Сотрудничество
В НОЧЬ на 22 августа с космодрома на мысе Канаверал (Флорида, США) успешно стартовала новая ракета-носитель (РН) "Атлас V" с европейским спутником на борту. На ее первой ступени установлен российский жидкостный двигатель РД-180, разработанный и изготовленный в подмосковных Химках на НПО "Энергомаш". Движки первой ступени - самый сложный в техническом и технологическом отношении элемент ракеты, однако именно они в первую очередь определяют ее качество (или, как говорят ракетчики, энергомассовое совершенство).
Вчерашний пуск - очередной шаг на пути сотрудничества "Энергомаша" и крупной американской компании "Пратт энд Уитни", входящей в состав корпорации "Юнайтед Технолоджис". Совместную работу они начали еще в 1992 г., когда было заключено соглашение о совместном маркетинге и лицензировании двигателей в США. В 1993-1995 гг. химкинская фирма выиграла тендер на создание двигателя для РН "Атлас III", разрабатываемого корпорацией "Локхид-Мартин". Через год был подписан контракт на поставку в США 20 РД-180, первый из которых поднял ракету в космос 24 мая 2000 г. В 2001 г. был выполнен еще один запуск. Особенность вчерашнего старта состоит в том, что впервые американцы смогли использовать мотор "Энергомаша" на полную мощность (для "Атласа III" она была избыточной).
Успешный запуск "Атласа V" сулит продолжение сотрудничества с американскими компаниями и, в частности, реализацию опциона на поставку в США 101 РД-180. Суммарный объем этой сделки, которая реализуется с помощью совместного предприятия "РД - Амросс", превысит 1 млрд. долл. По словам директора "Энергомаша" Бориса Каторгина, ведутся переговоры об организации лицензионного производства двигателей в США, однако это станет возможным не ранее, чем через пять лет.
Важно подчеркнуть, что если "Атлас III" - носитель для коммерческих запусков, то новая модификация ракеты будет использоваться при выполнении правительственных заказов. Это - косвенное, но весьма красноречивое свидетельство высокого качества российских движков, поскольку в США существуют очень жесткие ограничения на применение иностранной техники в интересах государства. Как правило, конгресс дает соответствующее разрешение в исключительных случаях, когда альтернативные предложения предприятий США являются гораздо менее привлекательными.
Представитель Пентагона заявил, что с запуском "Атласа V" начинается новая эра в космических транспортных системах, которая характеризуется снижением стоимости вывода полезных нагрузок на орбиту на 25-50%. Отметим, что "Атлас V" и близкая к ней "Дельта IV" корпорации "Боинг" создавались с учетом требований военной программы EELV (Evolved Expendable Launch Vehicle). Оба носителя имеют модульную конструкцию, позволяющую собирать ракету из набора элементов в зависимости от массы спутников и параметров его орбиты. Пентагон и другие правительственные ведомства уже сделали заявки на 28 запусков "Атласа V" и "Дельты IV" в интересах обеспечения национальной безопасности.
РД-180 создавался не на пустом месте. Он представляет собой как бы половинку (две камеры сгорания вместо четырех) двигателя РД-170, выводившего в космос ракетную систему "Энергия-Буран", и РД-171, установленного на РН "Зенит". В настоящее время "Энергомаш" разрабатывает и испытывает двигатель РД-191, в основе которого половинка РД-180 (и соответственно четвертинка РД-170). Его планируется использовать на перспективном семействе российских РН двойного применения "Ангара", которое создается ГНПЦ имени Хруничева. "Ангара" может стать первой отечественной модульной ракетой, которая по характеристикам будет сопоставима с американскими системами, а по некоторым параметрам может превзойти их (например, по стоимости запуска за счет использования возвращаемой первой ступени "Байкал"). Кроме того, "Энергомаш" на салоне МАКС-2001 обсуждал перспективы использования семейства своих сверхмощных движков на европейских РН "Ариан" и "Астриум".
Успех РД-180 интересен не только в коммерческом плане. "Энергомашу" удалось то, что до сих пор не получается у большинства предприятий отечественного авиапрома: полноценно включиться в международную кооперацию с Западом со своей высокотехнологичной продукцией. В то же время у программы сотрудничества с американскими ракетостроителями в России есть оппоненты. Они высказывают мнение, что российский движок позволил сократить сроки создания нового "Атласа" и тем самым снизил конкурентоспособность разрабатываемых российских РН. Впрочем, без американских денег способность "Энергомаша" разрабатывать и выпускать движки для "Ангары" оказалась бы под большим сомнением.