Володин В.В., Юргенсон А.А. Авиационная и ракетная техника на международных авиасалонах 2005 года. – М., «АЭРОМЕДИА», 2006. – 126 с. Тираж 500 экз.
Отношение к авиакосмическим выставкам двоякое. Для простых граждан это техническое шоу, где можно вблизи рассмотреть самолеты и вертолеты, а также полюбоваться на их полеты и получить удовольствие от мастерства пилотажных групп. Для специалистов авиасалоны – место знакомства с новинками, возможность узнать планы производителей авиакосмической техники и определить тенденции ее развития.
Десятый выпуск бюллетеня – аналитического обзора ЦАГИ им. Жуковского дает наглядную картину тенденций развития всего, что летает, и спроса на эту продукцию.
Тенденция такова, что цикл создания нового самолета становится все длинней, поскольку прежние технологии исчерпаны, а создание современных требует значительного времени на исследования. Поэтому совершенствование идет в большей степени в авионике, отдельных узлах и деталях. Авиасалоны только подчеркивают эту тенденцию.
Выставки 2005 года четко делятся на три категории. В первой только один авиасалон «Ле Бурже-2005» – 41 страна-участница и свыше 1900 фирм. Эту выставку смело можно назвать всемирной. Следом идут российский «МАКС-2005» (40 стран и 654 фирмы) и «Дубай-2005» (около 40 стран и свыше 500 фирм). Это серьезные международные выставки, привлекающие массу потенциальных покупателей. Остальные авиасалоны можно считать региональными, поскольку они направлены, как правило, на одного генерального покупателя и нескольких соседей. Из этого ряда стоит выделить приобретающий все больший размах салон «Аэро Индия-2005» (31 страна, 380 фирм). Его участники в основном пытаются привлечь внимание индийских военных, которые ежегодно закупают вооружения на несколько миллиардов долларов.
Больше всего в минувшем году представлено новинок в секторе беспилотных летательных аппаратов (БЛА). Минобороны РФ отказалось от финансирования проектов БЛА, но в мире идет стремительное развитие этих информационно-разведывательных комплексов разных категорий: высотных оперативного уровня, средневысотных наблюдения и наведения, тактического уровня с большой продолжительностью полета, вертолетного и конвертируемого типа.
Россияне представили на «МАКС-2005» четыре новинки – БЛА «Иркут-850» взлетной массой 850 кг двойного назначения, пока еще не проходивший летные испытания 80-килограммовый «Данем», легкий «Кулон-2» (40–50 кг) и малоразмерный вертолет ZALA (95 кг). А вот израильская фирма «Элбит» показала аппарат «Гермес-1500» массой около полутора тонн и полезной нагрузкой около полутора тонн. И летать он может вдвое больше – 24 часа. Другой израильский БЛА – «Доминейтер» напичкан оптико-электронными датчиками и несет малогабаритную радиолокационную станцию, способную определять движущиеся наземные цели.
Всего за год на выставках представлено 15 новых БЛА, из них 5 – вертолетного и конвертируемого типа. Сконструированы они в России, Китае, Объединенных Арабских Эмиратах, Тайване, Сингапуре, Южной Корее, Японии. Одна модель – российско-белорусская. Примечательна активность разработчиков Юго-Восточной Азии. В странах, где даже нет своей авиапромышленности, зато есть современные технологии, создают вполне конкурентные БЛА.
В секторе боевой авиации упор делался на рекламу новых проектов. Так, в Ле Бурже был показан натурный макет американского истребителя 5-го поколения F-35. Поскольку самолет ориентирован для продажи за рубеж, из него не делают секрета, а его показ сопровождается широкой рекламной кампанией. Ожидается, что до конца этого года первый предсерийный образец уже должен взлететь. Истребитель F-22 официально на салонах не выставлялся, но информация о нем на выставках была. Он уже поступает на вооружение, но продолжает дорабатываться.
На выставке «Аэро Индия-2005» получили огласку планы принятия на вооружение истребителя 5-го поколения индийскими ВВС. Обязательное условие закупок – участие Индии в процессе разработки и возможность его производства собственными силами. Это означает, что к уже разрабатываемым моделям, в том числе и к российскому проекту, Индия не присоединится.
Россия продолжает показывать боевые самолеты существующего поколения. Так, в Дубае и на «МАКС-2005» был представлен проект многофункционального истребителя Су-35. Это «долгожитель» международных авиасалонов, впервые показанный в том же Дубае еще в 1993 году. Главное отличие его от Су-27, продолжением которого он является, в бортовом электронном оборудовании, что более всего дает оснований говорить о его новизне. Именно этот невероятный уровень автоматизации позволил наблюдателям оценивать проект Су-35 как «полшага к истребителю 5-го поколения».
Но подлинной звездой «МАКС-2005», по мнению специалистов, стал самолет-демонстратор МиГ-35 с двигателем с отклонением вектора тяги. Сейчас он начинает рекламироваться среди потенциальных зарубежных покупателей. Совершенствование его продолжается, и на выставках еще не раз этот самолет удивит публику изощренным пилотажем.
Новые самолеты появляются в основном в классе легких и учебно-боевых истребителей. На салоне «Аэро Индия-2005» был представлен истребитель «Теджас» – полностью индийская разработка. Это показывает уровень развития научно-технических возможностей индийской промышленности. «Теджас» активно испытывается и дорабатывается, но уже подписан контракт на закупку первой партии для ВВС Индии.
На авиасалоне «Дубай-2005» была представлена совместная разработка южно-корейской фирмы KAI и американской «Локхид Мартин» – сверхзвуковой учебно-тренировочный самолет Т-50. Он демонстрировался не только на статической стоянке, но и в воздухе. На основе Т-50 создаются боевые варианты семейства самолетов «Голден Игл». Эти программы разработчики активно продвигают на мировой рынок, емкость которого оценивается в 600–800 машин этого класса.
Очень активно работают авиафирмы в секторе учебно-тренировочных самолетов ВВС начального уровня подготовки. Их задача – готовить летчиков к пилотированию самолетов 5-го поколения. Это должны быть относительно недорогие машины, способные имитировать многие боевые режимы и ситуации машин нового поколения. В 2005 году впервые были показаны итальянский М311, индийский HJT-36 «Ситара», находящиеся на разных стадиях разработки индийские же HJT-39, итальянский «Джевелин», китайский L-15.
Настоящий бум на рынке вертолетов. России тут похвастать особо нечем. Натурный макет образца кабины вертолета Ми-54 напомнил, что такая разработка ведется с начала 1990-х годов. Он должен закрыть нишу грузоподъемности 1–1,3 т между Ми-2 и Ми-8. Казанский вертолетный завод представил разведывательно-боевой вертолет «Ансат-2РЦ» с двигателями фирмы «Пратт Уитни», что указывает на его экспортную ориентацию. Появилась информация о продолжении китайского проекта Z-10. Это одна из приоритетных задач китайской промышленности – производство вертолетов собственными силами.
Фирма «Сикорский» (США) в Ле Бурже показала модель, призванную подтвердить возможность создания скоростного вертолета. Считается, что реализация замысла позволит достигать скорости 540 км/час, что вдвое выше скорости большинства современных вертолетов.
Еще один бурно развивающийся сектор – беспилотные ударные и разведывательно-ударные комплексы, в том числе беспилотные боевые вертолеты. В виде проектов, макетов и действующих моделей их в 2005 году было показано 10 образцов. Россия предъявила разработку ББВ (Ка-117), но пока только как модель без тактико-технических характеристик. Нет российских проектов в секторе гражданской авиации.
Много новинок в секторе управляемого ракетного оружия. Например, ВВС США впервые представили кассетное оружие GDS. После пуска с носителя оружие (ракета) совершает управляемый полет, по прибытию в район цели выбирает суббоеприпас из набора, имеющегося на борту, и наносит удар. Активно разрабатываются зенитные ракеты разных классов и ракеты «воздух–воздух».