0
2679
Газета Вооружения Интернет-версия

20.08.2004 00:00:00

Орбитальный радар против мобильных комплексов

Александр Горшков

Об авторе: Александр Федорович Горшков - независимый обозреватель, капитан 1 ранга в отставке.

Тэги: сша, разведка, радар, sbr


В комплексе программ по созданию и развертыванию национальной противоракетной обороны (НПРО) США особое место отводится созданию спутниковых инфракрасных (ИК) систем слежения SBIRS (см. "НВО" # 30, 2004, "Спутники против Ракет"), космическому радару SBR и космическому лазеру SBL.

НАЗНАЧЕНИЕ РАДАРА

Одним из главных предназначений космического радара SBR (space-based radar) является ведение непрерывного глобального наблюдения за стратегическими средствами нападения вероятных противников, в том числе приоритетно, - за высокоподвижными и маневрирующими ударными средствами стратегического назначения (СН), оперативно-стратегического (ОСН), оперативно-тактического (ОТН) и тактического назначения (ТН), раннее предупреждение о подготовке ракетно-ядерных ударов, а также разведывательно-информационное обеспечение военных операций объединенных вооруженных сил (ОВС) США в глобальном масштабе, включая операции ядерных СНС, НПРО, объединенных "экспедиционных" оперативных формирований ОВС и другие военные операции и действия.

По замыслу идеологов радара SBR, интеграция этой системы в единую стратегическую разведывательно-информационную и командно-управленческую сеть космического базирования, должна придать этой сети способность осуществлять непрерывное глобальное слежение за общей обстановкой и назначенными объектами в любой точке планеты Земля, днем и ночью, в любую погоду, независимо от времени года, при любой обстановке в мире, регионах, зонах военных операций или непосредственно на поле боя. Космический радар должен внести весомый вклад в формирование единого информационного поля (пространства), единой картины глобальной обстановки (на земле/море/в воздухе) для обеспечения эффективной управленческой деятельности военного и политического руководства страны.

Космический радар должен обладать способностью трехмерного цифрового картографирования местности и заданных объектов и выдавать информацию в реальном времени (real-time 3-D digital terrain//targets mapping), обеспечивать государственные органы страны информацией о природных катаклизмах и о погодных условиях.

Технологически радар SBR будет работать в активном режиме с помощью электронно-сканируемой антенной апертуры, современной цифровой обработки и передачи информации и изображений (карт, объектов) в реальном времени при поддержке систем высоких технологий по управлению и техническому обеспечению эксплуатации.

Главное предназначение космического радара, по мнению программного менеджера SBR штаба ВВС подполковника Р.Шофнер (R.Shofner), будет заключаться в обнаружении подвижных объектов на поверхности земли/океана и непрерывное слежение за ними.

Прежде всего ставится задача своевременного обнаружения и непрерывного отслеживания оперативных группировок мобильных баллистических ракет различного назначения (МБР/БРПЛ, БРПД, БРСД, БРМД), других мобильных ударных группировок вероятных противников.

Руководство МО и ВВС планирует разработать и внедрить в систему SBR наиболее современную аппаратуру высоких технологий и архитектуры для полномасштабной обработки данных непосредственно на борту спутника-радара (Enhanced Processor Architecture for SBR on-board data processing). Такая аппаратура необходима для того, чтобы соединения и части ударных группировок ОВС США могли получать непосредственно и в реальном времени данные об объектах и целеуказание на конкретные цели в любой точке земного шара.

Задание на НИОКР по созданию такой бортовой аппаратуры выдано в начале 2003 года исследовательской лаборатории ВВС (авиабаза Wright Patterson, штат Огайо). ВВС приглашает частные корпорации к "инициативному сотрудничеству" по созданию усовершенствованного процессора для SBR, который должен выполнять функцию индикации (обнаружения/целеуказания) движущихся на земле целей (GMTI - Ground Moving Target Indication), работать в моде космического радиолокатора с синтетической апертурой (SAR - Synthetic Aperture Radar) и в моде оценки и цифрового трехмерного отображения местности и объектов (DTED - Digital Terrain Evaluation Data, 3-D mode).

ВВС пригласили органы НИОКР частных компаний для участия в 4-летней программе (2002-2006 гг.) разработки процессора радара SBR с условием доведения метрологической готовности технологии изделия до уровня "TRL-5" к 2006 году, что по стандартам НАСА означает примерно "средний" метрологический уровень (из 9 уровней стандарта) готовности технологии.

По метрологическим стандартам НАСА, наивысшим уровнем метрологической готовности технологий экспериментальных и/или рабочих космических проектов/изделий (TRL - Transition Readiness Level) - метрологически сертифицированный уровень готовности технологии к передаче для дальнейшего развития, производства и использования, является уровень "TRL-9",который присваивается аппаратуре, уже готовой к полету или совершающей полет в космос. Примером уровня TRL-9 является космическая станция.

Бюджет НИОКР по проекту процессора SBR пока невелик - 23 млн. долл. (в том числе 5,5 млн. долл. по бюджету 2003 фин. года).

КАКИМ ДОЛЖЕН БЫТЬ РАДАР

По признанию официальных представителей ВВС, однако, четкие, обоснованные операционные и другие требования к системе SBR еще не определены (по состоянию на февраль 2002 года).

Развертывание работ по программе космического радара (SBR) происходит на фоне устранения масштабных организационно-методологических, научно-технологических и финансовых проблем, возникших в процессе практической реализации программы SBIRS-H/L.

Джеймс Рошэ (James G.Roche) - министр ВВС США, которые отвечают за выполнение космических стратегических программ SBIRS и SBR, объясняя в Сенате Конгресса в феврале 2002 года состояние и затруднения программы разработки системы SBIRS-H и необходимость ускорения реализации новой, по существу параллельной и столь же дорогостоящей, программы космического радара (SBR) с учетом негативного опыта работ по программе SBIRS, заявил: "Проблема, которую министерство ВВС намерено решить по программе SBR, заключается в том, чтобы правильно организовать и выполнить эту важную программу, не повторять ошибок, приведших к затруднениям по программе SBIRS и впредь не допуcкать их".

Руководитель департамента вооружений ВВС Марвин Самбур (Marvin R.Sambur) вслед за министром ВВС назвал программу SBR "ключевой, технологически прорывной", подчеркнул решимость реализовать ее в соответствии с заданием, учесть "уроки программы SBIRS, исключить недоработки и ошибки".

Чтобы гарантировать четкое определение и формулирование боевых операционных и оперативно-технических требований к космическому радару, руководство МО и ВС США провело в феврале 2002 года совместное совещание ответственных специалистов всех трех видов вооруженных сил по выработке основной единой концепции боевых операций системы космического радара (SBR) во взаимодействии со всеми имеющимися и перспективными разведывательно-информационными и командно-управленческими средствами и системами государства и вооруженных сил. Министры армии, ВВС и ВМС будут выступать в качестве членов специального совета, контролирующего работу экспертов по выработке оперативной концепции, определению конфигурации SBR и реалистических ОТТ к радару.

К этой работе привлекается новый орган стратегической разведки - Офис национальной разведки (NRO - National Recconnaissance Office), поскольку SBR должен быть способен эффективно дополнять все имеющиеся средства сбора разведывательной информации стратегического характера и содержания, а специалисты NRO обладают большим опытом ведения операций разведывательными радиолокационными космическими аппаратами. Непосредственное участие в этой работе принимает также новый национальный орган интеграции космических средств национальной безопасности США (NSSI - National Security Space Integration Office). В ближайшей перспективе программа SBR предусматривает сосредоточение усилий команд программных менеджеров комплекса SBR на уточнении концепции радара и интеграции этой системы в единый комплекс космических стратегических средств разведки/управления и, что особенно важно для конечного успеха программы, особое внимание команд менеджеров нацеливается на определение наиболее вероятных технико-технологических рисков всей программы и на разработку направлений и методов их снижения.

Для координации этих усилий планировалось еще в марте 2002 года создать "единый программный офис" (JPO - Joint Programm Office) с участием ВВС, армии, ВМС, национальных органов разведки (NRO) и космической интеграции (NSSI), который возглавит заместитель министра ВВС и директор NRO Peter Teets (такой же офис (JPO) с теми же целями создан для программы SBIRS-L/H).

Активное участие в работах по программе SBR и разрешении технологических рисков и трудностей программы принимает исследовательская лаборатория ВВС. Начальник лаборатории ВВС генерал-майор Пол Нильсен (Paul Nielsen) в январе 2003 года подчеркнул, что лаборатория решает многие трудные технологические проблемы, в том числе такие, как энергетическое снабжение спутников в космосе; разработка рабочих алгоритмов аппаратуры SBR и других систем обнаружения целей, особенно малоразмерных и движущихся из космоса на сверхдальних расстояниях; изучается вопрос, при каких минимальных скоростях движения наземные/морские и воздушные цели могут и должны обнаруживаться радаром SBR. Предстоит разрешить и такие сложные проблемы, как оптимизация площади обзора радаром; высоты орбитальных позиций спутников-радаров; сколько их потребуется для охвата и освещения определенного и требуемого наземного пространства.

ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРУДНОСТИ

По мнению генерала Нильсена, технологические трудности разработки радара SBR весьма велики и радар будет развиваться эволюционно с нарастающим прогрессом в технических решениях. Первоначально радар, вероятно, будет способен просто наблюдать только за стационарными и движущимися наземными целями - эта проблема решается легче. Несколько позднее возможности радара будут расширены за счет разработки и внедрения в систему SBR средств и методов обнаружения/слежения за движущимися воздушными целями.

По официальным данным представителей ВВС и промышленности, причастных к программе SBR, "исследуются не просто 4 варианта программы, исследуются 4 типа космических радиолокационных систем на фоне и в рамках восьми различных сценариев угроз безопасности.

При этом крайне необходимо определить и обосновать проблему включения SBR в общую систему наземных, воздушных, морских средств разведки, согласовать их оперативную деятельность, чтобы исключить излишнее перекрытие и дублирование".

По мнению начальника лаборатории ВВС, радар SBR может стать единственным средством обнаружения движущихся (мобильных) наземных целей в тех районах и зонах боевых операций, в которых еще эффективно действует система ПРО противника и эти районы/зоны недоступны или опасны для ведения авиационной разведки.

Специалисты ВВС предполагают, что характер и содержание работ по программе SBR в принципе будут идентичны тем, которые имели место в предыдущей программе Агентства DARPA МО по созданию космического радиолокатора "Дискаверер-2", похороненной Конгрессом ввиду его предполагаемой дороговизны.

Работы по программе "Дискаверер-2", по оценке экспертов ВВС, были необходимыми и открывали широкие перспективы и возможности в развитии высоких космических технологий.

Главное различие программ "Дискаверер-2" и нынешней SBR состоит в акценте на состав и готовность оперативной космической группировки. Если по программе "Дискаверер-2" планировалось создать и вывести на орбиту два экспериментальных радиолокационных спутника, то программа SBR предусматривает, что первый же радиолокационный спутник будет боевым оперативным космическим радаром - элементом оперативного комплекса космической радиолокационной системы стратегической разведки.

Директор органа интеграции космических средств национальной безопасности (National Security Space Integration Office - NSSI) бригадный генерал ВВС Майкл Хамел (Michael Hamel) еще в феврале 2002 года заявил, что программа НИОКР и создания системы SBR предусматривает подготовку системы SBR к "первоначальному оперативному развертыванию" (IOC - Initial Operational Capability Deployment) - запуску космического радара и введению в строй до 2010 года всего комплекса системы SBR и ее инфраструктуры.

Для решения этой задачи, по словам генерала Хамела, предусмотрено резкое увеличение бюджетных ассигнований в бюджетном запросе Министерства обороны на 2003 финансовый год.

Согласно "Меморандуму МО о решениях по программе SBR" от 12 декабря 2002 года, ассигнования на программу SBR по бюджету ВВС на 2003 фин. год составляли 47 млн. долл. (на разработку и обоснование концепции радара и подготовку программы НИОКР); на 2004 фин. год запрашивалось уже 274 млн. долл. (рост 483%). В феврале 2003 года Агентство ПРО (MDA) объявило о принятии шестилетнего плана бюджетных ассигнований на программу SBR на период 2004-2009 фин. годов.

Расчетные ассигнования на SBR по этому плану составят 3,134 млрд. долларов и предварительно распределены по годам в размерах: 2004 ф.г. - 274,1 млн. долл.; 2005 ф.г. - 364,2 млн. долл.; 2006 ф.г. - 479,1 млн. долл.; 2007 ф.г. -517,2 млн. долл.; 2008 ф.г. - 699,4 млн. долл. и в 2009 ф.г. - 775,2 млн. долл.

ВВС США планировали в течение 2003-2004 фин. гг. сосредоточить внимание и расходы на тщательном изучении концепции системы SBR с участием специалистов основных корпораций-контракторов (на конкурентной основе) и в 2004 году выработать окончательное решение о принципиальной единой и детализированной концепции системы космического радара, интеграции системы SBR в единый космический разведывательно-информационный комплекс, подходы, направления и методы ее реализации.

В 2005 году ВВС планируют выбрать основного контрактора-исполнителя работ по строительству и запуску к 2010 году двух космических радиолокационных аппаратов.

По оценкам обозревателей США, к одной из главных нерешенных проблем программы SBR относится проблема выбора высоты орбиты космического радара.

Позиционирование радара на средних высотах (MEO - Medium Earth Orbit) может снизить количество требующихся спутников по сравнению с позициями на низких орбитах (LEO - Low Earth orbit).

Позиционирование на средних высотах сократит также потребное количество проходов cпутников SBR над объектами разведки - то есть пространственный разнос позиций будет больше, а количество передач (смен) наблюдения за объектами от одного спутника к следующему уменьшится, поскольку на средних высотах орбит каждый из радаров будет находиться в пределах видимости объекта дольше по времени, чем на низкоорбитальной (LEO) позиции. Однако радар SBR на низкой орбите потребует значительно меньше энергии.

ПРОБЛЕМА ВЫБОРА

Необходимо отметить, что программа SBR подвергалась критике со стороны руководства видов ОВС США. По мнению бывшего НШ ВВС США генерала Джона Джампера (John Jamper), например, программа радара SBR по существу выступает дублером-двойником не менее важной для ВС США текущей программы "единой самолетной радиолокационной разведывательно-информационной и управленческой системы" JSTARS (Joint Surveillance & Target Attack Radar System), предназначенной для воздушного наблюдения за наземной обстановкой из-за пределов системы ПВО противника, выявления "критически опасных" объектов и целей, управления действиями ударной авиации по ним.

НШ ВВС считает систему JSTAR в ближней перспективе более нужной и опасается, что программа SBR может оттянуть на свою реализацию те бюджетные средства, которые выделяются на систему JSTAR и задержат ее реализацию. По его мнению, прежде чем начинать разработку космического радара SBR - то есть дорогостоящего и в оперативном плане отдаленно потребного космического варианта решения проблемы обнаружения и целеуказания движущихся наземных "критически опасных" целей, - необходимо четко определить и разработать оперативную концепцию боевого использования SBR, выявить и обосновать плюсы и минусы радара в оперативном применении по сравнению с возможностями JSTAR.

НШ ВВС предупреждал: "Если мы начнем отбирать деньги из бюджета программы JSTAR и направлять их на создание космического варианта такой же системы, то тем самым потеряем необходимые возможности на значительный временной промежуток".

В 2002 году НШ ВВС генерал Джампер директивно распорядился провести так называемый "Анализ альтернатив" (Analysis of Alternatives - AoA) авиационным системам наземного наблюдения и разведки с целью определить, каким образом космический радар (SBR) может дополнить самолетный комплекс разведки и слежения за наземными целями и целеуказания на пространстве многочисленных ТВД.

Рабочая группа для этого анализа включает 240 экспертов из 22 государственных ведомств и должна была, согласно директиве НШ ВВС, к февралю 2003 года представить первоначальный отчет с выводами и рекомендациями Совету оперативных потребностей ВВС (Air Forces Requirements Council).

МО США потребовало от ВВС к июню 2003 года представить предварительный анализ ожидаемых сравнительных стоимостных характеристик и преимуществ космического (SBR) и авиационного (JSTAR или другого аналога) вариантов решения проблемы разведки и слежения за подвижными/движущимися наземными целями и целеуказания по ним ударным силам.

Окончательная доработка этих анализов и доклад результатов руководству МО назначались на ноябрь 2003 года.

После рассмотрения этого доклада ВВС планировали выдать компаниям заказы на проведение в 16-месячный срок проработок проектов рекомендованных систем.

Параллельно "Единый офис программы SBR" (Joint SBR Programm Office) планирует осуществлять программу "снижения технологических рисков" программы SBR (SBR Risk Reduction Programm). К этой работе привлекаются "Офис национальной разведки" (NRO), "Национальное Агентство изображений и картографирования (NIMA - National Imagery and Mapping Agency), органы космических и разведывательных командований ВМС, армии, "Боевого авиационного командования" ВВС (Air Combat Command), "Космического командования" ВВС (USAF Space Command), "Командования материальных ресурсов" ВВС (USAF Materiel Command) и исследовательская лаборатория ВВС.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Скоростной сплав

Скоростной сплав

Василий Столбунов

В России разрабатывается материал для производства сверхлегких гоночных колес

0
881
К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
1549
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
1383
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
2594

Другие новости