0
2080
Газета Вооружения Интернет-версия

11.04.2003 00:00:00

"Единый заказчик" - кто это?

Тэги: опк, заказ, комитет


НЕДАВНО указом президента РФ при Министерстве обороны было образовано новое ведомство - Комитет по государственному оборонному заказу. Он, судя по всему, призван стать единым заказчиком в области вооружения и военной техники.

Многие специалисты согласны: для того чтобы добиться решения вопросов приоритетного финансирования перспективных НИОКР, контроля за размещением военных заказов, максимальной унификации нового вооружения, давно требовалось создать координирующий орган, включающий представителей всех видов ВС и родов войск. Он должен стать контролирующим и блокирующим центром для дублирующих друг друга разработок, а главная его задача - приоритеты военно-технической политики государства. При этом, отмечают военные эксперты, определять заказы на новые системы ВВТ надлежит тем военачальникам, которые отвечают за их применение на море, суше, в небе и космосе.

Но пока вроде бы логичное решение, принятое наверху, вызывает массу вопросов, и в основном из-за того, каким образом оно преподносится некоторыми непосредственными исполнителями. В частности, это касается предложений и проектов, безапелляционно во всеуслышание озвученных начальником Генштаба. Его трактовка, считают многие эксперты, не только своеобразна, но и не соответствует задачам, ради которых создавался новый комитет.

К примеру, в интерпретации начальника Генштаба генерала армии Квашнина, заказчиком и координатором по тематике вооружения ПВО должно стать Главное ракетное артиллерийское управление (ГРАУ), которое всегда занималось общевойсковыми системами вооружения, имеющимися во всех видах ВС, но в первую очередь в Сухопутных войсках.

Тогда возникает вопрос: под чьим контролем в этом случае будут составляться тактико-технические задания (ТТЗ), вестись работа научно-исследовательских учреждений, центров, академий? Кто будет сопровождать испытания и эксплуатацию техники? Традиционно всем этим занимались специалисты вида ВС, для которого предназначалось новое оружие. А теперь - кто? Но ключевой вопрос здесь, видимо, такой: кто оплатит эту работу?

Естественно, что платить станет единый заказывающий орган. Однако вряд ли ему удастся забрать под свою опеку НИИ, академии, испытательные центры, сопровождение НИРов, ОКРов, государственных и эксплуатационных испытаний. Это - непосильная ноша. А вот взять под контроль денежные потоки государственного финансирования и направить их в то русло, где они могут стать "более управляемыми", - вполне реально. Но только куда и на что пойдут многие миллионы рублей, если решающий голос получат люди, далекие от оперативного искусства и тактики ПВО ВВС, на которых никогда не лежала и не будет лежать ответственность за применение систем вооружения, находящихся в войсках?

В Российской Федерации за надежность ПВО и военно-космической обороны (ВКО) по законодательству отвечает главком ВВС. Но если решение о едином заказчике - ГРАУ - "продавят", то оно вступит в противоречие с законом. Сразу же столкнутся ведомственные интересы, причем результаты окажутся весьма плачевными. Это наверняка коснется вопросов финансирования разработок ЗРС. Представители ГРАУ, безусловно, поддержат комплекс войсковой ПВО С-300В. Хотя (и это многократно доказано на учениях) по целям, летящим на предельно малых и больших высотах, а также с максимальными скоростями или имеющим малую эффективную отражающую поверхность, он гораздо менее эффективен, чем С-400 "Триумф", созданный для ПВО ВВС.

По поводу "Триумфа" (как будто ранее и не принималось никаких правительственных решений!) уже звучат не терпящие возражений высказывания о том, что его создатели, если хотят, могут, конечно, завершать государственные испытания, но это - их личная инициатива. Все равно вскоре будет ТТЗ на новую ЗРС. На ее разработку отводится 10 лет, плюс 2 года на испытания. И через 12 лет она поступит в войска. Слов нет, благое решение. Только такие перспективы, как отмечают специалисты, весьма сомнительны.

В подобные сроки делали ЗРК лишь во времена Лаврентия Берии. Но тогда трудились круглосуточно в три смены, и разработчики сидели "под замком", охраняемые НКВД. И государство тогда могло себе позволить выделять сотни миллионов рублей. Сейчас, как вы догадываетесь, этого не будет. И, как считают конструкторы, если новая система в следующем году даже и будет определена в ТТЗ, то в лучшем случае ее создание займет 15-17 лет. А чем отбиваться от непрошеных гостей в образовавшийся промежуток? Ведь С-300ПС - основной комплекс ПВО - уже не выдерживает ни физически, ни морально. Продлевать его ресурс бесконечно невозможно, он просто рассыплется. Примерно через 5-8 лет к такому же пределу подойдет и С-300ПМ.

События в мире напоминают, что сейчас необходимо быстро заполнить нишу стареющих ЗРС. Именно на это, причем с многократным повышением боевой эффективности, способен ЗРС С-400 "Триумф", который практически готов и успешно завершает государственные испытания. Но даже если со следующего года начнется его серийное производство, только на удовлетворение потребностей ВВС уйдет около 20 лет. Потому что в нынешних условиях финансирования возможно производить лишь 2-3 комплекса в год, а нужно 60-65.

А если решение о едином заказчике для ПВО в лице ГРАУ будет принято, это, по мнению специалистов, в очередной раз затормозит реформу и разработку эффективного и очень нужного сегодня оружия. А там, глядишь, вообще может встать вопрос о том, кто должен отвечать за ПВО, а в перспективе - и за ВКО, состоится очередное возрождение идеи о переподчинении ЗРВ и РТВ начальнику войсковой ПВО, который будет влиять не только на заказы нового вооружения для этих войск, но и станет главкомом ПВО. Правда, это мы уже, кажется, проходили.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В электоральный онлайн смогут войти более 30 регионов

В электоральный онлайн смогут войти более 30 регионов

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Дистанционное голосование массированно протестируют на низовых выборах

0
685
Судебная система России легко заглотила большого генерала

Судебная система России легко заглотила большого генерала

Иван Родин

По версии следствия, замглавы Минобороны Иванов смешал личные интересы с государственными

0
1154
Фемида продолжает хитрить с уведомлениями

Фемида продолжает хитрить с уведомлениями

Екатерина Трифонова

Принимать решения без присутствия всех сторон процесса получается не всегда

0
849
Turkish Airlines перестала продавать билеты из России в Мексику

Turkish Airlines перестала продавать билеты из России в Мексику

0
443

Другие новости