0
1607
Газета Вооружения Интернет-версия

24.06.2005 00:00:00

У витязей есть крылья

Игорь Ткаченко

Об авторе: Игорь Валентинович Ткаченко - командир авиационно-пилотажной группы "Русские витязи", гвардии полковник. Игорь Викторович Шпак - заместитель командира авиационно-пилотажной группы "Русские витязи", гвардии подполковник.


В "НВО" # 20 за 2005═год опубликована статья Роберта Быкова "Безлошадные Витязи". Мы, летчики пилотажной группы "Русские витязи", считаем, что в данной статье помещен субъективный анализ состояния дел в авиационных пилотажных группах и в ВВС РФ в целом. Автор приводит якобы высказывания летчиков группы "Русские витязи", которые не в полной мере отражают действительную оценку состояния авиационной техники и наших взаимоотношений с конструкторами и авиастроителями.

Сбор информации по курилкам вредит нашему делу, которому мы служим лучшие годы своей жизни. Мы надеемся, что пережили равнодушие, сумятицу и безответственное отношение к Вооруженным силам в целом. Потому решили откровенно рассказать, в пределах возможного, о своих впечатлениях от пилотирования самолета Су-35, о состоянии летной техники пилотажной группы "Русские витязи".

Авиационные группы высшего пилотажа Военно-воздушных сил в Советском Союзе существовали с конца 1940-х годов ХХ века. Это были эскадрильи, так же, как и сегодня, выполнявшие задачи по демонстрационным полетам на высший пилотаж на боевых самолетах различных типов (одиночно и в составе групп) параллельно с основной задачей - боевой подготовкой.

В начале 1990-х годов в Кубинке пилотажные эскадрильи были переименованы в авиационные группы высшего пилотажа, а авиационный полк - в центр показа авиационной техники, была изменена организационно-штатная структура.

Апогей полетов и показов пилотажных групп пришелся на конец 1980-х и начало 1990-х годов, и продолжался вплоть до 1995 года, пока не начали проявляться объективные проблемы, как и во всех государственных структурах. Они тогда были повсеместно. Причина такого положения хорошо известна современникам.

До 1995 года все международные перелеты пилотажных групп осуществлялись за самолетом-лидером. После трагедии во Вьетнаме на аэродроме Камрань, одной из причин которой была ошибка экипажа лидера Ил-76, в 1996 году компания "Русская авионика" во главе с Михаилом Коржуевым доработала навигационное оборудование всех самолетов авиационной группы высшего пилотажа (АГВП) "Русские витязи" для полетов по международным воздушным линиям.

Наметившаяся устойчивая тенденция на улучшение ситуации в авиационных группах требует бережного отношения ОКБ, промышленности и ВВС друг к другу. В 2003 году летный и инженерно-технический состав пилотажной группы был переучен на более современный самолет Су-35. Это была непосредственно машина ОКБ им. Сухого, борт 712. Летчики выполнили по несколько полетов на высший пилотаж. И в том же году самолеты были переданы в пилотажную группу. По оценке летчиков АГВП. Новая аэродинамическая схема наиболее полно реализует маневренные возможности современного истребителя, расширяя диапазон эксплуатационных режимов. Пилотажно-навигационный и связной комплексы самолета позволяют осуществлять международные перелеты, а наличие на самолете системы дозаправки в воздухе - выполнение задач в любой точке мира.

Уверенно можем сказать, что Су-35 приблизился к поколению 4+. По сравнению с Су-27, он более прост в управлении, которое значительно облегчено. Снижены даже просто физические нагрузки, прилагаемые летчиком к управлению этим самолетом.

Вторым большим плюсом можно назвать цифровую систему дистанционного управления (СДУ). Раньше эта система была аналоговой. У цифровой СДУ на порядок выше точность отработки всех управляющих систем. И непосредственно это СДУ уже получило свое продолжение в экспортных моделях самолетов Су-30МКК и Су-30МКИ.

Относительно эргономики Су-35. Мы в процессе переучивания сильно спорили по поводу кресла, отклоненного назад градусов на 30. Летчик на нем оказывается в полулежачем состоянии. Пилотирование в таком положении казалось настолько непривычным и неудобным, что мы решили во время полета переходить в привычное сидячее положение. Но вот личное мнение одного из нас, гвардии подполковника Игоря Шпака: "Я выполнил три полета, и у меня ни разу не возникло желания приподняться с кресла. Более того, обзор внекабинного пространства даже стал гораздо лучше, поскольку кресло не только отклонено назад, но и приподнято. Голова летчика оказывается выше, чем, например, в Су-27. Третий полет был на предельные перегрузки, а я их практически не почувствовал. В отношении эргономики у меня и моих товарищей вопросов нет. Все очень удобно и функционально".

Были и другие моменты, к которым долго привыкали. Впрочем, долго - понятие относительное. Непривычной была дисплейная индикация, само расположение двух индикаторов в кабине. Привыкали первый полет, второй, а в третьем уже не было никаких проблем. Полностью привыкли и оценили удобство. И если вопрос стоит о выборе, мы однозначно выбираем дисплейные индикаторы. Один из них пилотажный, а на другой выводили, например, навигационную картинку или картинку работы систем. Это значительно облегчает управление самолетом.

Система спутниковой навигации на Су-35 существует не отдельно, сама по себе, а заведена в навигационный комплекс. Комплекс таким образом работает и от наземных маяков, и от штатных средств на боевых машинах, и получает коррекцию от навигационных спутников. Понятно, что это максимально навигационное обеспечение, которое только можно иметь на нынешнем этапе развития технических средств.

Самолеты 'под забором' не стоят, они летают.Фото Артема Житенева (НГ-фото)Необходимо чуть подробней сказать о аэродинамической схеме. Су-35, в принципе, самолет тяжелый, тяжелей Су-27 на пятьсот с лишним килограммов. Но самое интересное, что, выполняя полеты, он гораздо устойчивей себя ведет, в том числе и на малых скоростях. Еще одна интересная доработка сделана конструкторами: в продольный канал управления введена аналоговая система предотвращения сваливания в штопор. Особо отметим, что она работает без вмешательства летчика. При грубых ошибках, забросах углов атаки, когда самолет попадает в предштопорное состояние, система дистанционного управления автоматически независимо от положения ручки управления выводит самолет на нормальные углы атаки. Это очень существенный нюанс, не только технический, но и психологический - у летчиков пропадает боязнь попасть в штопор.

Ситуация с недофинансированием всех Вооруженных сил пока еще не разрешена. Поэтому самолеты для "Русских витязей" производятся на паритетных началах как конструкторами и производителями из КНАПО, так и ВВС. Сейчас разрешились все вопросы с эксплуатацией самолетов. К нам приехали авиастроители, конструкторы, был представитель главкомата ВВС - все заинтересованные лица. И они настроены на то, чтобы мы летали, и прилагают для этого все усилия. А у нас есть желание летать. Соответственно, руки никто не опустил, намечены пути решения оставшихся проблем.

Самолеты "под забором" не стоят, они летают. Все нормально работает в штатном ресурсе. Есть оптимистичный взгляд на перспективу. Хоть самолеты у нас, как говорится, "не первой свежести", но конструкторы и производители всегда идут навстречу нашим запросам. Например, проблем с запчастями нет, даже два двигателя в резерве стоят.

В среднем две смены в неделю мы летаем, но лето будет очень напряженным. Уже 27 июня у нас отлет в Санкт-Петербург на Второй Военно-морской салон. Потом показательные выступления в Череповце, фестиваль "Легенды Второй мировой" в Монино и, разумеется, МАКС-2005.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В Совете Федерации остается 30 свободных мест

В Совете Федерации остается 30 свободных мест

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Сенаторами РФ могли бы стать или отставники, или представители СВО-элиты

0
396
Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Анастасия Башкатова

Несмотря на дефицит кадров, в стране до сих пор есть застойная безработица

0
438
Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Ольга Соловьева

Производство бензина в стране сократилось на 7–14%

0
626
Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Екатерина Трифонова

Назначенные государством адвокаты попали под пропагандистскую раздачу

0
523

Другие новости