0
768
Газета Вооружения Интернет-версия

28.07.2000

Демпинг по-американски

Тэги: Венгрия, Грубер, истребитель


В конце апреля 2000 г. начальник штаба ВВС Венгрии генерал-майор Иштван Талла сделал заявление о том, что в ближайшие несколько месяцев военное ведомство этой страны объявит тендер на модернизацию своих истребителей МиГ-29. Это рутинное сообщение стало началом интриги, которая продолжает развиваться, демонстрируя методы и средства борьбы за оружейные рынки.

Итак, Будапешт намеревался усовершенствовать в соответствии со стандартами НАТО 14 из 27 венгерских истребителей (22 МиГ-29 и 5 МиГ-29УБ). Остальные машины по мере выработки летного ресурса предполагается постепенно выводить из боевого состава. Узлы и агрегаты с них пойдут на запасные части для остающихся в строю самолетов. Модернизация первых истребителей должна завершиться уже в этом году.

В качестве подрядчика был выбран германский концерн "Даймлер-Крайслер аэроспейс" (ДАЗА), с которым Министерство обороны Венгрии в начале июля подписало протокол о намерениях (этот документ не предусматривает финансовых и юридических обязательств).

Выбор Будапешта не случаен. Во-первых, ДАЗА уже имеет опыт усовершенствования МиГов, доставшихся Германии в наследство от ННА ГДР. Во-вторых, у этой фирмы налаженные отношения с Российской самолетостроительной корпорацией "МиГ" (в том числе и через совместное предприятие МАПС), без гарантии которой у заказчика всегда остаются сомнения в качестве и надежности модернизированных машин. Причем следует отметить, что за последний месяц удалось преодолеть некоторую напряженность, возникшую между РСК "МиГ" и ДАЗА после показа переделанного румынского МиГ-29, получившего имя "Снайпер", - им германская фирма занималась без участия российского партнера. ДАЗА объявила, что рассматривает "Снайпер" лишь как самолет-демонстратор и дальнейшие работы со всеми "европейскими" МиГ-29 будут проводиться только совместным предприятием МАПС.

Прошла свою часть пути и российская сторона. Генеральный директор РСК "МиГ" Николай Никитин провел переговоры с министром обороны Венгрии Яношем Сабо, в ходе которых ознакомил последнего с российскими вариантами модернизации. В частности, венграм были предложены технические решения, которые позволили бы снизить на 15-20% ежегодные затраты по эксплуатации самолетов и на 40-45% стоимость жизненного цикла истребителя.

Предполагается, что первым МиГ-29 займется одно из предприятий Германии. Последующие самолеты планируется дорабатывать на венгерских заводах под контролем российских и немецких специалистов.

Однако чем ближе момент подписания договора, тем сильнее давление противников этой сделки. Посол США в Будапеште Питер Тафо заявил, что Венгрия "допускает ошибку, используя имеющиеся материальные резервы на модернизацию самолетов МиГ-29, представляющих собой устаревшую технику". По мнению дипломата, даже после модернизации МиГи не могут быть использованы в военных операциях НАТО. Заметим, что это удар не только по Будапешту, но и по Берлину, поскольку МиГ-29 стоят на вооружении люфтваффе.

Впрочем, в Вашингтоне вряд ли озабочены военными аспектами использования МиГ-29. Эксперты видят в позиции США тривиальное желание сбыть венграм бывшие в употреблении F-16 ранних модификаций, которые не нужны американским ВВС. Общее число излишних машин оценивается специалистами примерно в 500 единиц. Козырная карта американцев - относительно низкая стоимость таких самолетов. Не исключено, что они вообще будут предоставлены в рамках "бесплатной помощи". В сущности, речь идет о демпинге, то есть о сознательном занижении цены товара с целью вытеснить с рынка конкурентов.

В то же время известно, что основные расходы при эксплуатации F-16 просто перенесены на поздние этапы жизненного цикла машины (то есть связаны с техническим обслуживанием и ремонтом). Кроме того, списанные из ВВС США истребители необходимо будет отремонтировать (на американских предприятиях), обучить персонал, перевести на американские стандарты все системы обеспечения. По оценке экспертов, принятие на вооружение F-16 практически исключит на обозримое время закупку боевых самолетов других типов.

В ответ на демарш посла США глава венгерского военного ведомства заявил, что ВВС его страны будут использовать самолеты МиГ-29 в рамках НАТО до тех пор, пока их не снимут полностью с вооружения. В то же время он признал, что вопрос о модернизации МиГов еще не решен окончательно.

В полемику вынужден был включиться посол ФРГ в Венгрии Вилфрид Грубер. Он опроверг тезис о том, что модернизированные МиГи нельзя применять в рамках НАТО, сославшись при этом на опыт своих ВВС. Германский дипломат дал понять: в Берлине надеются, что в Будапеште примут во внимание не только чисто военно-технические, но и экономические, финансовые соображения, а также внешнеполитические аспекты. По информации "НВО", такую позицию Германии поддерживают и многие другие европейские государства-члены НАТО. Дело ведь не только в нынешнем заказе, но в том, в какие военные программы, причем не только авиационные, будет вовлечена Венгрия в будущем.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Киев и Будапешт выходят на новый виток противостояния

Киев и Будапешт выходят на новый виток противостояния

Татьяна Ивженко

Украинская сторона надеется, что ЕС введет санкции против Венгрии

0
2346
Гагаузская модель  для Закарпатья

Гагаузская модель для Закарпатья

Светлана Гамова

Будапешт может предложить Киеву молдавский вариант территориального устройства

0
1713
Великая и неизвестная война

Великая и неизвестная война

Александр Широкорад

История Первой мировой все еще хранит многочисленные загадки

0
30780
В Киеве назвали решение властей Венгрии по высылке украинского дипломата "непропорциональным ответом"

В Киеве назвали решение властей Венгрии по высылке украинского дипломата "непропорциональным ответом"

0
1692

Другие новости

Загрузка...
24smi.org