0
911
Газета Вооружения Интернет-версия

16.04.2004 00:00:00

Мрак в конце тоннеля

Тэги: перестройка, опк, кризис


30 марта в пресс-центре РИА "Новости" председатель президиума Совета по внешней и оборонной промышленности (СВОП) Сергей Караганов представил краткий вариант доклада "Военное строительство и модернизация Вооруженных сил России".

По словам основного автора и руководителя коллектива, подготовившего свои рекомендации по развитию ВС, Виталия Шлыкова, он не раз согласовывался с военными специалистами и восемь раз переписывался с учетом полученных замечаний и пожеланий. Тем не менее выводы и предложения доклада вызывают неоднозначную реакцию. Не все военные чины и не во всем согласны с авторами, которые не рассматривают процессы, происходящие в ВС, как действительную перестройку военной машины России, и настаивают на глубоком преобразовании армии.

По мнению Сергея Караганова, "контроль над состоянием и развитием ОПК, а также все финансовые ресурсы, выделяемые на оборону, (включая средства на мобилизационную подготовку и развитие военно-технической базы), должны быть переданы в полное распоряжение МО, как это принято во всем мире". "Разумеется, при условии радикального изменения его структуры, функций и задач", - сказал он журналистам. Председатель совета выразил удовлетворение по поводу того, что в соответствии с указом президента Федеральное агентство по атомной энергии стало подведомственно МО.

СВОП выступает за создание полноценного гражданского Министерства обороны и, по мнению экспертов, возложение прямой ответственности за ОПК на это ведомство может сдвинуть с мертвой точки данный процесс.

Эксперты СВОП рассматривают модернизацию ВС как количественную сторону процесса качественного изменения армии. Модернизация - это сокращение ее численности и оснащение новыми видами вооружений и военной техники.

"В докладе СВОП, посвященном военному строительству на современном этапе, делается правильный вывод: ОПК прекратил выполнять свою основную функцию - обеспечивать ВС современным вооружением, и кризис ОПК - глубже и острее, чем кризис в Вооруженных силах. С этим выводом я полностью согласен", - заявил журналистам член Совета Николай Михайлов, который, по его же признанию, часто не соглашался по ряду вопросов со своими коллегами. Он также отметил, что никакие действенные меры по предотвращению углубления кризиса ОПК за последние 15 лет не предпринимались. "Очевидно, что мы преуспели в имитации различного рода мер, но последствия их одни и те же - углубление кризиса", - отметил военный эксперт.

Бывший заместитель министра обороны считает, что современная Россия "не в состоянии загрузить заказами, а значит, содержать непомерную для сегодняшних масштабов своей экономики специализированную военную промышленность, унаследованную от СССР". Он предлагает провести "решительную деспециализацию военной промышленности". При этом необходима интеграция военного и гражданского сегментов промышленности. Это объединение должно стать основой мобилизационной базы производства вооружений и военной техники. Фундаментом "отношений государства с промышленностью должен стать государственный оборонный заказ с циклом планирования 2-3 года и более".

Отвечая на вопрос корреспондента "НВО" по поводу реструктуризации системы управления ОПК и созданию крупных холдинговых компаний, Виталий Шлыков заявил, что новая структура управления оборонкой и холдинги, как и все предыдущие поползновения за счет структурных изменений повысить эффективность руководства отраслью, - "мертворожденное дитя". "Оборонка - это громадные денежные потоки, и сегодня речь идет о переделе контроля над ними, а не о повышении эффективности ОПК", - сказал эксперт.

В противоположность своему коллеге Алексей Арбатов считает, что в современных экономических условиях именно холдинги являются реальным инструментом для вывода военной промышленности из затянувшегося кризиса. Он сослался на развитые страны, где такие формирования функционируют весьма успешно. Создание таких производственных объединений позволит, по мнению эксперта, реанимировать ОПК, хотя единственным притягательным стимулом для привлечения предприятий в эти структуры является возможность выхода на внешние рынки, что в настоящее время является единственным способом выживания отрасли. Арбатов выразился в том смысле, что сегодня оборонные предприятия, перефразируя известную формулу "не хочешь кормить свою армию, будешь кормить чужую", вынуждены жить по принципу "не можем вооружать свою армию, будем вооружать чужую".

На вопрос корреспондента "НВО" о перспективах внедрения в процесс подготовки военного бюджета системы программно-целевого планирования, которая успешно функционирует в США и обеспечивает оптимизацию затрат на оборону, Арбатов заявил, что это всего лишь метод, и его нельзя рассматривать как панацею от всех бед. Закрытость военного бюджета, по мнению Арбатова, практически полностью исключает большинство депутатов из процесса его детального рассмотрения, что также серьезно препятствует введению процедурных новшеств.

Николай Михайлов дополнил своего коллегу и объяснил, что МО в течение нескольких лет пыталось внедрить американскую схему формирования бюджета, но так и не получило одобрения Минфина. Он подчеркнул, что все понимают, сколько средств потребуется на введение новых подходов и процедур и что этот фактор является одной из причин, не позволяющих перейти к такой системе планирования военных расходов.

В мировой практике существуют доказавшие свою эффективность пути вывода промышленности, в том числе и оборонной, из глубокого кризиса. По одному из них в годы Великой депрессии пошла администрация Рузвельта, которая, не имея четкого плана проведения реформ, отказалась от слома старой управленческой машины. Были просто созданы новые параллельные органы управления, во главе которых встали высоко подготовленные профессионалы, причем многие из них имели большой опыт службы в армии. Наиболее квалифицированные специалисты стали переходить из неэффективных структур в более компактные, но несравнимо более действенные органы управления. Постепенно старые административные структуры были практически безболезненно и полностью заменены новыми. В конечном итоге все это вылилось в некую стройную систему, которая оказалась в состоянии вывести американскую экономику из кризиса.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Лукашенко научит Россию регулированию цен

Лукашенко научит Россию регулированию цен

Михаил Сергеев

Евразийский банк развития обещает Белоруссии новое инфляционное давление

0
979
Пенсионеры спасут белорусскую промышленность

Пенсионеры спасут белорусскую промышленность

Дмитрий Тараторин

Лукашенко осознал дефицит рабочих рук и велел принять действенные меры

0
1346
Вклады россиян в банках не живут даже несколько лет

Вклады россиян в банках не живут даже несколько лет

Анастасия Башкатова

Центробанк и Минфин заочно поспорили – из чего формировать источники длинных денег для экономики

0
1666
Иностранцев будут активнее учить российским традициям

Иностранцев будут активнее учить российским традициям

Екатерина Трифонова

Работа по интеграции и адаптации мигрантов пока остается на региональном уровне

0
1155

Другие новости