0
1065
Газета Вооружения Интернет-версия

26.01.2001 00:00:00

Авиация третьего тысячелетия

Тэги: ДПЛА, авиация


Дистанционно пилотируемые летательные аппараты (ДПЛА) давно и прочно вошли в военную практику. Сегодня активно используются или находятся в полномасштабной разработке более 60 типов ДПЛА. Практически все развитые страны в той или иной степени занимались этой проблемой. Чего стоит один знаменитый беспилотный перелет советского МиГ-23 Северной группы войск с аэродрома Колобжег в Бельгию? Впрочем, шутки в сторону. В СССР всерьез занимались этим вопросом и были некоторые успехи в разработке разведывательных и даже ударных ДПЛА.

Израиль первым использовал ДПЛА на поле боя в 1973 г. Они применялись для разведки и в качестве ложных целей, вызывая на себя огонь арабских ЗРК и истощая запасы зенитных ракет. Сегодня израильтяне вкладывают значительные средства в разработку новых ДПЛА. Программы Великобритании сосредоточены на беспилотном разведчике "Феникс", предназначенном для обнаружения и автосопровождения целей для реактивной артиллерии и гаубиц AS-90. В 1990 г. в Японии проводились эксперименты с беспилотным F-104J. После того как в 1960 г. сбили Пауэрса, США выделили средства на развитие беспилотной авиации. Большинство этих программ так и не было доведено до конца.


ОТСЧЕТ НОВОЙ ЭРЫ

В 1996 г. Научно-консультативная комиссия ВВС США выпустила 15-томный доклад под названием "Перспективы нового мира". Даже сегодня один из этих томов все еще засекречен. Одна из новых технологий, упомянутая в докладе как перспективная на следующие три десятилетия, касалась беспилотного боевого самолета.

До недавнего времени авиационная промышленность и военные полностью сконцентрировались на развитии пилотируемой авиации. Современные истребители могут выполнять маневры с перегрузкой в 20 g, что позволяет уйти от большинства ракет. Но пилот даже в противоперегрузочном костюме будет фактически без сознания уже при 9 g. Человек, сделанный из "плоти и крови", ограничивает самолет и не дает ему реализовать свой потенциал. Перегрузка в 20 g является пределом и для сегодняшних реактивных двигателей. При перегрузке больше двадцати, лопатки турбин цепляют внутреннюю поверхность корпуса двигателя, и он разрушается.

Успешное применение беспилотных ЛА в качестве разведчиков сделало неизбежным рассмотрение вопроса об их использовании в роли боевого самолета. Замена человека компьютером и создание полностью автономного самолета-робота было бы наиболее очевидным путем создания беспилотного боевого самолета. Уже сегодня большой спектр боевых задач выполняется в автоматизированном режиме. Компьютеры могут, например, управлять практически всем боевым полетом F-117 при нанесении ударов.

Наибольшая трудность состоит в подмене квалификации и опыта пилота. Люди очень хорошо действуют интуитивно при выборе разумного курса действий, когда информация об обстановке перепутана и неполна. Трансформация боевого опыта пилота в машинные алгоритмы пока что не под силу текущему или обозримо перспективному программному обеспечению.

Другая проблема касается распознавания целей. Удары по своим войскам и не поражение целей - не редкость для пилотируемой авиации. Полностью автоматизированный беспилотный боевой самолет потенциально способен на гораздо более катастрофические ошибки. Поэтому человек всегда будет присутствовать в цикле управления боевым полетом. Даже когда он управляет полетом с земли, глаза его должны смотреть на поле боя с борта самолета, чтобы принять единственно правильное решение на применение оружия.

Создание дистанционно пилотируемого боевого самолета (ДПБС) сулит немалые выгоды, а именно:

возможность высокого риска при выполнении задач;

избежание потерь летного состава;

отсутствие необходимости выделения сил и средств на поиск и спасение;

относительно небольшая стоимость аппаратов, малые затраты на их обслуживание и подготовку личного состава;

возможность выполнения маневров с перегрузками, лежащими за пределами возможностей человека;

малые геометрические размеры и эффективная отражающая поверхность;

способность применять вооружение с очень малых дистанций;

большие дальность и продолжительность полета благодаря небольшому весу и отсутствию влияния фактора усталости экипажа;

возможность дистанционного пилотирования посменно несколькими операторами.

Как упоминалось, беспилотные ЛА пока использовались исключительно для разведки. Но на заре своего развития вся военная авиация рассматривалась только как средство разведки, и не более того. Сегодня очевидно, что создание ДПБС является точкой отсчета новой эры в развитии боевой авиации.


"БОИНГ" НАЧИНАЕТ И ВЫИГРЫВАЕТ

Первый этап разработки ДПБС начался в мае 1998 г., когда фирмам "Нортроп", "Локхид", "Боинг" и "Рейтеон", было выделено из бюджета по 4 млн. долл. на первоначальные исследования. В рамках этого контракта подразделение фирмы "Боинг" - "Фантом Воркс" - разработало свою концепцию ДПБС, которую Управление перспективного планирования МО и ВВС США признали лучшей. Было решено, что "Боинг" продолжит исследования в 42-месячной программе второго этапа. До 2002 г. будет построена и облетана демонстрационная система ДПБС. Причем "Боинг" финансирует из своих средств почти пятую часть 130-миллионной программы.

27 сентября 2000 г. перед большой аудиторией клиентов, поставщиков и служащих была продемонстрирована система ДПБС фирмы "Боинг", включающая первый из двух летательных аппаратов, пульт управления полетом и контейнер хранения. Правительственные чиновники были осторожны в выдаче разрешения на презентацию с привлечением СМИ. Окончательного решения фирма ожидала несколько недель.

Система ДПБС фирмы "Боинг" включает собственно ДПБС X-45A и систему управления полетом.

X-45A построен по схеме "летучая мышь", что снижает эффективную поверхность рассеивания и затрудняет его уничтожение в воздухе. Длина самолета - 8,2 м, размах крыла - 10,3 м, вес пустого самолета - около 3,6 т, максимальный вес - около 7 т, высота на шасси - два метра. Самолет изготовлен из графитно-эпоксидных композитов, наложенных на алюминиевый каркас, имеет реактивный двигатель с отклоняемым вектором тяги, две точки подвески для ложных целей или управляемого оружия. Он оснащен радаром с синтезированной апертурой и другой самой современной авионикой, включая спутниковую связь.

Плоскости, которые сделаны примерно по той же технологии, что и доски для серфинга, легко демонтируются, и весь самолет может быть упакован в прямоугольный контейнер. Это делает X-45A достаточно транспортабельным. В один транспортный самолет типа C-5 помещается 12, а в C-17 - 6 таких контейнеров. Аппарат рассчитан на 20-летнее хранение в контейнере с функциональной проверкой раз в пять лет. Сборка занимает не более часа. Каждый серийный ДПБС будет стоить приблизительно 10 млн. долл., что почти в три раза меньше стоимости пилотируемого самолета следующего поколения, а обслуживание на 75% дешевле, чем для современных авиационных комплексов. Это немаловажно, так как ВВС США ежегодно расходуют около 2 млн. долл. на первоначальное обучение одного пилота и примерно 1 млрд. - на поддержание уровня натренированности около 2000 пилотов F-16. Кроме того, по сравнению с крылатыми ракетами, каждая из которых стоит более 1 млн. долл., ДПБС более выгоден, так как предназначен для многократного использования.

Система управления полетом оснащена закрытыми спутниковыми и обычными линиями связи для управления в любой возможной ситуации воздушного боя. Автоматизированное рабочее место оператора X-45A состоит из компьютера с двумя мониторами с плоским экраном, клавиатурой и мышью. На первом мониторе отображается карта местности, примерно такого же вида, как в военных компьютерных играх, а на втором - информация с борта самолета. По прикидкам фирмы "Боинг", оператор должен быть способен эффективно управлять одновременно четырьмя ДПБС с одного автоматизированного рабочего места.

Все продемонстрированные элементы системы в конце октября отправлены в Летно-испытательный центр НАСА в Калифорнии. Первый полет пройдет весной 2001 г. "Зачетная задача", в которой будет уничтожена реальная цель, запланирована на 2002 год. Осуществляется сборка второго самолета для испытания системы дистанционного пилотирования и связи "самолет - самолет".

Если демонстрационная программа пройдет успешно, то министерство обороны США планирует принять ДПБС на вооружение. Сейчас в ВВС проводится предварительная разработка концепции боевого применения. Предполагается использование ДПБС в боевых действиях после 2010 г. для наращивания усилий пилотируемой авиации, в первую очередь при выполнении задач с высоким риском. Первой такой задачей является подавление ПВО в интересах пилотируемой авиации. Она состоит в том, чтобы "в первый день войны" спровоцировать систему ПВО, а затем истощить и подавить ее.


ВАРИАНТ "ЛОКХИД" БЫЛ НЕ ТАК УЖ ПЛОХ

Фирма "Локхид", проигравшая тендер "Боингу", выдвигала весьма интересное предложение, которое предусматривало создание ДПБС на базе F-16. Были исследованы возможности дозаправки и перевооружения в воздухе, и "Локхид" заявила, что в варианте ДПБС возможно выполнение всего спектра задач

F-16, а круглосуточное патрулирование может быть достигнуто силами лишь трех самолетов вместо эскадрильи из 12 пилотируемых.

Вначале предлагалось модифицировать под ДПБС отслужившие истребители F-16A с базы хранения в штате Аризона. Однако помешали некоторые проблемы. Разработанный в начале 70-х, F-16A не имеет оборудования для ночной навигации на малых высотах, а также для применения любого высокоточного вооружения, кроме ракет AGM-65 "Мейверик".

Поэтому было предложено переделать эксплуатируемые в войсках F-16C, имеющие средства ночной навигации и способные применять практически весь спектр авиационного вооружения, в самолеты "двойного предназначения" - для использования в качестве пилотируемых самолетов и как ДПБС. По расчетам "Локхид", для этого требовалось установить на F-16С около 150 кг оборудования дистанционного управления. Если понадобится использовать такой самолет в качестве ДПБС, он немедленно будет готов к этому без дополнительного обслуживания. По оценкам экспертов, на доработки по управлению потребовалось бы 300-400 тыс. долл., а на установку спутниковой связи и дополнительных закрытых каналов связи и антенн - еще 200-300 тыс. долл. на каждый самолет.

Для увеличения боевого радиуса действия при выполнении задач при дистанционном пилотировании планировалась быстрая установка в кабину топливного бака емкостью около тонны. Предполагалось, что F-16C мог бы перелетать океан как пилотируемый самолет. После посадки, не требуя дополнительного обслуживания, он должен был быть способен немедленно вылететь на выполнение беспилотной задачи. В качестве рабочего места оператора предлагалось использовать доработанный тренажер летчика. По всей видимости, ВВС США все еще имеют некоторые виды и на этот вариант.


ПЕРСПЕКТИВЫ

Разработка ДПБС создает возможность использования их для выполнения новых задач. Вот некоторые варианты.

1. Маленький винтовой аппарат, наподобие существующих беспилотных разведчиков, вооруженный только автоматической пушкой.

Такой ДПБС имеет сравнительно небольшую скорость, но относительно большую дальность и продолжительность полета. Это качество можно использовать при ведении боя в городе или в горах для обнаружения и уничтожения пехоты.

2. Малозаметный ДПБС, предназначенный для уничтожения самолетов ДРЛО.

Этот маленький самолет будет очень трудно обнаружить, а если какой-то участок маршрута он пройдет автономно, без излучения, то сможет незаметно подойти к цели и пустить ракеты в последний момент.

3. Замена для пилотируемой морской авиации.

ДПБС морской авиации можно запускать с легкого авианосца или любого большого военного корабля при помощи ракетного двигателя. Они могли бы выполнять множество задач, включая противовоздушную оборону и удары по морским и береговым целям.

4. Транспортно-боевые ДПБС, применяемые для доставки грузов в условиях высокого риска.

Джон Варден, консультант программы ДПБС и архитектор воздушной кампании войны в Заливе, считает, что к 2025 г. около 90% боевых самолетов будут беспилотными. Остальные 10%, пилотируемые, будут находиться в резерве для выполнения наиболее ответственных задач в условиях неопределенности.

По некоторым оценкам, для управления ДПБС потребуются совершенно иные навыки, чем у обычного летчика. Поколение, воспитанное на компьютерных играх, вероятно, будет чувствовать себя за пультом ДПБС, как рыба в воде.

Несмотря на овации и некоторую эйфорию по поводу презентации в "Боинге", на пути к успешному принятию на вооружение и серийному производству столько подводных камней, что возникают сомнения.


АХИЛЛЕСОВА ПЯТА

ДПБС требуется два канала передачи данных - прямой и обратный. Телевизионный сигнал для ДПБС должен иметь намного большее разрешение, чем для существующих разведывательных аппаратов. Кроме того, связь должна быть непрерывной. Задержка, даже на несколько секунд, в критический момент, может привести к потере ДПБС и срыву выполнения задачи. Эти требования создают множество технических проблем.

Во-первых, проблема количества информации, которая может быть передана в секунду. По последним оценкам, это более 2 мегабайт. Если же в боевых действиях будут одновременно участвовать десятки ДПБС, то появятся серьезные проблемы с электромагнитной совместимостью.

Во вторых, дистанционное пилотирование ограничивает дальность действия ДПБС. Из-за кривизны земли самолет управления с высоты 10 000 м сможет управлять ДПБС, летящим на той же высоте, на дальности около 450 км. Но на максимальной дальности ДПБС не удастся снизиться для атаки цели или уклониться от атаки вражеских истребителей. Применение закрытых и помехоустойчивых спутниковых каналов связи, хоть и заявленных на презентации, по некоторым соображениям пока проблематично.

В-третьих, два канала связи с пунктом управления будут демаскировать местоположение ДПБС и служить предупреждением об ударе. Хотя преднамеренное создание ложных сигналов, предшествующих удару, было бы неплохим способом держать противника в постоянном напряжении.

В-четвертых, любая серьезная разработка ДПБС неизбежно повлечет инвестиции в технологии и методы подавления линий управления и передачи данных, а также в разработку способов увода, перехвата управления и т.д.

Откровенно говоря, некоторое продвижение Штатов в направлении создания ДПБС не радует. Возведение подавления ДПБС мощной системы ПВО в ранг первоочередной задачи наводит на размышления. А против какой страны они будут применяться? Из стран, которые вольно или невольно создают помеху реализации амбиций США, сравнительно сильная система ПВО есть только у России.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В Совете Федерации остается 30 свободных мест

В Совете Федерации остается 30 свободных мест

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Сенаторами РФ могли бы стать или отставники, или представители СВО-элиты

0
1020
Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Анастасия Башкатова

Несмотря на дефицит кадров, в стране до сих пор есть застойная безработица

0
1216
Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Ольга Соловьева

Производство бензина в стране сократилось на 7–14%

0
1671
Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Екатерина Трифонова

Назначенные государством адвокаты попали под пропагандистскую раздачу

0
1364

Другие новости