0
1113
Газета Вооружения Интернет-версия

17.05.2002 00:00:00

Оборонка в постиндустриальном мире

Владимир Рубанов

Об авторе: Владимир Арсентьевич Рубанов - вице-президент Лиги содействия оборонным предприятиям, действительный госсоветник РФ первого класса.

Тэги: постиндустриальная экономика


Аспект

ПРОИСХОДЯЩИЙ на наших глазах передел мира отражает объективные процессы перехода от индустриальной к постиндустриальной экономике, которую часто называют "экономикой знаний". При этом особое значение представляет вопрос использования в хозяйственном обороте интеллектуальной собственности.

Проводимая правительством линия на отчуждение у разработчиков и закрепление за государством прав на результаты бюджетных НИОКР аргументируется целями "формирования рынка" и "обретения хозяина на результаты интеллектуальной деятельности", а также необходимостью "защиты государственных интересов" и "эффективного использования федеральной собственности". Апелляция к "здравому смыслу" с "неотразимым" аргументом "кто платит - тот и хозяин" выступает сегодня венцом пропагандистского обеспечения мотивов усиления административного принуждения по отношению к производителям ценных знаний и технологий, но не имеет ничего общего с практикой технологически развитых стран.

Роль государства в вопросах научно-технического развития действительно возрастает: формирование национальных конкурентных преимуществ зависит сегодня не только и не столько от крупных компаний и внешних инвестиций, сколько от эффективной промышленной политики государства. Но промышленная политика, ориентированная на стимулирование инноваций, невозможна без соответствующей социальной политики, обеспечивающей формирование продуктивно-творческого человека как главного ресурса современной экономики, что сопровождается масштабными программами образования и государственными капиталовложениями в информационно-технологическую инфраструктуру.

В какой-то мере можно понять эмоциональные мотивы и экономические резоны авторов подобных решений. Ведь значительная часть ОПК была приватизирована за бесценок спекулятивным капиталом, не вложившим, да и не намеревавшимся вкладывать деньги в развитие технологий. Для извлечения прибыли оказалось достаточным паразитировать на созданном ранее технологическом заделе. Пришедшая к власти под лозунгами построения "вертикали власти" и "равноудаления олигархов" новая бюрократия увидела в слабо регламентированном институте интеллектуальной собственности средство передела материальной собственности для "исправления" допущенных ранее "несправедливостей". Именно с такой политической установкой проводится сегодня кампания по "инвентаризации результатов бюджетных НИОКР" и сомнительному (с позиций теории и практики экономики знаний) административному оцениванию конструкторско-технологической документации в качестве "нематериальных активов". Реальные проблемы перехода к инновационной стратегии развития при этом никак не решаются, зато порождают новые. Разработчики с нищенской зарплатой из федерального бюджета будут передавать государству скорее всего права на "горы бумаг", а оригинальные идеи и ценные знания - реализовывать на теневом рынке по ценам платежеспособного спроса. Собственно, так сегодня и происходит.

Платежеспособный спрос национальной промышленности на новые разработки отсутствует. Нет и механизмов продвижения новых российских технологий на мировые рынки. Ни у разработчиков, ни у государства нет сегодня необходимых средств на маркетинг и патентование. Но от перераспределения прав на результаты НИОКР они и не появятся.

Создание "тела новшества" всегда было сильной стороной российской науки, а коммерческая реализация инноваций либо отсутствовала вовсе, либо была крайне несовершенной. Российскому научно-техническому сообществу необходимо научиться превращать свое несомненное умение правильно мыслить в практические навыки эффективного извлечения интеллектуальной ренты из производимой знанием стоимости.

Основным фактором, ограничивающим изобретательскую активность, является не столько способность инженеров и предпринимателей выступать с новыми идеями, сколько их возможность быть в курсе последних достижений в областях применения инноваций, лежащих за пределами их узкой специализации, а также умение воспользоваться полученными знаниями. Именно эту функцию и реализуют специальные структуры инновационного бизнеса - технологические брокеры. Примерами удачной организации структур национального технологического брокера могут служить Британская технологическая группа (Великобритания) и правительственное агентство АНВАР (Франция). Их деятельность направлена на оказание всемерной поддержки создателям интеллектуальной продукции, максимального выявления и закрепления за ними охраноспособных прав с последующим распределением доходов от совместной коммерческой реализации технологических достижений между всеми участниками процесса их создания.

Жалкое существование многих НИИ и КБ - прямое следствие неквалифицированного менеджмента при отсутствии внятной политики государства, являющегося их главным собственником. Единственным рациональным действием рачительного хозяина в данной ситуации было бы проведение технологического аудита, предусматривающего комплексную оценку интеллектуальных ресурсов НИИ или КБ с капитализацией их коммерческого потенциала и оказанием содействия по рыночной реализации ценных знаний. Капитализация интеллекта - это превращение квалификации кадров в лицензии и сертификаты, знаний - в права интеллектуальной собственности, а репутации - в торговые марки (брэнды).

Благополучие экономических систем, основанных на знаниях, определяется творческой личностью. Поэтому ставку необходимо делать не на технологии и организационные структуры, а на человека и его главный ресурс - творчество.

По прогнозам, характер мировой экономики наступившего XXI века будет определяться относительно небольшим числом транснациональных корпораций, определяющих базовый спрос в мире на основные виды продуктов. Это ставит экономику России, в том числе структуры ОПК, перед жестким выбором: включение в глобальные сетевые структуры или автаркия с возвратом "культа секретности" и идеологии осажденной крепости.

С учетом ограниченности внутреннего спроса на ценные знания и технологические достижения промышленная политика должна нацеливаться на постиндустриальный прорыв на мировых рынках, а не на бесперспективную защиту неконкурентоспособных отечественных товаропроизводителей устаревшего технологического уклада. Задача государства - обеспечить рациональное и эффективное встраивание неиспользуемого интеллектуально-кадрового потенциала в систему удовлетворения платежеспособного спроса, формируемого глобальными игроками мирового рынка наукоемкой продукции.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
1190
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
1054
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
2027
"Яблоко" возвращается к массовому выдвижению кандидатов на выборах

"Яблоко" возвращается к массовому выдвижению кандидатов на выборах

Дарья Гармоненко

Партия готова отступить от принципа жесткого отбора преданных ей депутатов

0
900

Другие новости