В конце прошлой недели был подписан президентский указ "Об утверждении перечня стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ". Сенсации не произошло - предложения Минэкономразвития, предусматривавшие радикальное сокращение стратегических предприятий, реализованы не были.
В большинстве СМИ выход этого списка получил трактовку как свидетельство усиления государственного контроля за стратегическими отраслями - прежде всего за оборонкой, - предприятия этого сектора промышленности составляют 80% списка. Это означает, что государство всерьез озаботилось будущим перевооружением армии. Немалые бюджетные ассигнования по графе "вооружения" (146 млрд. руб. на 2004 г. - почти 5 млрд. долл.) "размазываются" по огромному количеству предприятий отрасли. Список может отсечь от этих денег значительную часть неэффективных предприятий.
В 1990-е годы был приватизирован и фактически потерян ряд стратегических оборонных предприятий. Среди владельцев оказались даже зарубежные компании, успешно перепрофилировавшие производства и уничтожившие технологии производства компонентов вооружений. Чтобы подобное впредь не повторилось, тоже необходим "стратегический" список.
Всего в новый перечень было включено 518 ФГУП и 546 АО, пакеты акций которых находятся в федеральной собственности из соответственно 9222 и 3905 существующих на сегодняшний день. Начальник Экспертного управления президента РФ Аркадий Дворкович заявил, что приватизация активов, не связанных с выполнением государственных функций, будет продолжаться. Понятно, что речь идет о предприятиях, не попавших в президентский список.
Как сказал в беседе с корреспондентом "НВО" вице-президент Лиги содействия оборонным предприятиям Алексей Шулунов, неудивительно, что комментарии вокруг списка столь противоречивые. Как считает оборонщик, дело не столько в подписании документа, сколько в отсутствии у власти внятной стратегии в сфере ОПК, и проведенная весной административная реформа окончательно все запутала: "Это седьмая перестройка госаппарата с 1992 года, а каждая такая перестройка вымывает лучшие кадры".
Управление авиационной промышленности, по образному выражению побеседовавшего с корреспондентом "НВО" главы ассоциации "Союз авиационного двигателестроения" (АССАД) Виктора Чуйко, напоминает "поле боя после большой битвы" - многие кабинеты либо опечатаны, либо ремонтируются в прямом и переносном смысле. Через четыре месяца после создания нового правительственного органа не назначен даже начальник. По-прежнему неясно, почему при преобразовании Росавиакосмоса нужно было снижать статус "авиационной" структуры до управления, а для "космических дел" создавать агентство. Так и не вышел ряд положений, определяющих функции вновь образованных органов. Глава АССАД недоумевает, как на фоне разговоров об устранении административных барьеров сложилась ситуация, когда количество визирующих подписей увеличилось в 6 раз - с 3 до 18.
Сторонники сохранения статус-кво в плане госсобственности в оборонке видят в утверждении перечня положительный момент - определенные гарантии оборонным предприятиям от попадания в ситуацию искусственного банкротства, приводящее к перепрофилированию. По мнению вице-президента Лиги содействия оборонным предприятиям, утверждать, что частная форма собственности в ОПК доказала свою эффективность, пока рано. Однако другие специалисты отмечают, что, как бы ни вести споры о том, какая форма собственности лучше, список может затруднить процессы интеграции в оборонке. Уже сложилась ситуация, что ряд предприятий акционированы, а эффективное объединение ФГУП и АО в единые холдинги просматривается с трудом.
Другой эксперт "НВО" также не стал преувеличивать значение этого списка - обратил внимание на то, что в прошлые годы на него никто особо не оглядывался. Если возникала необходимость акционировать предприятия, то на "стратегический" список закрывали глаза. Достаточно вспомнить пример приватизации в 2001 году Комсомольского-на-Амуре авиационного производственного объединения (КНААПо) - этот процесс не остановили даже протесты администрации Хабаровского края.
По его мнению, политика в области акционирования должна быть тесно увязана с вопросами интеграции - нужно определить направление реформ, а с момента удаления из оборонки Ильи Клебанова, кроме бурно начавшейся и вскоре утихшей кампании по раскрутке объединенной авиастроительной корпорации, по сути, ничего не произошло. Один из немногих созданных холдингов - "Алмаз-Антей" - остался нежизнеспособным. Противоречия между двумя кооперациями - по С-300В и С-300П - не разрешились, а просто перешли на другой уровень.
Вообще с точки зрения здравого смысла, если государство составляет список стратегических предприятий, то оно должно брать на себя серьезную ответственность за эти предприятия. А это значит прежде всего обеспечивать госзаказом, а если не в состоянии сделать это, то создать условия для получения экспортных заказов - здесь тоже велика роль госструктур.
Из списка исключены АО, доля госучастия в которых не достигает блокирующего пакета (25%). Государство отказалось от контроля над ними и, возможно, будет избавляться от своей малой доли. От каких-либо обязательств по отношению к этим предприятиям оно уже избавилось.