Подоплека
РАСПОЛАГАЯ солидными финансовыми ресурсами, государства Ближнего и Среднего Востока неизменно входят в число крупнейших покупателей вооружений. Не случайно, что конкурентная борьба за этот рынок всегда велась без правил и отличалась особым ожесточением. В регионе ярко выражено присутствие западных производителей военной техники, среди которых доминируют фирмы из Франции, Великобритании, США. В последние годы стало поступать сюда и оружие из РФ. Помимо таких традиционных партнеров Москвы по военно-техническому сотрудничеству, как Сирия, Йемен и Иран, в 1990-х годах география экспорта наших вооружений расширилась здесь за счет поставок отдельных видов ВВТ в Кувейт и Объединенные Арабские Эмираты. Каждый из таких контрактов (имеются в виду поставки РСЗО "Смерч", а также боевых машин пехоты БМП-3 и ЗРПК "Панцирь-С1" соответственно) был штучным, требовал тщательной, кропотливой работы, готовился несколько лет.
Поэтому настоящей сенсацией в России и за рубежом стали недавние сообщения электронных и печатных СМИ о предстоящем подписании с ОАЭ 4-миллиардного долларового контракта на создание в этой стране при помощи Москвы комплексной эшелонированной системы ПВО, основой которой, насколько можно понять, будут даже не ЗРС С-400, а некий прообраз С-500. Утверждается, что в состав системы также должен войти целый ряд огневых и радиолокационных средств, систем управления, связи, разведки и РЭБ. Исполнителем контракта назывался недавно образованный концерн ПВО "Алмаз"-"Антей", который находится сейчас в стадии формирования.
Ответом на волну статей и репортажей стало глухое молчание должностных лиц, ответственных за вопросы ВТС. В принципе это обычная практика такого рода, так как любые комментарии со стороны официальных структур до момента подписания контракта (а иногда даже и после этого) считаются недопустимыми. Между тем во всей этой истории есть несколько моментов, на которые следует обратить внимание.
Эмираты - государство небольшое. Его площадь всего лишь 83,6 тыс. кв. км, причем 75% территории занимает песчаная пустыня, где нет транспортной инфраструктуры, источников электро- и водоснабжения. Развертывать там системы противовоздушной обороны крайне затруднительно или вообще невозможно. Таким образом, можно "освоить" лишь 734 млн. долл. на выполнение ОКР и последующую поставку 50 зенитных ракетно-пушечных комплексов "Панцирь-С1" со сроком исполнения до 2005 г. Этого вполне достаточно, ведь к глобальной войне Объединенные Арабские Эмираты, имеющие лишь территориальный спор с Ираном из-за нескольких островов в Персидском заливе, вроде бы не готовятся. Так что С-400, а тем более уж С-500 по своим возможностям явно избыточны для такого маленького государства. Хотя, впрочем, у богатых - свои причуды, и, ежегодно получая за счет нефтедобычи миллиарды долларов, ОАЭ могут позволить себе реализацию любых военно-технических прожектов.
Так чем могло быть вызвано появление серии сенсационных публикаций о самом крупном контракте за всю историю существования российской системы ВТС? Что стоит за этим вбросом информации? В целом, как представляется, можно выделить четыре основные версии.
Первая - дезинформация. Москва решила оказать точно рассчитанное по месту и времени психологическое давление на США в преддверии планируемой Пентагоном силовой операции по свержению режима Саддама Хусейна. Известно, сколь ревностно относятся американцы к поставкам российского оружия подобного класса в ключевые точки планеты. Достаточно вспомнить эпопею с продажей Кипру системы С-300ПМУ. Как только об этом было публично объявлено, на дыбы тут же встала не только Анкара, но и Вашингтон. Пока искали компромиссный вариант, дело чуть не дошло до прямого вооруженного конфликта между Турцией и Грецией, последовательно отстаивавшей принцип единого оборонного пространства эллинизма.
Сама возможность появления у ОАЭ, пусть и в перспективе, ультрасовременных "дальнобойных" систем ПВО на базе прототипа С-500, способных контролировать воздушное пространство над половиной Персидского залива, заставит США переключить внимание на изучение всех аспектов указанной проблемы. Да и для российского ОПК лучшей ситуации просто трудно придумать: на фоне массированных ударов с воздуха по Ираку одна из ведущих стран региона вдруг подписывает контракт с Россией на закупку систем ПВО. Потенциальной жертвой быть никто не хочет, и примеру ОАЭ могут последовать другие умеренные арабские государства.
Версия вторая - имеет место целенаправленная попытка сорвать действительно подготовленный контракт на поставку "алмазовских" систем ПВО в ОАЭ. Нетрудно себе представить реакцию шейха Зайеда бин Султана на разглашение конфиденциальных подробностей готовящегося к подписанию соглашения. Ведь так дела не делаются, плюс на президента ОАЭ тут же начнется давление со стороны ведущих стран Запада. Остается лишь выяснить, кто был организатором этого мероприятия.
Третья версия - проходит акция по дискредитации концерна ПВО "Алмаз-Антей", который якобы распространяет информацию, не соответствующую действительности (если контракта с ОАЭ нет в природе), или же "проговаривается" о реальных предконтрактных переговорах. Ясно, что при любом раскладе концерну придется еще очень долго дожидаться получения лицензии на право самостоятельного ведения внешнеэкономической деятельности, чего и добиваются возможные заказчики публикаций.
И, наконец, версия четвертая, последняя. В действительности имеет место банальное заблуждение журналистов, которые просто неправильно интерпретировали разрозненные факты и пришли к таким сенсационным выводам. При здравом размышлении на роль страны-заказчика скорее всего подходят не Объединенные Арабские Эмираты, а зачисленные в "ось зла" Ливия и Иран, ставящие перед собой задачу создать надежный щит ПВО от ударов американской авиации и крылатых ракет "Томагавк".
Так что информация о готовящемся к подписанию 4-миллиардном долларовом контракте с ОАЭ скорее всего просто не соответствует действительности.