Акцент
29 октября в Центральном институте авиационного моторостроения (ЦИАМ) прошло заседание проблемного совета Росавиакосмоса "Авиационный промышленный совет по САLS", на котором был рассмотрен ход работ по внедрению информационных технологий в авиационном двигателестроении.
Термин CALS - Continuous Acquisition and Life Cycle Support (дословный перевод "непрерывность поставок продукции и поддержки ее жизненного цикла") в "Проекте Руководства по применению CALS в НАТО", выпущенном 1 марта 2000 г, определяется как "┘совместная стратегия промышленности и правительства (государства), направленная на "реинжиниринг" (изменение, преобразование) существующих бизнес-процессов в единый высокоавтоматизированный и интегрированный процесс управления жизненным циклом систем военного назначения". При этом под понятием "жизненный цикл" имеется в виду разработка, производство, применение и утилизация технической системы.
Выступивший с обзорным докладом по работам ЦИАМ в области САLS начальник института Владимир Скибин отметил, что только при использовании информационных технологий можно создавать в современных условиях конкурентоспособные двигатели, поэтому внедрение принципов САLS на всех этапах жизненного цикла двигателя от его разработки до эксплуатации - это не дань моде, а настоятельная необходимость. Если на разработку двигателя 5-го поколения ушло 15 лет, то двигатели 6-го поколения на основе уже достигнутого научно-технического задела должны создаваться за 4-5 лет, стоимость их разработки нужно снизить в 5 и более раз, а эксплуатационные расходы - в два и более раз. Для сравнения: американцам создание базового двигателя пятого поколения обошлось в 3,5 млрд. долл., из них только фирма "Пратт энд Уитни" - победитель конкурса - затратила 2 млрд. долл.
При соблюдении этих необходимых, но еще не достаточных условий создаваемый двигатель имеет шанс быть конкурентоспособным. Особенно важным является первоначальный этап - закладки и проектирования. Работа ЦИАМ и заключается в создании электронной системы проектирования элементов и самого двигателя в целом. И на этом пути уже есть определенные успехи, в том числе признанные за рубежом, о чем свидетельствуют многочисленные контракты с ведущими иностранными моторостроительными фирмами, которые выполняет институт. Одним из примеров служит заказ на проектирование, изготовление и испытание вентиляторной ступени, во многом определяющей облик двигателя и его качество.
Качество и полнота программ и моделей, используемых при закладке двигателя, определяют стоимость последующих этапов разработки. Если при создании двигателей 4-го поколения стендовым испытаниям подвергались от 50 до 70 экземпляров, то при создании двигателей следующих поколений такое массовое количество испытываемых образцов просто разорительно для разработчика и делает малодоступным изделие для потребителей.
Важное значение для создания электронных систем проектирования авиационной техники, отметил Скибин, является создание банков данных, в частности банка данных конструкционной прочности материалов при эксплуатации в различных условиях. На совете с докладами выступили моторостроители Москвы, Перми, Рыбинска, Самары, Санкт-Петербурга, Уфы, Запорожья. Представитель Московского машиностроительного предприятия им. В.В. Чернышева, входящего в РСК "МиГ", рассказал о внедрении информационных технологий в автоматизированный сбор статистики текущих характеристик двигателей РД-33 при эксплуатации МиГ-29. Эти данные необходимы для внедрения системы эксплуатации двигателя по состоянию - без фиксированного ресурса. И уже получена достаточная и довольно интересная статистика.
Удастся ли с помощью информационных технологий сдержать ценовой рост двигателей шестого поколения, это еще вопрос. За технологические прорывы надо платить. По некоторым оценкам, создание базового двигателя шестого поколения обойдется в 6 млрд. долл. Для одной страны, даже США, это накладно. Поэтому, вероятней всего, такой двигатель будет создаваться силами международной кооперации.
Совет по САLS принял решение скоординировать работы по внедрению информационных технологий в двигателестроительную отрасль. У каждого предприятия есть свои достижения в этой области, поэтому объединение усилий на данном этапе приобретает особое значение.
О растущем понимании роли информационной поддержки изделия (ИПИ) на принципах САLS свидетельствует факт создания по инициативе Аркадия Вольского некоммерческой организации "Российская ассоциация производителей и пользователей ИПИ-технологии". Ее президентом и председателем правления стал Анатолий Братухин, нынешний председатель Авиационного промышленного совета по CALS.