0
4731
Газета Вооружения Интернет-версия

14.09.2007 00:00:00

История одного кадрового вопроса

Тэги: роскосмос, бюрократия


У России две беды и одна общая на всех радость. О бедах всему миру известно со времен Гоголя, ведь какой же русский не любит поплакаться в жилетку соседу. А нам бы вместо плача радоваться. Есть область деятельности, в которой стабильно год от года растут показатели. Нет, не выплавки стали и не сбора зерновых. Растет число чиновников.

РАЗМНОЖЕНИЕ ПУТЕМ РАЗДЕЛЕНИЯ

По данным Росстата, у нас в конце ноября прошлого года на 15 человек, занятых в экономике, приходился 1 руководитель или представитель органов власти и управления. Но статистика – скучная штука. Интереснее посмотреть непосредственно на процесс размножения бюрократического аппарата. Например, в Тамбовской области 20 лет назад в управлении почты и электросвязи сидело несколько десятков чиновников. Сейчас электросвязь и почта разделились методом почкования, и во вновь образованном управлении почтой трудится уже не в два раза меньше, как можно было бы предположить, а в несколько раз больше клерков.

Или другой пример. 10 лет назад в конструкторском бюро «Мотор» объединили должности генерального директора и генерального конструктора. Как тогда объясняли, с целью сокращения управленческого аппарата. Сегодня в Роскосмосе, по мнению некоторых сотрудников, готовятся новые уставные документы ФГУП КБ «Мотор», чтобы вновь разделить объединенную должность на две: генерального директора и генерального конструктора. Об этом председатель Центрального комитета профсоюзов работников общего машиностроения Юрий Спиченок прочитал в письме, направленном в его адрес из КБ «Мотор». Свои подписи поставили заместитель генерального директора КБ «Мотор» Леонид Пресняков, заместитель генерального конструктора Андрей Тверитин, главный бухгалтер Валентина Татарникова, начальники ведущих конструкторских отделов Сергей Буланов, Олег Егоров и другие.

Нетрудно представить, сколько новых рабочих мест откроется в КБ с разделением должности гендиректора-генконструктора, ведь и тому и другому понадобятся свои помощники, советники, секретари и секретарши. Видимо, и впрямь хорошо стала жить оборонка, коль увеличивает управленческий персонал, который, как известно, не пашет и не сеет.

Чем теперь в Роскосмосе объяснят целесообразность разделения должностей и соответственно функций первого лица в КБ? Оптимизацией работы? А может быть, все дело только в личности первого лица и никакими «высокими материями» в космическом ведомстве не руководствуются?

СТРАННАЯ ЗАМЕНА

Открытой информации о разделении должности нет. А там, где нет информации, рождаются слухи и сплетни. Не будем их повторять. Но в трудовом коллективе на каждый роток не набросишь платок. Между тем все говорят о смене гендиректора-генконструктора КБ «Мотор».

Эту должность занимал Александр Титов, возглавлявший конструкторское бюро более 17 лет. Был он, что называется, и швец, и жнец, и на дуде игрец, то есть совмещал в одном лице и гендиректора, и генконструктора, и даже руководителя учебно-научно-производственного центра «МАДИ-Мотор», выросшего из филиала кафедры конструкторско-механического факультета Московского автомобильно-дорожного института (ныне – Государственного технического университета). Заниматься преподавательской, конструкторской и административной работой профессору Александру Титову позволяли знания и огромный практический опыт. Он заслуженный деятель науки РФ, член Российской академии космонавтики им. К.Э.Циолковского и Академии проблем качества РФ, профессор кафедры тягачей и амфибийных машин МАДИ, автор 120 изобретений и патентов. Одним словом, крупный ученый и конструктор в области технологий и наземного оборудования ракетно-космических систем. Под его руководством было разработано и внедрено более 500 различных агрегатов и комплектов механо-технологического оборудования, в том числе для космических систем «Союз» и «Энергия-Буран».

Однако в этом году у 69-летнего профессора закончился срок контракта, и за два месяца до проведения конкурса кандидатов по замещению освобождаемой должности руководство Роскосмоса сместило Александра Титова с занимаемого поста, назначив и.о. гендиректора-генконструктора КБ «Мотор» Игоря Кананыхина, который ранее являлся генеральным директором ФГУП «Научно-производственная фирма «Космотранс». Среди основных направлений деятельности этого предприятия – эксплуатация и ремонт объектов железнодорожной инфраструктуры.

Приход Кананыхина вызвал много кривотолков в коллективе «Мотора». Во-первых, Роскосмос, по мнению представителей руководства КБ, нарушает собственные нормативные документы по подготовке и работе с кадровым резервом. У Титова шесть заместителей, имеющих соответствующую подготовку кадров резерва и большой опыт работы. В отличие от креатуры Роскосмоса они имеют ученые звания и степени. Во-вторых, с профессором Титовым поступили, мягко говоря, неэтично, за два месяца до выхода на заслуженный отдых отстранив его от исполнения должностных обязанностей. И, наконец, в-третьих, сотрудники КБ, а среди них есть имеющие ученые степени и ученые звания, недоумевают: почему эксплуатационника ставят во главе конструкторского коллектива? Это все равно что конструктора назначить начальником железной дороги. Знаний много, а практики нет.

Между тем, по словам Александра Титова, в личной беседе начальник управления кадров и безопасности Роскосмоса Сергей Панасюк дал понять о бесперспективности участия в конкурсе на замещение должности резервистов из числа заместителей Титова. Поговаривают, да и сам Игорь Кананыхин в беседах с должностными лицами КБ не скрывает, что итог конкурса практически предрешен.

Конечно, остается одно маленькое (уже упоминавшееся) препятствие на пути к заветному креслу, а именно отсутствие у кандидата № 1 какого-либо опыта конструкторского творчества. Человек никогда не занимал должности, связанные с проектными работами, тем более – генерального конструктора. А ведь в КБ «Мотор» именно проектируется, а не эксплуатируется наземное оборудование ракетно-космических комплексов, от которых во многом зависит успех стартов.

ДОГАДКИ И ПРЕДПОЛОЖЕНИЯ

Но против лома, то есть административного ресурса, нет приема. А Игорь Кананыхин, видимо, располагает немалым административным ресурсом, который в оставшееся до конкурса время активно использует с целью изменения условий самого конкурса. Может быть, именно это обстоятельство послужило причиной рождения нового предложения – разделить должности гендиректора и генконструктора. Понимая, что до генконструктора кандидат № 1 не дотягивает по ученым званиям и степеням, а также и по научно-конструкторской деятельности, в Роскосмосе готовы пойти на нарушение собственных нормативных документов, изменение устава ФГУП и на многое другое, лишь бы порадеть «родному человечку».

В коллективе теперь гадают: откуда ветер дует? Не секрет, что бывшие военные, ставшие руководителями, стараются по старой армейской привычке укомплектовать должности бывшими офицерами, особенно если служили с ними в одном роде или виде войск. Моряки «подтягивают» своих, ракетчики – своих. Во всех авиапредприятиях, которыми руководят бывшие летчики, теперь работают их однополчане.

«Опыт нашей работы уже показал, что лучше всего приживаются бывшие кадровые военные. Я это говорю вам не потому, что сам военный. Просто у них больше ответственности и выше работоспособность», – сказал в беседе со мной бывший руководил Центра боевой подготовки и боевого применения ВВС и ПВО, а ныне генеральный директор ОАО «Аэропорт «Астрахань» генерал-майор авиации запаса Зияутдин Абдурахманов.

Никто не против военных и в КБ «Мотор», тем более что и само конструкторское бюро является структурным подразделением российской оборонки. Речь идет только о разумности и целесообразности в кадровой политике. Однако у чиновников высокого ранга, похоже, свое представление об этом. А может быть, они по привычке выполняют очередное партийное задание? Ведь кандидат № 1 в гендиректоры-генконструкторы еще и кандидат на выдвижение областного регионального отделения одной из ведущих в стране партий. Так что Игорь Сергеевич не просто бывший майор и однополчанин. Он вообще не простой человек.

Однако в коллективе конструкторов не до политических тонкостей. Здесь всерьез опасаются, что «варяг», возможно, потребовался лишь для того, чтобы легче было убрать КБ из центра Москвы, освободив территорию для привлекательных инвестиционных проектов. Надо отметить, что такие опасения не беспочвенны.

Вице-президент РАН, директор Института нефтехимического синтеза им. А.В.Топчиева академик Николай Платэ, заместитель главного ученого секретаря президиума РАН академик Борис Мясоедов, а также еще шесть членов РАН – руководителей институтов и университетов ≈ уже выразили крайнюю озабоченность научной общественности России планами вывода из Москвы и Санкт-Петербурга ведущих военных академий с целью, как они пишут, «освобождения столиц от военных». Первой пала в борьбе со столичными девелоперами Военная академия радиационной, химической и биологической защиты.

Как знать, может быть, пришла очередь потесниться и конструкторскому бюро «Мотор», расположенному в самом привлекательном с точки зрения инвесторов районе Москвы – недалеко от Московского международного делового центра «Москва-СИТИ» и комплекса зданий Центра международной торговли? Кроме того, принадлежащая «Мотору» недвижимость находится в столице еще и на Алтуфьевском шоссе. Работников КБ волнует также судьба их базы отдыха «Смена» в Подмосковье и пансионата «Мисхор» в Крыму, в которых привыкли отдыхать сотрудники конструкторского бюро.

Неисповедимы пути чиновника. К какому результату приведут кадровые маневры Роскосмоса, точно пока никто не знает. Но в коллективе считают, что планируемая реорганизация системы управления КБ в интересах только одного человека «разорвет» руководство трудовыми, материальными, финансовыми ресурсами и всей инфраструктурой, разрушит устойчивую работу конструкторского коллектива по выполнению государственного и оборонного заказов. Именно с таким предостережением работники КБ обратились к высокому начальству. Услышит ли оно мнение рядовых конструкторов – узнаем чуть позже.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Ольга Соловьева

Более 50% россиян ждут повышения качества жизни через несколько лет

0
302
Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Стилистика традиционного обращения КПРФ к президенту в этом году ужесточилась

0
296
Доллар стал средством политического шантажа

Доллар стал средством политического шантажа

Анастасия Башкатова

Китайским банкам пригрозили финансовой изоляцией за сотрудничество с Москвой

0
422
Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил исключительность служителей Фемиды

0
301

Другие новости