0
1546
Газета Вооружения Интернет-версия

26.10.2001 00:00:00

В борьбе за южнокорейский контракт

Тэги: международный, авиакосмический, салон, сеул


Конкуренция

Главная интрига международного авиакосмического салона, прошедшего с 15 по 21 октября в пригороде Сеула, развернулась вокруг проводимого в Южной Корее тендера на поставку военно-воздушным силам этой страны партии боевых самолетов нового поколения. В рамках программы F-X стоимостью 3,3 млрд. долл. предусматривается закупка 40 многофункциональных истребителей. Свои заявки в тендерный комитет подали "Рособоронэкспорт" и АВПК "Сухой", предлагающие Су-35, "Боинг" (США) с F-15K, "Дассо" (Франция) с "Рафалем", а также европейский консорциум "Еврофайтер" с EF-2000 "Тайфун". Все они, за исключением "Еврофайтера", который показал в Сеуле полномасштабный макет своего самолета, приняли участие в программе показательных полетов. Ожидается, что итоги тендера будут окончательно подведены в Республике Корея (РК) до 30 октября 2001 г. По существу, нынешний салон стал завершающим аккордом в той трудной и напряженной работе, которая на протяжении ряда последних лет велась четырьмя ведущими мировыми авиастроительными фирмами с целью получения этого крупного контракта. Поэтому на "Сеул Эйр Шоу 2001" корпорация "Сухой", "Боинг", "Дассо" и "Еврофайтер" постарались в наиболее выгодном свете продемонстрировать заказчику свою боевую продукцию.

Российский многофункциональный сверхманевренный истребитель Су-35, который на сеульской выставке пилотировал летчик-испытатель "ОКБ Сухого" Юрий Ващук, хорошо известен военным специалистам РК. В сентябре 2000 г. пилоты южнокорейских ВВС совершили 14 полетов на спарке Су-35УБ и лично смогли убедиться в отличных летных характеристиках этой машины. Столь же внимательно изучались в РК технические и организационные аспекты представленного АВПК "Сухой" пакета коммерческих предложений. Всего в тендерном комитете было создано 8 групп, которые независимо друг от друга вели предконтрактную работу с претендентами - каждая по своему направлению.

По неофициальной информации, предложенный АВПК "Сухой" проект контракта на поставку истребителей и офсетная программа были признаны Министерством обороны и ВВС РК лучшими из всех поступивших предложений. Ориентировочная стоимость Су-35 не превысит 36-38 млн. долл. за машину, в то время как F-15K обойдется южнокорейской стороне в 50 млн. долл. Стоимость же "Рафаля", а тем более EF-2000 существенно превзойдет цену американского истребителя. Кроме того, корпорация "Сухой" готова предоставить РК ряд ключевых технологий и ноу-хау в области авиастроения, чего не собираются делать западные конкуренты. В ходе прошедшей в Сеуле пресс-конференции на это обстоятельство обратил особое внимание заместитель генерального директора АВПК "Сухой" Александр Клементьев. По его словам, "мы идем не только на передачу технологий, но и программного обеспечения". Кроме того, российские предложения предусматривают производство ряда узлов и агрегатов Су-35 на южнокорейских предприятиях. В свою очередь, заместитель генерального директора "ОКБ Сухого" Сергей Коротков отметил высокую боевую эффективность истребителя, при разработке которого были полностью учтены все требования заказчика.

Отметим, что машина действительно получилась удачной. Су-35 позволит пилотам ВВС РК длительное время выполнять боевое воздушное патрулирование с быстрым выдвижением на атакоопасные направления для наращивания сил легких истребителей при отражении воздушного нападения противника. При этом могут обеспечиваться охваты самолетов противника с флангов. При дозаправке Су-35 от Ил-78, истребитель может непрерывно находиться в воздухе около 10 часов. При оптимальном сочетании ракет малой и средней дальности, мощной встроенной пушки истребители Су-35 позволят южнокорейским ВВС успешно решать задачу завоевания превосходства в воздухе над площадью, включающей Японское, Желтое и Восточно-Китайское моря. Сверхзвуковой перехват из положения "дежурство на аэродроме" гарантируется над всей площадью Корейского полуострова. При действиях по наземным (надводным) целям Су-35 обеспечивает эффективный контроль за пространством от Татарского до Тайваньского проливов.

Одной из особенностей южнокорейского тендера является наличие требований к претендентам по выполнению офсетных обязательств, стоимость которых в общей сложности должна составить 70% от суммы основного контракта на поставку истребителей. Российские предложения учитывают это обстоятельство. Основа офсетного контракта корпорации "Сухой" - передача технологий, связанных с разработкой, проектированием и испытанием авиационной техники. Указанные технологии крайне необходимы корпорации KAI, на технологической базе которой Республика Корея намерена реализовать ряд амбициозных национальных авиационных программ. В частности речь идет о технологии обработки титана и титановых сплавов, композиционных материалов, испытательных стендах для тестирования отдельных систем самолета и методике их проведения.

Преимущества Су-35 по критерию "эффективность - стоимость" не остались незамеченными западными фирмами. Возможно, именно поэтому они продемонстрировали весь арсенал приемов недобросовестной конкуренции. Так, накануне открытия салона по одному из каналов южнокорейского телевидения был показан сюжет, в котором оборудование кабины тендерной версии "Рафаля" сравнивалась с кабиной первых версий Су-27. О Су-35, который представлен на тендер, даже не упоминалось. В местной прессе активно муссировались слухи о том, что круг фактических претендентов сократился до двух - американского F-15K и французского "Рафаля", а Су-35 остался "за бортом".

В целом "Дассо" отличала весьма агрессивная PR-кампания. Укажем лишь на то, что было видно невооруженным глазом. Посетителям и гостям салона буквально тоннами раздавались рекламная и сувенирная продукция с символикой "Рафаля", местные газеты и журналы пестрели от обилия рекламы. Не уступали французам и американцы. На этом фоне "Еврофайтер" вел себя достаточно скромно. Впрочем, эксперты объясняют это заведомо проигрышной позицией EF-2000, который из-за своей фантастической цены просто не конкурентоспособен в тендере по сравнению с более дешевыми западными аналогами. Отметим, что при согласовании программы показательных полетов западные летчики отказались выступать после Су-35, настояв на первоочередной демонстрации своего мастерства. Их можно понять: после пилотажа сверхманевренного Су-35 другие самолеты просто не смотрятся. В целом неплохой пилотаж, помимо безусловного фаворита Юрия Ващука, сумел показать шеф-пилот "Дассо" Эрик Жерард. После каждого полета этот здоровенный бородатый француз, даже не сняв летного комбинезона, в обнимку фотографировался с южнокорейскими военнослужащими прямо на летом поле. Естественно - на фоне "Рафаля".

Как водится, не обошлось и без скандала. В самый разгар салона газета "Korea Times" выступила с сенсационным сообщением об обнаружении подслушивающих устройств в сеульском офисе "Дассо". Утверждалось, что "жучок" установили конкуренты по тендеру. Скорее всего к данному инциденту все же имели отношение южнокорейские спецслужбы, пристально наблюдающие за фирмами - участниками тендера. В целом тендерный комитет стремится обеспечить объективность рассмотрения поступивших заявок и пресечь любые факты незаконного лоббирования. Насколько удачно - покажет время.

Между тем французская и американская стороны, как указывают южнокорейские СМИ, пытаются оказать нажим на официальный Сеул и повлиять на результаты тендера. Так, США не устают раз за разом напоминать на различных уровнях важность сохранения военного альянса между двумя союзниками. В настоящее время в РК дислоцированы 37 тысяч американских военнослужащих, которые призваны оказать помощь вооруженным силам Южной Кореи в отражении возможных угроз со стороны КНДР. "Властное поведение американцев на переговорах, - утверждает официальный представитель Минобороны РК, - похоже, обусловлено тем, что мы не можем игнорировать совместные операции и взаимодействие ВС США и Южной Кореи". При этом он отметил, что предлагаемые американцами условия передачи технологий и цены "нас не удовлетворяют". Как стало известно корреспонденту "НВО", первые 20 истребителей "Боинг" планирует поставить в базовой версии F-15E, которая не удовлетворяет требованиям тендера. А уже только затем, спустя два года, начнутся поставки F-15K с одновременной модернизацией первой партии машин. "Сырой" считают эксперты и предлагаемую к поставке в РК версию "Рафаля".

Российская сторона надеется, что при принятии окончательного решения по тендеру официальный Сеул будет руководствоваться прежде всего соображениями экономической и военной целесообразности, а не требованиями политической конъюнктуры. За ходом тендера внимательно следит высшее политическое руководство РФ. Вместе с тем, как сообщили корреспонденту "НВО" представители АВПК "Сухой", "предложения по сотрудничеству в области высоких технологий с РК остаются в силе, независимо от того, кто окажется победителем в корейском тендере - Су-35 или его конкуренты".

Сеул-Москва


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Начальник Генштаба ВС РФ обсудил с коллегой из Киргизии развитие региональной системы ПВО

Начальник Генштаба ВС РФ обсудил с коллегой из Киргизии развитие региональной системы ПВО

0
376
Силовики России продолжают давить боевиков

Силовики России продолжают давить боевиков

Владимир Иванов

Антитеррористические службы подвели итоги работы в проходящем году

0
394
"Роснефть" ставит на Евро-6

"Роснефть" ставит на Евро-6

Сергей Никаноров

Рязанский НПЗ: высокотехнологичное топливо и российские катализаторы

0
355
Электросети выбирают между консолидацией и приватизацией

Электросети выбирают между консолидацией и приватизацией

Глеб Тукалин

Без привлечения новых инвесторов отрасли не обойтись, считают эксперты

0
259

Другие новости

Загрузка...
24smi.org