0
799
Газета Вооружения Интернет-версия

14.12.2001 00:00:00

Наша основная задача - завоевывать рынки

Тэги: рособоронэкспорт, чемезов, рынок


Из первых рук

-Cергей Викторович, прошел год после выхода президентского указа о создании "Рособоронэкспорта". Наверное, уже можно подвести некоторые итоги. Какой самый главный результат?

- В качестве основного достижения отмечу то, что нам удалось сохранить темпы и объемы продаж вооружения и военной техники (ВВТ). На сегодняшний день мы уже перевыполнили план поступления валюты, который был установлен "Рособоронэкспорту" правительством и президентом. Получено 3 млрд. 600 млн. долл. - и это при том, что отгрузка ВВТ до конца года составит около 3,3 млрд. То есть впервые в истории у нас сложилась ситуация, когда валютные поступления опережают поставки. Обычно всегда было наоборот, мы поставляли вооружения, а деньги приходили позже. В том, что мы имеем такое соотношение, заслуга наших специалистов. Им удалось убедить иностранных заказчиков увеличить авансовые платежи.

- В каких регионах и странах, помимо наших традиционных покупателей Индии и Китая, Россия может рассчитывать на увеличение объема оружейных продаж?

- Это арабский мир и Африка. Вот та перспектива, на которую мы должны активно работать. Не забывая, конечно, и Латинскую Америку. К сожалению, латиноамериканское направление у нас сейчас несколько отстало. Хотя и предыдущая команда, которая работала в "Росвооружении", активно принимала меры к тому, чтобы как-то продвинуться на этом рынке. Но пока это не удается. Я думаю, что одна из наших основных целей - добиться здесь серьезных изменений. Хотя, конечно, американцы рядом, в регионе у них сильные позиции и подвинуть их будет очень тяжело.

- Фактор конкурентного противодействия - он серьезно осложняет ваши усилия?

- Разумеется. И не только политический, но и технический. Если российский ОПК не будет сейчас активно работать над созданием современного вооружения, то, к сожалению, лет через пять-десять нам просто нечего будет продавать. Поэтому сейчас нужно принимать меры к тому, чтобы делать определенные отчисления с каждого контракта на НИОКРы, на создание нового вооружения, новой техники.

- В предыдущие годы собственное финансовое положение вашей компании выглядело далеко не блестящим. А каково оно сейчас?

- Далеко от идеала. Тем не менее 50% долгов, которые были перед предприятиями у "Росвооружения" и перешли к "Рособоронэкспорту", уже покрыты.

- Насколько серьезными были кадровые перестановки в компании после прихода команды Бельянинова-Чемезова?

- Я могу вам сказать, что специалисты среднего звена в основном все остались. Поменялось лишь руководство и топ-менеджмент. Тот факт, что произошло объединение "Росвооружения" и "Промэкспорта", я считаю очень позитивным. И лучшим свидетельством этого являются показатели, которые мы имеем на сегодняшний день.

- Вы как-то сказали, что оружейный бизнес требует тишины. Эта позиция продолжает оставаться актуальной?

- Нам уже не раз предъявлялись претензии со стороны наших покупателей, что мы раскрываем информацию, которую они не хотели бы давать в СМИ. Одно дело, когда все происходит по взаимной договоренности - это понятно, а когда это делается односторонне, нетрудно представить себе реакцию с их стороны. Торговля оружием - дело деликатное. Общие цифры я вам назвал, а вот разглашать параметры конкретно по каждому контракту - этого делать категорически нельзя.

- Какие типы российских вооружений наиболее конкурентоспособны?

- Основной объем продаж занимает авиация. Примерно 65-70% экспорта российских ВВТ - это авиационная техника и прежде всего самолеты марки "Су". Недаром авиационные выставки всегда привлекают внимание военных из многих стран мира. На авиасалоне "Дубай-2001" глава военного ведомства Объединенных Арабских Эмиратов активно знакомился с российской экспозицией. Насколько я понял, он с удовольствием бы испытал тренажер, который был представлен на стенде АВПК "Сухой", но его сопровождал командующий 5-м флотом США, и министр обороны ОАЭ не решился сделать это при американском адмирале.

- Я видел, что вы сами совершили виртуальный полет на тренажере. Каковы впечатления?

- Я не летчик и впервые познакомился с таким тренажером. Впечатление, конечно, колоссальное. Ощущение, что ты находишься в кабине настоящего истребителя. Такие тренажеры надо активно показывать на выставках вооружений, они интересны покупателю. Одно дело, когда летчик терпит аварию на тренажере, осваивая новую технику, и совсем другое, когда реально гибнет боевая машина стоимостью несколько десятков миллионов долларов.

- Как вы относитесь к стремлению предприятий ОПК России самостоятельно выходить на мировой рынок вооружений?

- Мое однозначное мнение - готовую продукцию должен продавать лишь один госпосредник, представитель государства. Именно он обязан продвигать российскую продукцию за рубеж, завоевывать рынки. А предприятиям-производителям надо идти за ним, поставлять запасные части, осуществлять ремонт, послепродажное обслуживание. И таких предприятий должно быть на внешнем рынке как можно больше.

Кроме того, выходя на рынок самостоятельно, предприятия, производящие однотипную продукцию, начинают конкурировать друг с другом, сбивать цены. Ничего, кроме вреда, это не приносит. Мы уже видели, когда у нас были "Промэкспорт", "Российские технологии" и "Росвооружение", объемы продаж падали. Сейчас же, с образованием единого госпосредника, объемы продаж растут.

- Сможете ли вы превзойти рекорд 1996 года, когда "Росвооружение" получило 3,65 млрд. долл.?

- Я думаю, что по объемам валютных поступлений мы перекроем этот результат на 100%.

- Это будет "живая" валюта?

- Ну, вы знаете, клиринговая валюта, - она тоже превращается в "живые" деньги.

- Как часто руководители "Рособоронэкспорта" имеют возможность встречаться с президентом, обсуждать какие-то болевые проблемы?

- Мы встречались с президентом в феврале этого года. У нас есть договоренность, что по истечении определенного периода времени мы должны доложить ему результаты нашей работы. Видимо, такая встреча состоится в самое ближайшее время.

- После возвращения из Шанхая президент провел совещание, на котором он остро поставил вопрос о послепродажном сервисе и поставках запчастей. Это действительно проблема? И что вы намерены делать для того, чтобы ее решать?

- К сожалению, данный вопрос действительно весьма острый, и он ставится очень многими руководителями министерств обороны тех стран, куда мы продаем ВВТ. Это вопрос номер один.

Причина, действительно, может быть и в нас. Дело в том, что для любого сотрудника, который работает в нашей организации, выгоднее заниматься крупным проектом, чем мелким. Поэтому если предприятиям-производителям предоставят право самостоятельно продавать запасные части, мы будем этому только рады. У нас руки до всего не доходят. Однако такое право должны получить предприятия, где контрольный пакет принадлежит государству. Те же предприятия ОПК, которые находятся в руках частных акционеров - они будут продолжать работать через нас.

Чтобы активизировать работу в области послепродажного обслуживания, мы специально создали дочернюю фирму - "Промпоставку", которое займется только лишь поставкой запасных частей. Предприятия по прежнему будут заключать контракт через "Рособоронэкспорт", однако работой с ними и комплектацией будет заниматься "Промпоставка".

- Сохранились ли в составе "Рособоронэкспорта" подразделения, занимающиеся транспортировкой оружия?

- Своей структуры у нас фактически нет. В соответствии с распоряжением правительства мы проводим тендер, привлекаем транспортные компании и определяем, чьи услуги наиболее выгодны.

- Насколько актуальна для компании проблема утечки информации, сохранения коммерческой тайны?

- Такая проблема существует.

- Кто же занимается против вас промышленным шпионажем? Это ваши конкуренты или иностранные спецслужбы?

- Мы сталкиваемся, я думаю, и с тем и с другим. Это и работа спецслужб, и деятельность конкурентов, имеются в виду, конечно, иностранные конкуренты. Мы принимаем меры к тому, чтобы ограничить доступ к нашим основным секретам. Это, прежде всего, ценовые параметры. Для нас, как для коммерческой структуры, это конечно основной показатель. Что касается технических моментов, то здесь тоже существуют определенные рамки, но они прежде всего касаются конструкторских бюро и предприятий. Потому что оттуда идет утечка, очень большая. Наши потенциальные покупатели, особенно арабские страны, да и КНР, знают, что у нас производится, в каком объеме, какие перспективные разработки ведутся. Порой из за этого бывает очень тяжело работать. И мы совместно с Федеральной службой безопасности РФ пытаемся навести порядок.

- Раньше довольно часто звучали упреки, что компания берет непомерно высокие комиссионные - до 10%.

- Мы ничего не скрываем. Наши комиссионные составляют от 1% и максимум до 5% от стоимости контракта. Чтобы они были свыше 5% - таких случаев я знаю максимум два-три. Все остальные комиссионные, как правило, в пределах не более 5%. При поставках из наличия Министерства обороны России мы берем 1-2%. Здесь не ставится задача получения большой прибыли, мы просто покрываем свои расходы, связанные с продажей ненужных МО РФ вооружений.

- До создания "Рособоронэкспорта" банки вели серьезную борьбу за право получить статус уполномоченных по обслуживанию оружейных контрактов. Как обстоят дела сейчас?

- Как таковых уполномоченных банков сейчас не существует, вообще такого института нет. Но для нас более выгодно, проще и удобнее работать с определенными банковскими структурами, которые мы знаем. И прежде всего это государственные банки - Внешэкономбанк, Внешторгбанк и Сбербанк. В свою очередь, они имеют право привлекать другие коммерческие банки, на "второй руке", для обслуживания предприятий, обслуживания наших контрактов.

- Ливия - это открытый рынок для поставок российских вооружений?

- Да, конечно, мы можем поставлять туда любые вооружения в полном объеме. Но пока еще не преодолены некоторые нюансы политического характера. К сожалению, со стороны Ливии активности мы не видим.

- Вы удовлетворены той поддержкой, которую оказывает вам государство?

- В принципе, нас удовлетворяет помощь, которую оказывают нам официальные государственные структуры - Министерство иностранных дел, ФСБ, СВР и Главное разведывательное управление Генерального штаба. Мы от них получаем полную информацию, необходимую нам.

- Как вы видите будущее "Рособоронэкспорта"?

- Компания должна остаться в том виде, в котором она существует на сегодняшний день. Должен сохраниться единственный государственный посредник, который будет заниматься продажей готовых изделий. Поставками же запасных частей, ремонтом, пусть занимаются предприятия-производители. Наша основная задача - проникать на рынки, завоевывать их, продвигать российское оружие. Справиться с этой задачей лучше, чем "Рособоронэкспорт", никто не сможет.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Скоростной сплав

Скоростной сплав

Василий Столбунов

В России разрабатывается материал для производства сверхлегких гоночных колес

0
1042
К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
1684
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
1527
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
2875

Другие новости