0
1341
Газета Вооружения Интернет-версия

20.06.2008 00:00:00

ILA-2008: демонстрация парадоксов

Владимир Щербаков
Заместитель ответственного редактора НВО

Об авторе: Владимир Леонидович Щербаков - военный эксперт.

Тэги: авиация, выставка, германия, ila


авиация, выставка, германия, ila Макет российско-индийского военно-транспортного самолета.
Фото автора

Сегодня в мире проводится почти два десятка относительно крупных авиационных и аэрокосмических салонов. Однако призовые места смогли занять далеко не все, и первая тройка сегодня выглядит следующим образом: Фарнборо (Великобритания), Ле-Бурже (Франция) и Дубай (ОАЭ). Берлинская аэрокосмическая выставка ILA, проходившая в очередной раз с 27 мая по 2 июня в районе аэропорта «Шонефельд», в состоянии претендовать только на место во второй пятерке лучших. И даже статуса некоего «моста между Востоком и Западом» она так и не завоевала.

БОЛЬШЕ ЧЕМ ВЫСТАВКА

По заявлениям организаторов, ILA в этом году – самая представительная, крупная и насыщенная выставка за всю историю своего более чем десятилетнего существования. И на бумаге, в отчетных таблицах, все выглядит впечатляюще: 1127 участников из 37 стран мира, а также свыше 300 летательных аппаратов на статической стоянке и в демонстрационных полетах.

В последние годы берлинская выставка существенно сдала, уступив позиции Фарнборо, Ле-Бурже, Дубаю и даже нашему МАКСу и ряду других салонов аналогичной направленности. Интересно, что когда организаторы ILA немного сдвинули время проведения своего мероприятия поближе к летнему времени, британцы моментально переместили открытие Фарнборо на первую половину июля. Учитывая, что обе выставки проводятся в один год, такой маневр по-английски нанес существенный урон ILA.

Особенно четко это можно проследить по американским партнерам – национальный павильон США на сей раз существенно уменьшился и в размерах, и по количеству представленных компаний и организаций. И хотя численность последних все равно впечатляет – 51 участник, масштаб экспозиции Соединенных Штатов выглядел не очень впечатляюще. Сами американцы напрямую связывали это с тем, что через месяц с небольшим грядет салон в Фарнборо, который является для них более важным. Но если так к выставке относятся ближайшие союзники по НАТО, то что уж говорить о других участниках берлинской выставки.

ПОЛЬСКИЙ «МИГ» И ВЕНГЕРСКИЙ «КРОКОДИЛ»

К сожалению, среди более чем трех сотен летательных аппаратов, представленных на ILA-2008, нашелся только один, принадлежащий России, – транспортный самолет Ан-124-100. Да и тот посетил выставку с коротким визитом и после презентации для журналистов на третий день авиашоу покинул аэродром.

В итоге специалисты и многочисленные зрители могли любоваться полетами истребителя МиГ-29, но┘ пилотируемого польским летчиком, и транспортно-боевого вертолета Ми-24, но┘ принадлежащего вооруженным силам Венгрии. Также показался в небе Ми-8 – но тоже не наш┘

Впрочем, был на статической стоянке самолет, претендовавший на часть российской экспозиции и вызывавший неподдельный и сильный интерес у всех. Речь идет о модернизированном на российских авиапредприятиях истребителе МиГ-29, принадлежащем ВВС Словакии.

Однако именно в дни работы выставки Flight Global сообщил со ссылкой на заявление сербского министра обороны Драгана Сутановаца, что задерживаются ремонт и модернизация пяти истребителей МиГ-29 ВВС Сербии. В настоящее время боевые самолеты проходят дополнительные испытания и, как ожидается, будут переданы заказчику до конца 2008 года. Несмотря на продолжающиеся ремонтные работы, два модернизированных МиГ-29 в конце мая приняли участие в учениях ВВС Сербии Diplomac 2008 на полигоне Пасулянске Ливаде.

Ранее российские представители заявляли о выполнении работ по сербскому контракту в полном соответствии с графиком. Модернизация истребителей МиГ-29 предусматривает замену авиационного, навигационного и радиолокационного оборудования, а также доработку системы управления вооружением. Стоимость контракта превышает 50 млн. долл.

ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ УСПЕХИ

Впрочем, отсутствие «живых» образцов авиатехники российские участники постарались компенсировать интересной информацией. Например, стало известно, что независимый сертификационный орган «Бюро Веритас Сертификейшн» выдал представителям авиапрома РФ сертификат системы менеджмента качества EN9100 – первый случай подобного рода. Эксперты полагают, что получение сертификата потребовало не одного года напряженной работы, связанной с модернизацией. Пришлось перестраивать технологию ряда производств для соответствия западным стандартам. Главная цель – получить дополнительные возможности при реализации программы перспективного пассажирского лайнера МС-21 на 150–200 мест. Сертификат дает реальную возможность продолжать разработку самолета – в 2009 году необходимо представить эскизный проект, а в 2010 году планируется начать рабочее проектирование.

Но на пути создания МС-21 встают две важные проблемы. Первая – наличие авиадвигателей с соответствующими характеристиками и заданной экономичности. Удельный расход топлива ограничен пределами 0,49–0,51. Вторая проблема – «черное» крыло авиалайнера, то есть крыло, выполненное с широким применением композитов.

Не исключена возможность выпуска перспективного самолета как с отечественными, так и зарубежными двигателями. Хотя, как представляется, в тендере победят зарубежные компании. Узнать мнение по этому вопросу у отечественных двигателистов не представилось возможным – на выставке ILA в этом году был лишь один невзрачный стенд по этой тематике. Двигателестроительные же компании, видимо, посчитали это событие – в отличие от своих западных коллег – не заслуживающим внимания.

СУХОЙ ОСТАТОК

По большому счету, как это ни парадоксально, в выигрыше от выставки ILA в этом году осталась одна Индия, которая получила статус «страны-партнера» и разместила достаточно большой по площади национальный павильон в непосредственной близости от российской экспозиции. Кроме весьма интересных стендов, по большей части объединенных под эгидой индийской государственной Организации по оборонным исследованиям и разработкам (DRDO), на открытой площадке находилась целая эскадрилья вертолетов «Дхрув» национальной разработки, которые ежедневно выполняли демонстрационные полеты. А министр обороны Индии Араккапарамбил Куриан Энтони стал «главным гостем» канцлера Ангелы Меркель в день официального открытия авиашоу.

На одном из индийских стендов – прямо напротив российской экспозиции – красовался большой макет военно-транспортного самолета, который разрабатывается совместно российскими и индийскими компаниями. Он именуется у нас Ил-214 или MTA («многоцелевой транспортный самолет»). Так вот, в этом случае ни на макете, ни рядом с ним ни о каком-либо российском участии не было ни строчки, ни даже буквы. Красовалась только эмблема индийской авиастроительной компании HAL, да и название оказалось совершенно иное – MRTA.

Через два года статус «страны-партнера» немцы планируют передать одному из ближайших союзников Германии. «Одним из кандидатов на эту роль могут стать Соединенные Штаты», – отметил управляющий директор Ассоциации предприятий немецкой аэрокосмической промышленности Дитмар Шрик. Два года назад данный статус принадлежал России, но, по словам одного из экспертов, суровая реальность не оправдала радужных надежд, которые возлагала на такое «звание» российская сторона. Фактически можно утверждать, что присвоение статуса «страны-партнера» – это некий рекламный ход, придуманный немецкими организаторами в целях оживления интереса к ILA. И не больше.

Так что вполне логичным выглядит решение устроителей выставки присвоить второе наименование – «Берлинское авиационное шоу». Дело в том, что львиная доля выставленных на обозрение и участвовавших в демонстрационных полетах самолетов и вертолетов принадлежала немецким вооруженным силам, авиастроительным компаниям и авиаперевозчикам. Большую же часть посетителей ILA составили простые горожане и любители авиации, прибывшие полюбоваться на летающие раритеты и современные боевые машины. Заодно они «пылесосили» стенды компаний на предмет сувениров и различной рекламной продукции. Так выставка и выглядела – как отменное народное гуляние с авиационно-патриотическим уклоном, призванное продемонстрировать конкурентоспособность германского авиапрома.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
381
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
366
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
552
"Яблоко" возвращается к массовому выдвижению кандидатов на выборах

"Яблоко" возвращается к массовому выдвижению кандидатов на выборах

Дарья Гармоненко

Партия готова отступить от принципа жесткого отбора преданных ей депутатов

0
328

Другие новости