Недавно в Курске прошла 2-я научно-практическая конференция по проблемам и перспективам создания аварийных бортовых накопителей данных, в народе называемых «черными ящиками». Проводилась она на базе ОКБ «Авиаавтоматика» курского ОАО «Прибор», широко известного как ведущий разработчик и производитель систем управления авиационным оружием.
Тематика «черных ящиков» на предприятии возникла примерно 10 лет назад и, хотя занимает около 5% в общей деятельности ОКБ, стала довольно перспективным направлением. За это время совместно с РСК «МиГ», ФГУП ГосНИИ АС и фирмой Thales (Франция) была разработана и передана в серийное производство первая российская интегрированная аварийно-эксплуатационная система на твердотельной памяти, получившая название «КАРАТ». Система, разработанная по новым технологиям, имеет современные процессорные, преобразующие и интерфейсные модули, что резко повышает надежность, достоверность и глубину контроля аппаратуры, уменьшает габаритные характеристики.
На базе ОКБ «Авиаавтоматика» впервые в России была разработана и серийно освоена система, соответствующая требованиям международного стандарта TSO C124, объединяющая функции аварийного регистратора и бортовой системы контроля. В ОКБ также разработан ряд систем регистрации нового поколения для самолетов фирм Микояна, Сухого, Яковлева, Туполева и Мясищева – твердотельные регистраторы 3БН–МР, 3БН–Т.
Проведен большой объем работ по созданию ряда твердотельных защищенных модулей памяти типа 3МП с характеристиками, не уступающими зарубежным. Создана технологическая база, контрольно-испытательное и проверочное оборудование. Совместно с ФГУП ГосНИИ АС разработан программно настраиваемый под конкретную систему регистрации инженерный стенд отладки систем регистрации. Возникла устойчивая кооперация с государственными и отраслевыми НИИ, предприятиями НПИ «Технокомплекс», ЦНИИ МО РФ и рядом зарубежных фирм.
Именно поэтому состоявшаяся конференция собрала большой круг участников, представлявших крупнейшие приборостроительные и самолетостроительные предприятия, ведущие НИИ России и авиаконструкторские бюро, представителей МО РФ, главного управления ФГУ «Российский морской регистр судохозяйства».
Отмечалось, что разрабатываемые системы регистрации полетной информации могут найти применение и в судостроении. Одной из таких последних разработок ОКБ, сделанной под требования ВМФ, является накопитель речевой информации 3БН-МП-К. В перспективе необходима интеграция систем регистрации в единую информационную систему сбора, обработки, хранения и передачи информации.
Стоит задача научить общаться бортовые блоки с наземными для получения параметров и эффективного управления бортом. Участники конференции прямо высказывались, что российские заказывающие ведомства недостаточно уделяют внимания этому направлению. В значительной степени разработки финансируются за счет иностранных заказчиков.
В ОКБ «Авиаавтоматика» ведутся работы по созданию интегрированных систем регистрации с качественно новыми характеристиками, расширяется область их применения, в частности разработаны системы для установки на летательных аппаратах среднего и малого класса, беспилотных летательных аппаратах.