0
876
Газета Вооружения Интернет-версия

26.05.2000 00:00:00

Интеграция "по горизонтали"


- ВЯЧЕСЛАВ ИВАНОВИЧ, роль предприятий оборонно-промышленного комплекса в региональной экономике - один из тех факторов, которые до сих пор слабо учитывались при выработке стратегии реформирования ОПК. Можно ли показать значение крупного оборонного завода для региона на примере Хабаровского края?

- До недавнего времени единственным оборонным предприятием, стабильно работавшим на территории края, было Комсомольское-на-Амуре Авиационное Производственное Объединение (КнААПО) - одно из крупнейших авиастроительных предприятий России.

Следует отметить, что КнААПО на сегодняшний день входит в число тех немногих сравнительно благополучных производителей в авиакосмической отрасли, которые имеют неплохую перспективу. В первую очередь это достигнуто за счет экспортных поставок. Объединение на протяжении последних нескольких лет удостаивалось звания лучшего экспортера России, а в 1999 году получило статус ее лучшего предприятия. В то же время исключительно велика роль КнААПО в укреплении обороноспособности страны.

Объединение - градообразующее предприятие, от которого зависит нормальная жизнедеятельность Комсомольска-на-Амуре. За 1999 год оно перечислило в местный бюджет более 341 млн. руб. (25% поступлений), в краевой - свыше 223 млн., в федеральный - 151 млн. В сущности, благодаря КнаАПО поддерживается бытовая инфраструктура города.

Велика роль предприятия и в решении проблемы занятости. На КнаАПО трудятся около 40% производственных рабочих Комсомольска-на-Амуре.

- Разумно ли для местных властей делать ставку только на одну фирму? Ведь город и регион становятся своего рода заложниками экспортных перспектив самолетов единственного "семейства" - Су-27?

- Вы не совсем правы: объединение не замыкается только на выпуске Су-27. КнаАПО активно развивает программы гражданского самолетостроения. Среди них - самолет-амфибия Бе-103 и грузопассажирская машина С-80. Они имеют неплохую коммерческую перспективу на мировом рынке. Менее масштабно, но не менее важно с точки зрения особенностей региона производство катеров различного класса и назначения.

Однако нельзя рассматривать тот или иной завод только как источник доходов для местной или федеральной казны. Современное предприятие, обладающее передовой технологией, представляет собой перспективный объект для инвестирования, в первую очередь зарубежного. Можно сказать, что такое объединение, как КнаАПО является визитной карточкой всего Хабаровского края, знаком его инвестиционной привлекательности. На личном опыте знаю, что на любом международном форуме в состав краевой делегации всегда входит представитель или целая группа от КнААПО.

Кстати, нельзя не заметить, что у Хабаровского края есть своя стратегия внешнеэкономической деятельности. Прежде всего она направлена на то, чтобы закрепиться на перспективном рынке Азиатско-Тихоокеанского региона. КнААПО в этом случае играет роль своего рода авангарда, тем более, что объединению есть что предложить. И последние модификации Су-27, и упомянутые Бе-103, С-80 ориентированы на потребности государств Юго-Восточной Азии. Важно и то, что КнААПО может и будет играть ключевую роль в продвижении на внешний рынок продукции всего края, поскольку объединение имеет большой опыт в области современного менеджмента и работы с зарубежными партнерами.

- Но на внешнем рынке сегодня имеют успех только крупные интегрированные компании, обладающие инвестиционными ресурсами и привлекательные для вложения капитала. Каковы перспективы интеграции КнаАПО в рамках экономики края?

- Говорить об перспективах интеграции КнААПО в экономику края не совсем верно. Интеграция уже произошла. Ныне она лишь углубляется и расширяется, идет поиск новых форм ее продолжения.

Отмечу, что для восточноазиатского региона не характерна отраслевая интеграция. Крупные концерны здесь, как правило, диверсифицированы. Яркий пример тому - японские и южнокорейские корпорации с мировым именем.

Инвестиционная привлекательность КнААПО, а она несомненна, поскольку базируется на высоком качестве продукции, - это инвестиционная привлекательность всей промышленности края. Следует учесть, что большинство предприятий региона относится к оборонной отрасли, обладающей высокотехнологичным производством. Именно благодаря им можно вырабатывать перспективные инвестиционные программы. Среди них особо стоит упомянуть создание так называемого Техноэкополиса, в состав которого войдет Комсомольск-на-Амуре и прилегающие к нему районы. Он даст возможность максимально эффективно использовать потенциал промышленности и решать социальные проблемы, в частности, занятости населения.

В будущем предприятия, подобные КнААПО, станут основой мощных территориальных промышленных комплексов, ориентированных на мировой рынок и обладающих для экспансии на него всем необходимым: технологиями, современным менеджментом, подготовленным персоналом. Глубокая и всесторонняя интеграция промышленных гигантов в экономику регионов, их сращивание, если хотите, это реальная возможность решения многих местных проблем.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Скоростной сплав

Скоростной сплав

Василий Столбунов

В России разрабатывается материал для производства сверхлегких гоночных колес

0
603
К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
1287
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
1130
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
2156

Другие новости