0
1518
Газета Вооружения Интернет-версия

02.03.2001 00:00:00

Наступательная, но джентльменская конкуренция

Тэги: экспорт, Совбез, Клебанов, ВТО, Россия


"Экспортный контроль - совсем не то, что контроль над экспортом, хотя та и другая сфера государственной деятельности чрезвычайно важны для России". Таким неожиданным заявлением первый заместитель секретаря Совбеза РФ Михаил Фрадков предварил 22 февраля заседание консультативного органа при президенте страны.

Экспортный контроль охватывает широкий круг вопросов, связанных с поставкой за пределы России как высокотехнологичных технических средств двойного назначения, так и собственно готовых оборонных изделий, предоставление услуг военного предназначения, а также включает в себя интеллектуальную деятельность, связанную с созданием оружия массового поражения, ракетных технологий и иных видов вооружений. Контроль же за экспортом относится к исключительно гражданской внешнеторговой деятельности: нефтепродукты, лесоматериалы, квотирование рыбной ловли и многое-многое другое.

Прежний Советский Союз подвергался международной дискриминации в международной торговле, особенно в сфере распространения высоких технологий. За этим бдительно следила международная комиссия по ограничениям подобного рода - пресловутая КОКОМ. За последнее десятилетие ситуация изменилась почти на прямо противоположную. Инициатором разработки и практического создания экспортного контроля в России еще три года назад выступил нынешний президент Владимир Путин (тогда он был секретарем Совбеза). Вот уже полтора года действует закон, непосредственно относящийся к этой сфере. Россия является активным участником четырех международных институтов по экспортному контролю, каждый из которых насчитывает от 30 до 39 государств-членов (Комитет Цангера, Группа ядерных поставщиков, Режим контроля за ракетной технологией, Вассенаарские договоренности). Она также строго придерживается установок пятого международного объединения по нераспространению химического и бактериологического оружия, имеющего отношение к Австралийско-Тихоокеанскому, хотя официально не входит в него.

Все эти организации имеют международно-правовой статус, они рассматривают списки товаров и услуг, допускаемых к продвижению на международный рынок, ведут дискуссии на этот предмет, принимают соответствующие решения, способствуя тем самым распространению национальной продукции в столь деликатной области военной торговли. Москва уже стала заметной фигурой на этом строго регламентируемом поле оружейного бизнеса, главным образом благодаря тому, что строит свои отношения с другими участниками в соответствии с нормами международного права по контролю за высокими технологиями. Однако национальная система экспортного контроля только формируется, заложена основа. Ее образуют МИД, Минобороны, ФСБ, СВР, Минатом и ряд других государственных органов (см. схему 1). Совместными решениями они осуществляют процесс лицензирования. Но в регионах оборонные предприятия имеют возможность экспортировать свою продукцию, минуя федеральный Центр. Представители президента в регионах берут данный аспект экономической деятельности под свой контроль, создавая при себе своеобразные мини-советы безопасности. Для разбора спорных ситуаций создана специальная комиссия по этим вопросам и в Совбезе РФ.


Схема.1

Однако, по признанию специалистов, система еще далека от совершенства (см. схему 2). Отсутствует единый орган, который бы отвечал за экспортный контроль России как государственный участок работы. Отчасти пытаясь компенсировать этот изъян, президент подписывает 29 января указ о создании Комиссии по экспортному контролю, которую возглавляет заместитель председателя правительства. Эту должность совмещает вице-премьер Илья Клебанов. Комиссия призвана рассматривать как текущие вопросы экспортного контроля, так и вносить предложения по корректировке закона и существующей практике, но своим функционированием не решает проблему единого руководства.


Схема.2

На минувшем заседании Совбез рассматривал две группы вопросов - политическую и технологическую составляющие экспортного контроля. Итоги обсуждения вылились в соответствующие поручения министерствам и ведомствам разработать ряд нормативно-правовых актов. При этом, как особо подчеркивалось в ходе заседания, не должны ущемляться интересы и экспортеров, и ученых, и специалистов - носителей интеллектуальной собственности. Весьма острая проблема - унификация законодательств со странами СНГ, в которых практически не обращается внимание на процессы экспортного контроля, а открытость границ с ними создает бреши прежде всего в системе национальной безопасности России. Доведение же до суда ряда дел просто не представляется возможным, поскольку существует некий правовой вакуум, его необходимо наполнить соответствующей уголовной и международно-правовой ответственностью.

Понятна и цель расширения законодательной деятельности: Российская Федерация готовится вступить в ВТО (всемирная торговая организация) и должна соответствовать ее требованиям в сфере экспортного контроля. А они весьма жестки, чего пока нельзя сказать о российских госправилах в этой области экономики. С другой стороны, учитывая специфический характер продукта, России и самой следует определиться с тем, что из технологий и изделий двойного назначения экономически выгодно продвигать на международный рынок, а что до поры до времени строго охранять от посторонних глаз, руководствуясь интересами госбезопасности. Не все здесь ясно и просто, особенно когда перекрещиваются интересы производителя или конкретного носителя интеллектуальной информации и амбиции чиновников, чрезвычайно рьяно использующих аргументацию госбезопасности. Где-то посередине лежит валютная выгода и оборонные приоритеты России. Правильно определить их истинные координаты - задача государственной важности, к тому же архисложная.

Ставится задача образовать внешнеэкономическую экспертизу для постоянного анализа заключаемых сделок, поскольку объемы этой деятельности разрастаются день ото дня, и лицензии уже выдаются ежедневно. Существуют обоснованные подозрения, что некоторые ведомства, пользуясь относительной бесконтрольностью, поступают довольно эгоистично, не считаясь с общегосударственными интересами. С тем чтобы повысить контроль за совершаемыми сделками, увидеть общую картину происходящего в экпортном контроле, предполагается уже в ближайшее время создать федеральный банк данных.

В то же время не существует действенного барьера на пути тех представителей науки и оборонного производства, которые всего за сотню долларов готовы поделиться производственными или научными ноу-хау, истинная ценность которых на международном рынке составляет многие миллионы. В этом направлении готовятся конкретные решения, когда специалистам было бы выгодней опираться на законы о защите информации, чем действовать на свой страх и риск со значительно меньшей выгодой для себя. Выигрывает и государство.

Ко всему этому комплексу задач примыкает ряд других, в том числе сбережение ученых умов, научно-исследовательских работ, защита авторских прав в интересах России. Словом, экспортный контроль превращается в некую совокупность важных для России проблем. Надо охранять технологии, которые никто и никогда не продаст нашему государству, использовать их с максимальной выгодой для России, как в целях собственной безопасности, так и во внешней торговле. При этом оберегать предприятия и ученые умы в международной конкурентной борьбе, но одновременно усиливая за их счет активную внешнеторговую деятельность на международных рынках. Идеологию в этой области в общем и вырабатывает Совбез РФ и, руководствуясь ею, выдает соответствующие задания министерствам и ведомствам.

Примечательно, что федеральный Центр стремится строить эту работу на демократических основах, без излишней централизации. Полномочия не по особенно принципиальной номенклатуре продукции и малым объемам поставок передаются в регионы. Весьма эффективной признана практика санкт-петербургского региона, где межотраслевая комиссия, существующая на общественных началах, действует весьма квалифицированно. В деятельности по лицензированию на местах, признано на заседании Совбеза, необходимо повышать ответственность за принимаемые решения, а непосредственно Центру - расширить просветительскую и информационную работу в этой сфере. Совершенствуя систему экспортного контроля, Россия тем не менее не склонна копировать ее с западных образцов. В Москве, например, считают неприемлемой американскую практику некой сегрегации стран, произвольно деля их на государства со статусом желательных и нежелательных для внешней торговли.

Кроме того, американская практика различного рода санкций также признана неприемлемой во внешнеэкономической деятельности. Происходит своеобразная подмена международного права своекорыстными экономическими интересами США в международной конкурентной борьбе. Например, США, выражая протест по поводу строительства Россией атомного реактора в Иране, сами строят такого же класса реактор в Северной Корее. В сфере экспортного контроля, едины во мнении члены Совбеза РФ, не должно быть двойного стандарта. Однако шлифовка российского законодательства и практика принятия решений требуются постоянно, и эта работа будет продолжаться.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Скоростной сплав

Скоростной сплав

Василий Столбунов

В России разрабатывается материал для производства сверхлегких гоночных колес

0
1196
К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
1851
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
1733
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
3222

Другие новости