0
871
Газета Вооружения Интернет-версия

30.03.2001 00:00:00

Единый фронт в Абу-Даби

Тэги: АбуДаби, переговоры, рынок, БМП2, БМП3


-Александр Васильевич, какими представляются вам итоги выставки в Абу-Даби?

- Мы наконец-то выработали совместно с предприятиями стратегию агентства по продвижению продукции на внешний рынок. Консолидировали руководителей - в Абу-Даби они выступают единым фронтом, чего раньше не было, а предприятия дрались между собой за экспортные контракты.

Прежде всего отмечу, что у нас ведутся переговоры с серьезными потенциальными покупателями. Некоторые страны Ближнего Востока заинтересовались новой продукцией российского ОПК, в том числе стрелковым оружием, модернизацией уже имеющихся у них образцов. Заместитель министра обороны Михаил Дмитриев в Абу-Даби заявил о возможности развертывания станций технического обслуживания российской боевой техники, вооружений в государствах региона. Это огромная выгода, которую мы упускаем. Пока мы в основном уделяем внимание продаже новинок, а не модернизации поставленного заранее.

- Что в первую очередь выбирают арабские военные?

- Они заинтересованы в модернизации боевых машин пехоты БМП-2, БМП-3, приобретении стрелкового оружия ЦНИИТочмаша. Покупают они небольшие партии по 1000 стволов. Особой популярностью пользуется новая тульская разработка боевой башни для БМП-3 и БТР-90, проявлен интерес к патронам калибра 5,56 мм и многому другому.

- Имеют ли сейчас госагентства российского ОПК какие-либо рычаги влияния на экспорт?

- Это не наша функция, а посредников. Но в соответствии с существующими положениями, если мы получаем предложения от иностранных заказчиков, можем вести переговоры, искать партнеров предприятиям, входящим в нашу структуру, налаживать координацию этой деятельности. Я считаю верным шагом создание единого спецэкспортера в лице "Рособоронэкспорта", что ликвидировало предпосылки к обострению конкуренции между отдельными предприятиями, имеющими право самостоятельно выходить на зарубежного покупателя.

- А не много ли организаций и сегодня действуют в сфере экспорта оружия? Это и Минпромнауки, агентства по вооружениям, Министерство обороны и так далее...

- Минпромнауки по статусу отвечает за разработку военно-экспортной политики. Агентства заняты работой на уровне конкретных предприятий. Комиссия по военно-техническому сотрудничеству - это координация на уровне военно-технической деятельности, выработка конкретной политической линии государства, а "Рособоронэкспорт" и шесть экспортеров - это продавцы и в то же время конкуренты.

- Нужны ли еще какие-либо полномочия агентствам?

- Я думаю, что для выполнения тех задач, которые поставило перед нами правительство - реструктуризация отрасли, координация, наведение элементарного порядка в системе промышленности вооружений, - наверно, не надо. Сегодня на выставку в Абу-Даби прибыли директора 28 наших предприятий. Это уже команда.

- Как, на ваш взгляд, сегодня обстоят дела в оборонно-промышленном комплексе?

- К сожалению, ряд оборонных производств, прежде всего патронное, по-прежнему в упадке. Мы значительно отстаем по системам управления, потеряли в целом элементную базу. Большинство предприятий имеют огромную кредиторскую задолженность, износ фондов достиг 80% и нет денег для того, чтобы ликвидировать эту проблему. Но не так все плохо. Началась выплата по долгам - в чем и заслуга агентств.

Такой пример. В России шесть патронных заводов, и госзаказ у них всего на один день работы. Они только и выпускают охотничьи патроны, которые хорошо продаются за рубежом, но для выживания предприятий заработанных таким образом средств явно недостаточно, а между тем надо реструктуризировать патронное производство.

- Как в первую очередь вы предполагаете восстановить утраченные позиции?

- Необходимо, во-первых, разобраться с долгами. Во-вторых, ликвидировать производственную избыточность, для чего определиться с государственным заказчиком, наметить перспективы на будущее: что нам надо из вооружений. 10 лет армия не знала, что ей необходимо, соответственно десять лет и оборонные предприятия не ведали, что же им выпускать. В скором времени будет утверждена соответствующая программа. То есть руководители предприятий будут соориентированы на длительную перспективу. Но программа определяет номенклатуру вооружений далеко не по всем позициям. Так, например, отсутствуют необходимые ориентиры по патронному производству.

- Помимо финансовых имеются ли иные рычаги для возрождения оборонного производства?

- Да, имеются. Например, экспорт. Не случайно на выставке в Абу-Даби присутствуют руководящие лица всех агентств, связанных с производством оружия в России. Плюс координация усилий предприятий. Еще недавно мы их чрезвычайно распыляли. Сегодня же почти не производим дублирующую продукцию. В-третьих, пытаемся делить сектора рынка для предприятий. Агентства помогают им принимать участие в обещающих контракты международных выставках. Сегодня наши директора уже знают, что будет покупаться через 5-10 лет по крупным позициям. Теперь надо опуститься до более мелкого уровня.

И это не все. Развиваем связи с предприятиями, которые раньше составляли единый комплекс. Недавно подписали соглашение с Украиной.

- Складывается впечатление, что в процессе реструктуризации заложена идея преобразования агентств в финансово-промышленные группы, холдинги...

- Наверно, это станет последним этапом реструктуризации как таковой. Функции агентств могут отмереть или преобразоваться в управляющих компаниями. Сегодня надо создавать глубоко интегрированные структуры по направлениям производства, как это практикуется в зарубежье, где крупные компании сливаются, чтобы противостоять конкуренции на рынке. Это мое видение агентств в будущем, которое соответствует государственной политике в этой сфере.

- Но, а до этого времени разве реформирование ОПК не велось в том же духе?

- Все ограничивалось преобразованиями управляющего органа. Сейчас же, например, три питерских предприятия будут сливаться и - возникнет бронетанковый холдинг. На эту процедуру мы планируем затратить 3-4 года. Это будет компания с полным циклом кооперации, своим рынком, с объемами в порядок, а то и более того, что мы имеем сегодня.

- В каком состоянии находится программа вооружений, о которой вы упоминали?

- Сейчас она в администрации президента, обсуждалась достаточно широко, завизирована всеми структурами. Должно состояться заседание Совета безопасности РФ, на котором проблема будет рассмотрена, но когда именно - сказать трудно. Наше агентство принимало непосредственное участие в ее разработке. Нельзя сказать, что программа совершенна. Основной ее замысел - глубокая модернизация и ремонт имеющихся типов вооружений в течение ближайших 5-6 лет, поэтому сохранится тенденция последних двух лет, когда деньги приоритетно идут на науку. Главное в том, что она рисует перспективу. Проблема та же - мы знаем, сколько будет танков, самолетов и так далее, но не знаем, сколько будет стрелкового оружия, следовательно, сколько понадобится боеприпасов, в частности патронов. То же относится и к оптике. Но, к счастью, мы поняли, что отстаем по научно-технологическим заделам. Мы получили новые образцы вооружений, часть которых представлена на выставке. Это результат изменения потоков финансирования.

- Какие еще "болячки" ОПК тревожат в наибольшей степени?

- Конечно, проблема кадров. Разрушена система профессионального образования для оборонных отраслей. Специалисты рабочих профессий, инженеры готовятся спонтанно, стихийно. Мы впервые в этом году подали заявку на 15 тысяч человек. Впервые за последние десять лет совместно с Минобразованием провели совместную коллегию, впервые совместно на правительстве обсудили, что делать с молодыми учеными, инженерами - ведь стали "закрывать" специальности, которые обеспечивают интеллектуальный потенциал в оборонке.

Второй серьезнейший вопрос - оборудование. Сделали несколько пилотных проектов и в этом году подпишем контракты с Уралвагонзаводом, Конструктурским бюро машиностроения и другими предприятиями, будем их подтягивать. Директора сегодня тратят заработанные деньги, в том числе и от экспорта, в основном на оборудование. К сожалению, зарплата низкая - об этом тоже болит голова. Но без оборудования мы останемся и без зарплаты, и без работы.

- Мобилизационные обязательства также оттягивают немалы ресурсы?

- Этот вопрос назрел. Генштаб на основе новой военной доктрины, плана вооружений пришел к выводу, что мобилизационные мощности у нас излишние. Я думаю, в этом году будут серьезные шаги по корректировке мобилизационного плана. Мы имеем сегодня мобилизационные площади гораздо большие, чем требуется для загрузки производственных мощностей. Сегодня законсервировано около 60% мобоборудования. Остальное используется на двойные технологии. В Агентство по обычным вооружениям входят 129 предприятий, примерно половина - конструкторские бюро, и еще половина - акционерные общества. Мобилизационные резервы в совокупности значительны.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Павел Бажов сочинил в одиночку целую мифологию

Павел Бажов сочинил в одиночку целую мифологию

Юрий Юдин

85 лет тому назад отдельным сборником вышла книга «Малахитовая шкатулка»

0
770
Нелюбовь к букве «р»

Нелюбовь к букве «р»

Александр Хорт

Пародия на произведения Евгения Водолазкина и Леонида Юзефовича

0
571
Стихотворец и статс-секретарь

Стихотворец и статс-секретарь

Виктор Леонидов

Сергей Некрасов не только воссоздал образ и труды Гавриила Державина, но и реконструировал сам дух литературы того времени

0
283
Хочу истлеть в земле родимой…

Хочу истлеть в земле родимой…

Виктор Леонидов

Русский поэт, павший в 1944 году недалеко от Белграда, герой Сербии Алексей Дураков

0
380

Другие новости