0
1199
Газета Вооружения Интернет-версия

30.01.2004 00:00:00

Правительство подмяло цвет оборонки

Тэги: оборонка, правительство, контроль, предприятия


22 января премьер-министр Михаил Касьянов подписал распоряжение под номером 113-р, в соответствии с которым в список предприятий, жестко контролируемых правительством, включены авиационная холдинговая компания "Сухой", концерн ПВО "Алмаз-Антей", корпорация "Тактическое ракетное вооружение", АО "Российская Электроника" и корпорация "Росхимзащита". Первые два из них имеют по миллиарду долларов годового оборота, другие - несколько меньше.

Такое решение, как и вообще оборонная часть этого списка вызывает по меньшей мере удивление. Все крупные предприятия ОПК сегодня живут на правах смешанной собственности. Государство в лице представителей курирующих агентств, представители которых заседают в советах директоров предприятий ОПК и имеют достаточно весомый голос, и так контролирует их финансовую и техническую политику и в значительной мере их финансовые потоки в рамках оборонного заказа.

Кроме того, они находятся под неусыпным бдением ФСБ. Нет сомнений, что за каждым режимным объектом военной промышленности России закреплены сотрудники соответствующих подразделения этой силовой структуры, поскольку она должна защищать государственную тайну. Свой контроль постоянно осуществляет и МО, которое направляет туда своих представителей, проверяющих ход выполнения оборонных заказов, качество продукции и экономические аспекты этой деятельности. То же самое делает и МВД, если заказы выполняются в его интересах. Все дело, по мнению специалистов из ОПК, в финансовых потоках и переделе сфер влияния чиновников от правительства.

Комментируя новое распоряжение правительства, директор Института анализа предприятий и рынков, проректор по науке Высшей школы экономики Андрей Яковлев сообщил "НГ", что Минкомимущества в течение последних 2-3 лет проводит так называемую политику совершенствования механизмов контроля госсобственности. При этом акценты делаются в двух направлениях: государство либо избавляется путем продажи частному сектору акций мелких и даже крупных предприятий, которые не представляют экономического интереса, либо берет под жесткий контроль более или менее прибыльные структуры и даже осуществляет консолидацию пакетов акций, выкупая часть акций у мелких владельцев. По мнению эксперта, происходит нормальный процесс, поскольку чиновники осознали, что собственностью необходимо эффективно управлять. Кроме того, ряд предприятий, как выразился Яковлев, просто не может быть приватизирован по той схеме, которая была запущена в начале 90-х годов, так как они, во-первых, являются объектами, существенно влияющими на уровень национальной безопасности, и приток в них иностранных инвестиций нужно жестко контролировать, во-вторых, их неразумная приватизация может оказать огромное негативное влияние на уровень жизни большой части населения России.

Кроме того, специалисты ОПК сетуют, что контракты на выполнение оборонных заказов подписываются с большими задержками, а их финансирование начинается через полгода, а то и позже, после получения соответствующих подписей. Предприятиям приходится манипулировать деньгами, перекидывая их из одного контракта в другой, или использовать средства из гражданских заказов, получаемых дочерними фирмами, которые во множестве расплодились в период конверсии ОПК и продолжают функционировать. Немалые средства оборонный комплекс получает и от аренды своих помещений, сдаваемых различным мелким фирмам.

Все добавленные в список предприятия обслуживают значительную часть оборонного заказа и заполняют своей продукцией большую часть экспортного рынка российских вооружений. Они интегрировались по указаниям "сверху" и теперь будут получать стабильное финансирование из казны. Но, как нам сообщили все те же источники, переход под полный государственный контроль - это не всегда лучше, иногда даже хуже "свободного плавания". Фактически они просто переходят в стадо "дойных коров" государства. Имея контрольные пакеты акций в каждом из этих оборонных гигантов, государство до сих пор не всегда активно контролировало процессы борьбы за власть вне и внутри них, а только забирало львиную долю прибыли. Теперь же оно в лице премьер-министра или его замов будет контролировать на этих предприятиях все. За ним остается последнее слово не только в процессе выдвижения кандидатов для избрания в органы управления, в процедурах голосования по их выборам на общих собраниях акционеров, в утверждении директив представителям государства при голосовании в советах директоров этих АО, но и в утверждении повесток дня общих собраний акционеров, в принятии решений о созыве внеочередных собраний и в организации голосования по вопросам повесток на этих собраниях. Теперь чиновники переделят национальную собственность, но вряд ли захотят или смогут что-нибудь сделать в направлении повышения эффективности производства.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Хунта Мьянмы смягчается под давлением оппозиции и повстанцев

Хунта Мьянмы смягчается под давлением оппозиции и повстанцев

Данила Моисеев

Аун Сан Су Чжи изменена мера пресечения

0
802
Вашингтон совершил северокорейский подкоп под ООН

Вашингтон совершил северокорейский подкоп под ООН

Владимир Скосырев

Мониторинг КНДР будут вести без России и, возможно, Китая

0
1225
Уроки паводков чиновники обещают проанализировать позднее

Уроки паводков чиновники обещают проанализировать позднее

Михаил Сергеев

К 2030 году на отечественный софт перейдут до 80% организаций

0
948
"Яблоко" занялось антитеррором

"Яблоко" занялось антитеррором

Дарья Гармоненко

Инициатива поможет набрать партии очки на региональном уровне

0
917

Другие новости