличие наземных потребителей.

К 1995 г. состав орбитальной группировки КА приближался к требуемому. Затем ввиду ограниченных сроков активного существования спутников на уровне трех-четырех лет и при резком снижении финансирования новых запусков КА началась деградация космического сегмента ГЛОНАСС. На протяжении всех лет существования системы РКА не уделяло должного внимания наземным функциональным дополнениям ГЛОНАСС. На совещаниях и научно-технических советах, проводимых в РКА, говорилось о трудном положении в области разработки навигационной аппаратуры для гражданских пользователей. Однако действенных решений не принималось. Одновременно руководители и специалисты заказывающих управлений РКА с целью поиска внебюджетных средств в течение 10 лет ведут переговоры и работы с зарубежными организациями и фирмами по созданию общеевропейской навигационной спутниковой системы на основе ГЛОНАСС. Положительных результатов не достигнуто.

Правительство РФ с подачи Минобороны, РКА, Минтранса в последние годы приняло несколько решений по вопросам поддержки ГЛОНАСС. Постановлением правительства РФ от 15 ноября 1997 г. # 1435 была принята Федеральная целевая программа по использованию ГЛОНАСС в интересах гражданских потребителей. Однако по существу она не предполагает конкретных мероприятий, а представляет собой набор частных НИР и ОКР, не решающих задачи организации серийного производства ГЛОНАСС-аппаратуры пользователей.

Очередное постановление правительства РФ от 29 марта 1999 г. # 346 утвердило Положение о разграничении ответственности федеральных органов исполнительной власти за поддержание, использование и развитие ГЛОНАСС. Положение, которое готовилось в Росавиакосмосе, фактически закрепляет принцип коллективной ответственности (вернее, безответственности) за развитие системы.

Этим постановлением одобрен и текст заявления правительства РФ о готовности России использовать ГЛОНАСС в качестве основы для создания и развития международных глобальных спутниковых навигационных систем. Что они собой представляют - неясно. В заявлении также говорится, что ответственность за использование и развитие ГЛОНАСС в интересах гражданских потребителей, а также за осуществление международного сотрудничества в данной области возложена на РАКА.

Анализ документов правительства РФ выявляет всеобщую озабоченность в сочетании с коллективной безответственностью за судьбу ГЛОНАСС. Причина сложившегося положения, по-видимому, кроется в том, что между системой и государственными органами, принимающими решения, действует чиновничий аппарат, заботящийся исключительно о ведомственных интересах.


Первоочередные меры

В конце декабря 1999 г. комиссия правительства РФ по Военно-промышленным вопросам обязала Минобороны, Минфин, Минэкономики России, Росавиакосмос и Российское агентство по системам управления (РАСУ) обеспечить сохранение и развитие ГЛОНАСС, исходя из того что система является национальным достоянием России и имеет важное значение для обеспечения обороноспособности и социально-экономического развития страны. Намечены определенные мероприятия, даны конкретные поручения руководителям ведомств. Налицо положительные тенденции в решении судьбы ГЛОНАСС, но тревожные моменты еще остались.

На пути создания широкого рынка пользователей стоят действующие в России правовые документы, ограничивающие приобретение и свободное использование высокоточной наземной ГЛОНАСС-аппаратуры, а также крупномасштабных топографических и электронных карт. Эти режимные ограничения являются анахронизмом и уже давно сняты в технически развитых странах. Комиссия правительства по военно-промышленным вопросам рекомендовала Минобороны ускорить решение проблемы, однако конкретные сроки выполнения поручения не указаны.

Будущее ГЛОНАСС напрямую зависит от организации серийного выпуска сравнительно недорогой отечественной навигационной и геодезической аппаратуры пользователей. Целесообразно провести свободный конкурс среди промышленных организаций (не только относящихся к ВПК), с представлением широких правительственных льгот предприятиям, которые будут готовы организовать серийное производство конкурентоспособной аппаратуры. При этом необходимо учитывать продолжающееся заполнение российского рынка аппаратурой, конкурирующей с зарубежной системой GPS.

С целью своевременного поддержания орбитальной группировки еще до выполнения

ОКР по созданию аппаратов ГЛОНАСС-М целесообразно рассмотреть вопрос производства на первом этапе серии космических аппаратов со сроком активного существования 5 лет, опытные образцы которых уже разработаны. При этом не следует поддаваться на предложения по установке на КА других специальных систем, которые бы привели к увеличению массы КА.

Многолетние переговоры (с 1991 г.) и разработка совместных проектов РКА с западными странами по созданию российско-европейской навигационной спутниковой системы показали, что они ничего хорошего для ГЛОНАСС не дали. Вряд ли такое положение изменится. В этом плане сотрудничество России с Китаем по совместному использованию ГЛОНАСС в военной и гражданских областях представляется более целесообразным.

В связи с поручением Росавиакосмосу координировать работы по созданию необходимых технических средств наземных функциональных дополнений ГЛОНАСС предлагается уже в 2001 г. начать развертывание региональных спутниковых дифференциальных навигационно-геодезических систем (СДНГС). Как показали теоретические и натуральные экспериментальные исследования, выполненные в ЦНИИмаш (головной НИИ Росавиакосмоса), региональные СДНГС образуют экономически выгодную основу наземного сегмента ГЛОНАСС, создают общую инфраструктуру для всех категорий гражданских пользователей, обеспечивают надежные и точные данные для координатно-временного обеспечения социально-экономических задач на базе высокоточных геодезических определений. Развертывание региональных СДНГС может осуществляться за счет субъектов РФ, ведомств и коммерческих структур.

Сохраняется задача восстановления состава орбитальной группировки КА. Однако если она будет решаться в отрыве от массового производства аппаратуры потребителей, огромные затраты на орбитальную группировку будут, как и ранее, бессмысленными. Одним из путей решения финансовой проблемы является перераспределение средств, предусмотренных на реализацию Федеральной космической программы. Россия не сможет сохранить статус космической державы, если не сосредоточит ресурсы на приоритетных космических программах. Учитывая сложное экономическое положение страны, предлагается к числу приоритетных отнести программы развития космических систем двойного назначения (в военной и гражданских областях). Это в первую очередь ГЛОНАСС, системы спутниковой связи, спутниковые системы обзорного и детального наблюдения (разведка и картографирование). Именно они являются основными системами боевого обеспечения всех видов ВС страны и имеют большое значение для будущего России.

Проект Федеральной космической программы должен пройти независимую экспертную оценку. Для этого целесообразно создать дееспособную комиссию, включающую не только крупных ученых и государственных чиновников, но и инженеров различных специальностей от заинтересованных ведомств РФ. При этом должна быть обеспечена гласность принимаемых решений. Келейный и анархо-бюрократический подход к планированию космической деятельности более не имеет права на существование.

Самой же программе развития, а по существу - спасения ГЛОНАСС, целесообразно придать статус национальной программы России. Кроме того, в Минобороны должен быть назначен руководитель этой концепции, несущий персональную ответственность за ее выполнение.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В электоральный онлайн смогут войти более 30 регионов

В электоральный онлайн смогут войти более 30 регионов

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Дистанционное голосование массированно протестируют на низовых выборах

0
292
Судебная система России легко заглотила большого генерала

Судебная система России легко заглотила большого генерала

Иван Родин

По версии следствия, замглавы Минобороны Иванов смешал личные интересы с государственными

0
490
Фемида продолжает хитрить с уведомлениями

Фемида продолжает хитрить с уведомлениями

Екатерина Трифонова

Принимать решения без присутствия всех сторон процесса получается не всегда

0
353
Turkish Airlines перестала продавать билеты из России в Мексику

Turkish Airlines перестала продавать билеты из России в Мексику

0
204

Другие новости