0
756
Газета Вооружения Интернет-версия

17.05.2002 00:00:00

Оборонка в постиндустриальном мире

Владимир Рубанов

Об авторе: Владимир Арсентьевич Рубанов - вице-президент Лиги содействия оборонным предприятиям, действительный госсоветник РФ первого класса.

Тэги: постиндустриальная экономика


Аспект

ПРОИСХОДЯЩИЙ на наших глазах передел мира отражает объективные процессы перехода от индустриальной к постиндустриальной экономике, которую часто называют "экономикой знаний". При этом особое значение представляет вопрос использования в хозяйственном обороте интеллектуальной собственности.

Проводимая правительством линия на отчуждение у разработчиков и закрепление за государством прав на результаты бюджетных НИОКР аргументируется целями "формирования рынка" и "обретения хозяина на результаты интеллектуальной деятельности", а также необходимостью "защиты государственных интересов" и "эффективного использования федеральной собственности". Апелляция к "здравому смыслу" с "неотразимым" аргументом "кто платит - тот и хозяин" выступает сегодня венцом пропагандистского обеспечения мотивов усиления административного принуждения по отношению к производителям ценных знаний и технологий, но не имеет ничего общего с практикой технологически развитых стран.

Роль государства в вопросах научно-технического развития действительно возрастает: формирование национальных конкурентных преимуществ зависит сегодня не только и не столько от крупных компаний и внешних инвестиций, сколько от эффективной промышленной политики государства. Но промышленная политика, ориентированная на стимулирование инноваций, невозможна без соответствующей социальной политики, обеспечивающей формирование продуктивно-творческого человека как главного ресурса современной экономики, что сопровождается масштабными программами образования и государственными капиталовложениями в информационно-технологическую инфраструктуру.

В какой-то мере можно понять эмоциональные мотивы и экономические резоны авторов подобных решений. Ведь значительная часть ОПК была приватизирована за бесценок спекулятивным капиталом, не вложившим, да и не намеревавшимся вкладывать деньги в развитие технологий. Для извлечения прибыли оказалось достаточным паразитировать на созданном ранее технологическом заделе. Пришедшая к власти под лозунгами построения "вертикали власти" и "равноудаления олигархов" новая бюрократия увидела в слабо регламентированном институте интеллектуальной собственности средство передела материальной собственности для "исправления" допущенных ранее "несправедливостей". Именно с такой политической установкой проводится сегодня кампания по "инвентаризации результатов бюджетных НИОКР" и сомнительному (с позиций теории и практики экономики знаний) административному оцениванию конструкторско-технологической документации в качестве "нематериальных активов". Реальные проблемы перехода к инновационной стратегии развития при этом никак не решаются, зато порождают новые. Разработчики с нищенской зарплатой из федерального бюджета будут передавать государству скорее всего права на "горы бумаг", а оригинальные идеи и ценные знания - реализовывать на теневом рынке по ценам платежеспособного спроса. Собственно, так сегодня и происходит.

Платежеспособный спрос национальной промышленности на новые разработки отсутствует. Нет и механизмов продвижения новых российских технологий на мировые рынки. Ни у разработчиков, ни у государства нет сегодня необходимых средств на маркетинг и патентование. Но от перераспределения прав на результаты НИОКР они и не появятся.

Создание "тела новшества" всегда было сильной стороной российской науки, а коммерческая реализация инноваций либо отсутствовала вовсе, либо была крайне несовершенной. Российскому научно-техническому сообществу необходимо научиться превращать свое несомненное умение правильно мыслить в практические навыки эффективного извлечения интеллектуальной ренты из производимой знанием стоимости.

Основным фактором, ограничивающим изобретательскую активность, является не столько способность инженеров и предпринимателей выступать с новыми идеями, сколько их возможность быть в курсе последних достижений в областях применения инноваций, лежащих за пределами их узкой специализации, а также умение воспользоваться полученными знаниями. Именно эту функцию и реализуют специальные структуры инновационного бизнеса - технологические брокеры. Примерами удачной организации структур национального технологического брокера могут служить Британская технологическая группа (Великобритания) и правительственное агентство АНВАР (Франция). Их деятельность направлена на оказание всемерной поддержки создателям интеллектуальной продукции, максимального выявления и закрепления за ними охраноспособных прав с последующим распределением доходов от совместной коммерческой реализации технологических достижений между всеми участниками процесса их создания.

Жалкое существование многих НИИ и КБ - прямое следствие неквалифицированного менеджмента при отсутствии внятной политики государства, являющегося их главным собственником. Единственным рациональным действием рачительного хозяина в данной ситуации было бы проведение технологического аудита, предусматривающего комплексную оценку интеллектуальных ресурсов НИИ или КБ с капитализацией их коммерческого потенциала и оказанием содействия по рыночной реализации ценных знаний. Капитализация интеллекта - это превращение квалификации кадров в лицензии и сертификаты, знаний - в права интеллектуальной собственности, а репутации - в торговые марки (брэнды).

Благополучие экономических систем, основанных на знаниях, определяется творческой личностью. Поэтому ставку необходимо делать не на технологии и организационные структуры, а на человека и его главный ресурс - творчество.

По прогнозам, характер мировой экономики наступившего XXI века будет определяться относительно небольшим числом транснациональных корпораций, определяющих базовый спрос в мире на основные виды продуктов. Это ставит экономику России, в том числе структуры ОПК, перед жестким выбором: включение в глобальные сетевые структуры или автаркия с возвратом "культа секретности" и идеологии осажденной крепости.

С учетом ограниченности внутреннего спроса на ценные знания и технологические достижения промышленная политика должна нацеливаться на постиндустриальный прорыв на мировых рынках, а не на бесперспективную защиту неконкурентоспособных отечественных товаропроизводителей устаревшего технологического уклада. Задача государства - обеспечить рациональное и эффективное встраивание неиспользуемого интеллектуально-кадрового потенциала в систему удовлетворения платежеспособного спроса, формируемого глобальными игроками мирового рынка наукоемкой продукции.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


НАТО не будет оборонять Финляндию, но может удержать потенциальных противников от агрессии

НАТО не будет оборонять Финляндию, но может удержать потенциальных противников от агрессии

Владимир Иванов

0
379
Японские консерваторы выступили против изменения Конституции, поминая о «северных территориях»

Японские консерваторы выступили против изменения Конституции, поминая о «северных территориях»

Владимир Иванов

0
335
Пентагон перебросил в Саудовскую Аравию войска, боевые самолеты и четыре батареи ПРО

Пентагон перебросил в Саудовскую Аравию войска, боевые самолеты и четыре батареи ПРО

Александр Шарковский

0
344
Moody’s прогнозирует падение продаж автомобилей в России в 2020 году на 4%

Moody’s прогнозирует падение продаж автомобилей в России в 2020 году на 4%

0
327

Другие новости

Загрузка...
24smi.org