0
2984
Газета Вооружения Интернет-версия

07.07.2006 00:00:00

Титан войны и мира

Тэги: всмпоависма, титан, космос, авиация


Всем известна послевоенная ситуация в мире: страны, находившиеся в 1941–1945 годах по одну сторону баррикад, – Советский Союз и США – разделило желание последних господствовать в мире.

ДОГНАЛИ И ПЕРЕГНАЛИ АМЕРИКУ

Чтобы получить приоритет в средствах вооружения, в Соединенных Штатах в начале 1950-х годов было организовано серийное промышленное производство титана. Он предназначался в первую очередь для боевой техники – военных самолетов, ракет, подводных лодок.

Обращение к титану было не случайным. Для военно-промышленного комплекса – это буквально незаменимый материал благодаря уникальному сочетанию присущих ему свойств.

В середине 1950-х опытное производство титана было создано и в России, на Верхнесалдинском металлообрабатывающем заводе (современное название – корпорация ВСМПО-АВИСМА). В 1957 году был выплавлен первый промышленный титановый слиток. С этого времени на предприятии начинается широкомасштабное производство титановых сплавов. Первоначально оно разворачивалось за счет реконструкции мощностей, которые предназначались для выпуска алюминия. В нем нуждалась советская авиация, для этого в 1933 году был построен первый авиаметаллургический завод, впоследствии именовавшийся ВСМОЗ, затем – ВСМПО, а сегодня известный как корпорация ВСМПО-АВИСМА.

Первый авиаметаллургический являлся одним из гигантов советской промышленности. «Подобных Европа не имела, а в Америке такие заводы единичны и находятся на особом счету как национальная гордость промышленного прогресса». Запомним эти слова главного инженера завода тех далеких лет. Их в полной мере можно отнести и к нынешнему состоянию мирового титанового лидера, каким сегодня по праву считается ВСМПО-АВИСМА.

СОВРЕМЕННИК НА ВЕКА

Титан столь универсален, что его наверняка будет считать своим современником не один век.

Необычайно интересны механические свойства этого металла: малый удельный вес (приблизительно в 2 раза меньше, чем у стали), высокая коррозионная стойкость в различных агрессивных средах, исключительная прочность, жаростойкость, усталостная прочность и, кроме того, достаточно высокие технологические качества.

Все перечисленное выше позволяет исследователям, инженерам, разработчикам, конструкторам смотреть на титан как на исключительно важный материал для наиболее перспективных базовых отраслей индустрии, включая в первую очередь военно-промышленный комплекс, а также энергетику, химию, медицину.

ОБОРОННЫЙ ЩИТ РОССИИ

Так назвал освоение космоса президент России Владимир Путин в ежегодном Послании Федеральному cобранию в мае 2006 года. Глава государства обозначил этот щит как «площадку для получения новых материалов, технологий. А для решения этих и других задач потребуются существенные капиталовложения в модернизацию мощностей по производству космической техники».

Однако космическая техника, что знает любой специалист, без титана существовать не может. В пределах СНГ нет ни одного космического аппарата, а также авиационного двигателя, самолета и вертолета, где бы ни применялся салдинский титан. ВСМПО в свое время было крупнейшим подразделением стратегического значения в составе военно-промышленного комплекса Советского Союза. Оно являлось основным поставщиком металла для большинства аэрокосмических проектов СССР: пассажирских авиалайнеров Ту-154, Ту-204, Ил-86, Ил-96, Ан-124, вертолетов Ми-8, Ми-24, боевых самолетов Су-27, Су-30, МиГ-29, Ту-160, ракетного комплекса «Энергия-Буран», космического комплекса «Союз–Аполлон», авиадвигателей, подводных лодок и другой оборонной техники. Продукция предприятия нашла применение также в судостроении, химической, нефтегазовой промышленности, энергетике и других отраслях.

Титан содержится в планерах, двигателях, шасси летательных аппаратов. Детали для этих частей авиатехники изготовлены из титановых полуфабрикатов ВСМПО: листов, плит, прутков, штамповок, лопаток, дисков, колец, труб.

В Послании президент также отметил, что сегодня реанимируется военное кораблестроение, строятся боевые корабли практически всех типов. В ближайшее время в состав ВМФ России войдут две новые атомные субмарины со стратегическим оружием на борту. Они оснащены новыми ракетными комплексами «Булава», которые вместе с комплексом «Тополь-М» станут основой стратегических сил сдерживания. Для этих комплексов корпорация ВСМПО-АВИСМА также поставляет свою титановую продукцию. Для военно-морской техники чрезвычайно привлекательным свойством титана является его необыкновенно высокая коррозионная стойкость. Здесь у титана нет равных.

Увеличивается потребление титана в энергетике. В последнее время растет, причем значительно, его использование в атомной энергетике. В России намечена и реализуется крупномасштабная программа ее развития. В корпорации ВСМПО-АВИСМА для этой отрасли промышленности изготавливают тонкостенные сварные титановые трубы с толщиной стенки от 0,5 до 2 мм.

БРОНЯ КРЕПКА

Особое внимание титану и его сплавам в последнее время стали уделять при строительстве сухопутной техники военного назначения. Специалисты прогнозируют устойчивый рост мирового потребления титана при создании танков и других видов бронированных машин.

Это обусловлено целым комплексом предъявляемых к ним требований. Важнейшим из них является снижение общей массы при сохранении, а еще лучше – увеличении прочностных характеристик. Значительный рост весовых характеристик современных танков привел к уменьшению их мобильности, а она входит в число главных условий успешного ведения современных динамичных боевых действий. Поэтому возникла объективная необходимость решить задачу: при уменьшении массы танка на 30% сохранить прочной его броню. Это возможно путем замены стали на титановый сплав.

Для удовлетворения растущего спроса на этот металл и его сплавы, применяемые для создания военной техники и вооружения, в корпорации ВСМПО-АВИСМА разработана новая технология. Суть ее заключается в создании плоского полуфабриката с повышенными прочностными свойствами, который может с высокой эффективностью использоваться как в средствах броневой защиты военной техники, так и в средствах индивидуальной защиты людей.

Для определения характеристик титановой брони и решения других задач совместно с другими заинтересованными организациями были проведены полномасштабные исследования по двум направлениям – улучшение прочностных (противоснарядной стойкости) свойств титановых сплавов и снижение их стоимости. Полученные результаты прошли проверку в ходе испытаний натурных образцов.

Итоговым результатом является то, что боевые машины с титановой броней имеют лучшую броневую защиту и большую маневренность при одновременном снижении их радиационного и теплового излучения. А это, в свою очередь, ограничивает возможности и снижает вероятность обнаружения боевых машин современными оптико-электронными средствами разведки и последующее их огневое поражение, в том числе и высокоточным оружием.

В целом ряде конструкций танков титан может использоваться для изготовления броневых колпаков стрелка, панелей орудийной башни, командирских люков и т.д. Облегченные машины имеют лучшие транспортно-ходовые характеристики, повышенную проходимость, маневренность и пониженный расход топлива.

Широкое распространение получил титан и для замены стали в стрелковом вооружении: в гранатометах, автоматах, пистолетах. Так, из него может быть изготовлено высокоскоростное зарядное устройство в сочетании с держателем патронов.

Высокие прочностные характеристики и хорошие массогабаритные показатели стали причиной все более широкого использования титана для замены им кевлара в средствах индивидуальной защиты человека. В настоящее время он используется для изготовления касок, шлемов, щитов и бронежилетов.

В ходе разработки новых конструкций бронежилетов применяется многослойная титановая фольга толщиной 0,1 мм. Это позволило создать бронежилет, масса которого не превышает 3 кг. При этом он обеспечивает защиту от пуль, колотых ран и поражения осколками при взрыве ручной гранаты.

ВСМПО-АВИСМЫ – ВСЕЙ ПЛАНЕТЕ

Окончание холодной войны, подытожив развал Советского Союза, едва не уничтожило мощное титановое производство, каким стало ВСМПО к 1990 году. В его лице страна тогда вышла на первое место в «титановом мире»: полуфабрикатов из титановых сплавов на уральском предприятии производилось в 1,5 раза больше, чем в США, Западной Европе и Японии, вместе взятых.

Дальнейшее развитие ВСМПО, а вместе с ним – и отечественной титановой подотрасли, происходило благодаря сотрудничеству с зарубежными авиастроителями.

В 1993 году впервые в истории компании Boeing был подписан контракт с российским предприятием (ВСМПО) на поставки титана. В начале 2000-х годов впервые в истории американского авиастроения в новом самолете Boeing 787 был использован титановый сплав, разработанный российскими инженерами – специалистами ВСМПО.

В свое время президент авиастроительного гиганта США сказал, что «сотрудничество двух великих аэрокосмических государств может внести заметный вклад в расширение и развитие более позитивных американо-российских отношений┘» Так экономика вновь оказалась конструктивней политического общения.

Сегодня российская корпорация ВСМПО-АВИСМА с полным основанием может считаться международной компанией. Она поставляет высококачественную продукцию глубоких переделов всему миру. Ее партнеры – практически все мировые самолето- и двигателестроительные компании – более 300 в 48 государствах. В РФ и других странах СНГ у ВСМПО-АВИСМЫ – 1500 заказчиков. Это означает, что частичка России присутствует в каждом самолете, летающим над нашей планетой. Уральский титан перешагнул, точнее – перелетел – границы континентов и государств.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В электоральный онлайн смогут войти более 30 регионов

В электоральный онлайн смогут войти более 30 регионов

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Дистанционное голосование массированно протестируют на низовых выборах

0
542
Судебная система России легко заглотила большого генерала

Судебная система России легко заглотила большого генерала

Иван Родин

По версии следствия, замглавы Минобороны Иванов смешал личные интересы с государственными

0
900
Фемида продолжает хитрить с уведомлениями

Фемида продолжает хитрить с уведомлениями

Екатерина Трифонова

Принимать решения без присутствия всех сторон процесса получается не всегда

0
646
Turkish Airlines перестала продавать билеты из России в Мексику

Turkish Airlines перестала продавать билеты из России в Мексику

0
355

Другие новости