0
1558
Газета Вооружения Интернет-версия

12.09.2008

Салон гидроавиации в Геленджике выходит на новый уровень

Тэги: гидроавиасалон, выставка, авиация, самолет


гидроавиасалон, выставка, авиация, самолет Самолет-амфибия Ла-8 может взлетать с бетона, травы, воды и снега.
Фото автора

С 4 по 7 сентября в солнечном Геленджике прошел Седьмой международный «Гидроавиасалон-2008». Он стал рекордным по количеству участников – 146 российских и зарубежных компаний из США, Бельгии, Италии, Нидерландов, Франции, Белоруссии, Украины, Швейцарии, Сингапура. Общая площадь выставки составила 130 тыс. кв. м, на которых разместились 20 летательных аппаратов и большое количество других экспонатов. За четыре дня гидроавиасалон посетили свыше 15 тыс. зрителей.

ВЗЛЕТАЮЩИЕ С ВОДЫ

Авиационные выставки проходят в мире едва ли не ежемесячно. Однако форум в Геленджике стоит особняком. Он посвящен гидроавиации. Когда-то, на заре воздушной эры, летающие лодки были основой морской авиации, но постепенно их вытеснили самолеты палубного и аэродромного базирования. Однако освоение нефтегазоносного шельфа, зависимость от морской транспортировки энергоносителей заставляют по-новому взглянуть на возможности гидроавиации. В конечном счете, три четверти планеты занимают океаны и моря...

У самолета-амфибии есть одно неоспоримое преимущество – для него не нужно строить дорогостоящую взлетно-посадочную полосу. Гидроаэропорт в Геленджикской бухте сертифицирован для приема пассажиров, и часть журналистов прилетела на выставку из подмосковного Раменского на самолете-амфибии Бе-200ЧС с соблюдением всех формальностей, присущих гражданским авиаперевозкам. А неподалеку на берегу проложена бетонная полоса нового аэропорта. Раньше здесь был склон с виноградниками. Пришлось потратить немало сил и денег, чтобы расчистить его и забетонировать. Работы еще продолжаются. В следующем году, как ожидается, новый аэропорт начнет принимать самолеты. Стоит особо отметить, что это первый аэродром в России, полностью построенный за последние 20 лет. Такой вот наглядный пример. А для гидросамолета необходимо только водное пространство. В отдаленных малонаселенных регионах это оптимальный вид скоростного транспорта.

Салон в Геленджике – единственный в мире, где амфибийная авиационная техника демонстрируется на воде, на земле и в воздухе. Именно это привлекает сюда специалистов со всего мира, а также энтузиастов авиации и представителей авиатехнической прессы. В первом гидроавиасалоне в 1996 году участвовало чуть более 80 фирм, сейчас их количество почти удвоилось. Это можно считать одним из главных достижений – форум не просто подтвердил свою жизнеспособность, он стал необходимым звеном развития авиации в России.

В мире летают десятки тысяч гидросамолетов. Но практически все они относятся к малой авиации. И только в России сохраняются традиции создания больших летающих и плавающих кораблей. Это «золотой запас», которым надо умело распорядиться. Таганрогский авиационный научно-технический комплекс имени Г.М.Бериева, создающий уникальные машины, настойчиво пробивает на рынок свои изделия. И гидроавиасалон в Геленджике – один из ключевых моментов маркетинговой политики предприятия.

ИЗ ПОЖАРНЫХ В ПЕРЕВОЗЧИКИ

Если для специалистов форум – это напряженная работа на выставочных стендах и конференциях, то для отдыхающих курортников – аттракцион. Надо прислониться к каждому самолету, чтобы сфотографироваться. Еще лучше – забраться в кабину. Граждане лезут по пояс в морскую воду, чтобы схватиться за поплавок гидросамолета и со счастливой улыбкой навеки запечатлеться в домашнем видео. Милиционеры в белоснежных рубашках охрипли, отгоняя публику, которая норовит залезть под колеса амфибий, сползающих по бетонному спуску в воду.

Народ хочет зрелища, и его ему обеспечивают. Пилотажные группы «Стрижи» и «Русские витязи» безукоризненно откатывают свои программы на «МиГах» и «Су». Взлетают и садятся на волну тяжелые Бе-200 и А-42, имитируя пожаротушение, сбрасывают по десять тонн воды к восторгу публики. Кружит пара легких Бе-103. В принципе, программа из года в год почти не меняется, новые машины появляются не часто. Но таковы тенденции всех мировых авиасалонов. На них представляют не столько новые машины, сколько проекты и их продвижение. В этом плане «Геленджик-2008» ничуть не хуже других. Праздная публика, пришедшая вблизи поглазеть на «самолетики», нацелена на другое, тенденциями и новостями не интересуется. Отцы семейств в легкомысленных шортах убеждены, что это все для их развлечения. А между тем на выставке идет серьезная работа, а каждое сделанное здесь заявление приобретает особую громкость.

Как отметил генеральный конструктор – генеральный директор ОАО «Таганрогский авиационный научно-технический комплекс имени Г.М.Бериева» Виктор Кобзев, авиасалон стал «практической площадкой для продвижения совместных авиационных программ – европейской сертификации самолета-амфибии Бе-200ЧС и легкого самолета-амфибии Бе-103».

На серийном заводе ТАВИА в Таганроге начинается серийная сборка самолетов Бе-200. Производство перенесено из Иркутска, но будет сохранена глубокая кооперация с корпорацией «Иркут». Из Иркутска будут поставляться крыло и ряд других агрегатов. В августе уже началось производство деталей для 10 самолетов Бе-200. Перенос производства в Таганрог в объеме 4,8 млрд. руб. профинансирует Внешэкономбанк – основной кредитор проекта. Этих средств достаточно для изготовления первых пяти машин, еще пять самолетов будут профинансированы заказчиком.

По имеющимся данным, восемь Бе-200 планирует приобрести МЧС РФ. Министерство обратилось к руководству страны с предложением ассигновать на это соответствующие средства.

Нынешнее жаркое лето в очередной раз аукнулось по всей Европе сильными лесными пожарами. Катастрофическая ситуация складывалась в Испании, Италии, Греции, Португалии и в других странах. МЧС России давно ведет переговоры с Евросоюзом о создании международного центра пожаротушения. Как сообщил на «Гидроавиасалоне-2008» директор по особым поручениям компании «Рособоронэкспорт» Михаил Завалий, несколько самолетов Бе-200 войдут на условиях аренды в состав евроэскадрильи, предназначенной для борьбы с лесными пожарами. Предполагается, что гибкую, мобильную и эффективную работу евроэскадрильи смогут обеспечить не менее 5–7 самолетов типа Бе-200, хотя это будет смешанный парк самолетов и вертолетов. Сейчас уточняется место базирования и состав будущего авиационного соединения, предназначенного для борьбы со стихийными бедствиями. Прежде всего с лесными пожарами.

Некоторые страны, особенно страдающие от огня, Испания и Греция например, рассматривают возможность приобретения таганрогских пожарных самолетов в собственность. Более того, некоторые европейские страны предполагают приобрести Бе-200 для своих военно-морских сил как патрульный и поисково-спасательный самолет.

Есть у противопожарного самолета-амфибии и пассажирская перспектива. Этот самолет уже сертифицирован для коммерческой перевозки до 43 человек. Сейчас идет работа над чисто пассажирской версией Бе-200 на 68 мест. Проект финансируется из госбюджета. В ходе салона, как отметил Михаил Завалий, «состоялся предметный разговор с представителями российской авиапромышленности по формированию комплексных предложений для инозаказчиков в отношении использования Бе-200 именно как многофункционального самолета». По мнению Завалия, у летающей амфибии большой экспортный потенциал.

Потенциальную емкость рынка самолетов-амфибий Бе-200 президент ОАК Алексей Федоров оценивает примерно в 50–70 единиц на ближайшие 15 лет. В это количество входят как российские, так потенциальные зарубежные заказы. Руководитель ОАК пояснил: «Этот самолет будет занимать свою достаточно узкую и специфическую нишу. Масштабы его производства не будут столь значительными, поэтому мы не планируем разворачивать крупносерийное или даже среднесерийное производство этого самолета. Это будет мелкосерийное производство по несколько единиц в год, что очень оптимально для завода ТАВИА в Таганроге».

Еще одна крылатая машина – ее берет на вооружение морская авиация Военно-морского флота России – многоцелевой самолет-амфибия А-42. На салоне стартовал с воды и садился обратно экспериментальный прототип А-42ПЭ. Это самая большая летающая амфибия в мире. Самолет создан на базе противолодочной амфибии А-40 «Альбатрос», которому хотели придать поисково-спасательные функции. Но впоследствии скорректировали техническое задание в сторону создания многоцелевого самолета, способного быть и спасателем, и разведчиком, и целеуказателем┘

Заместитель командующего морской авиацией ВМФ РФ генерал-майор Николай Куклев заявил в Геленджике: «До 2013 года в боевой состав морской авиации войдут четыре самолета-амфибии А-42, из которых первый будет принят на вооружение в 2010 году». Машина предназначена для патрулирования морской и прибрежной зон. Размах крыла А-42 – 41,61 м, длина – 45,04 м, высота – 11,07 м. Максимальная скорость – 770 км/ч, высота полета при патрулировании – от 100 до 2000 м. Максимальная дальность действия – 11 500 км. Самолет планируется оснастить поисково-прицельной системой «Морской змей» и пилотажно-навигационным комплексом АРИА-В.


Самолет-амфибия А-42ПЭ совершает посадку в Геленджикской бухте.
Фото автора

РАБОЧИЕ БУДНИ ВЫСТАВКИ

В Геленджике были показаны практически все гидросамолеты, какие производятся в России, и несколько образцов авиатехники из-за рубежа. Полный список выглядит так: многоцелевой самолет-амфибия Бе-200ЧС, прототип самолета-амфибии А-42ПЭ, легкий самолет-амфибия Бе-103, самолет-амфибия ЛА-8 «Флагман», самолет «Ястреб», легкий двухместный самолет Че-15, поплавковый гидросамолет «Караван» производства «Цессна», вертолет R44 производства «Робинсон», вертолеты Ми-8 и Ка-27ПС. К этому списку следует прибавить катер на воздушной подушке «Шмель» и скоростное амфибийное судно на воздушной подушке «Виктория».

Кроме того, в трех павильонах и восьми шале были представлены образцы авиатехники в виде моделей, двигателей, агрегатов и систем, средств наземного обслуживания, ракетных комплексов, средств связи и навигационного оборудования, спасения на воде и экологического мониторинга, технологического оборудования и материалов. По словам представителей оргкомитета гидроавиасалона, деловые переговоры провели представители Азербайджана, Греции, Венесуэлы, Индии, Ирана, Казахстана, Китая, Филиппин. Большое число посетителей было из стран Евросоюза, США и Таиланда. По вопросам продаж легкого самолета-амфибии Бе-103, его лицензионного производства и совместной эксплуатации были проведены переговоры с представителями Франции, Венгрии, Филиппин, Египта.

По традиции на подобных выставках принято подписывать контракты, которые готовятся заранее. В Геленджике ТАНТК имени Г.М. Бериева, «Рособоронэкспорт», ОАО «Пермские моторы» и ОАО «Концерн «Вега» подписали соглашение о начале работ по организации системы послепродажного обслуживания самолетов ДРЛО А-50ЭИ ВВС Индии. Еще одно соглашение заключено между ТАНТК имени Г.М.Бериева, ГосНИИ гражданской авиации и ГосНИИ авиационных систем о работах по применению радиочастотных меток.

Раз в год все основные специалисты по гидроавиации в России собираются в Геленджике. Естественно, что параллельно с выставкой прошла Международная научная конференция по гидроавиации с участием почти 140 видных ученых, конструкторов, эксплуатантов, создателей различного оборудования и инфраструктуры. Среди них были и гости из США, Франции, Таиланда, Украины. Рабочий язык конференции – русский с синхронным переводом на английский. Труды изданы в виде сборника тезисов и сборника докладов.

Специальная научно-техническая конференция под названием «Студенты и аспиранты аэрокосмическому комплексу России» с участием ведущих ученых и специалистов отрасли прошла для учащейся молодежи. Студенты и аспиранты из Самарского и Сибирского государственных аэрокосмических университетов, Казанского и Уфимского государственных авиационных технических университетов, Московского авиационного института обсуждали вопросы проектирования самолетов, совершенствования авиационных конструкций и технологии производства. К «Гидроавиасалону-2008» был выпущен сборник из 50 лучших студенческих статей и докладов, посвященных вопросам авиастроения. Как подчеркнул на пресс-конференции президент Объединенной авиастроительной компании Алексей Федоров, «кадровая проблема в нашей отрасли на сегодняшний день является самой важной, и поэтому принято решение сделать аэрокосмические вузы страны постоянными участниками «Гидроавиасалона», чтобы студенты и аспиранты могли на практике применить свои знания».

ПЕРСПЕКТИВЫ

Хотелось того или нет, но «Гидроавиасалон-2008» прошел под знаком недавней «пятидневной войны». Тем более что Геленджик расположен на Кавказском побережье Черного моря и от него рукой подать до Грузии. Хотя амфибийный авиасалон не входит в число сугубо оружейных выставок, речь здесь заходила и о военном экспорте. «Мы сейчас имеем случаи, когда ряд стран критически оценивают позицию США и инициируют переговоры по закупке российского оружия», – заявил на пресс-конференции директор по особым поручениям, руководитель делегации ФГУП «Рособоронэкспорт» Михаил Завалий. По его словам, позиция США по поддержке режима в Тбилиси привела к тому, что ряд стран переориентировался на закупки оружия и военной техники в России.

Этому способствовала не только победа российских войск над армией, которую снаряжали вся Европа и Америка. Российское оружие, пусть и «не обремененное» электронным интеллектом, показало свою надежность и эффективность. Да и сама грузинская армия, оставившая на складах американские огнестрельные подарки, отправилась покорять Южную Осетию с автоматами Калашникова. Это же касается целого ряда других вооружений.

Еще большее влияние оказал политический фактор. «Позиция США и их покровительство той же самой Грузии в ее неприкрытой агрессии против Южной Осетии вызвали неоднозначную позицию во всем мире, – отметил Михаил Завалий. – Мы уже сейчас имеем факты, когда ранее какая-либо страна не входила в сферу сотрудничества (с Россией) по ВТС и склонялась к выбору американского или европейского вооружения, то сейчас эти страны активизировали свои шаги по переговорам с «Рособоронэкспортом» относительно закупки российского вооружения».

Михаил Завалий заявил: «Мы ожидаем, что по итогам года объем продажи нашего оружия за рубеж составит не менее 6,1 миллиарда долларов – такого же показателя, который был в прошлом году». В структуре экспорта по-прежнему преобладает авиационная техника, но, по мнению экспертов Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству, в ближайшее время на первое место выйдет военно-морская продукция.

Геленджикский авиасалон прошел первый этап своего существования и в дальнейшем претерпит существенные изменения. К следующему «Гидроавиасалону-2010» будет более четко определена тематическая направленность форума и состав экспозиций. Основной организацией, определяющей дальнейшее направление развития выставки, должны стать Объединенная авиастроительная корпорация с участием Минпрома, Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству и «Ростехнологий». Последний участник, в настоящее время отвечающий за Московский авиакосмический салон, можно быть уверенным, постарается вывести форум на новый, более высокий уровень.

Как заметил заместитель директора ФСВТС Владимир Палещук, «выставка в Геленджике не относится к базовым выставкам федерального значения. Она имеет очень специфический характер, узкая по специализации, и ее можно охарактеризовать как выставку-конференцию. В то же время она является хорошей площадкой для специалистов именно в области гидроавиации, интерес к которой в мире растет. В частности, в нынешней выставке принимают участие представители 10 зарубежных стран».


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Грузовики и автобусы на любой вкус

Грузовики и автобусы на любой вкус

Виталий Барсуков

Группа ГАЗ представила широкий спектр новинок и серийных моделей на международной выставке коммерческих автомобилей в Германии

0
221
Россия вряд ли ответит на трагедию с Ил-20

Россия вряд ли ответит на трагедию с Ил-20

Игорь Субботин

Израиль необходим Кремлю для сдерживания Ирана на территории Сирии

0
592
Военная операция в Идлибе начнется в ноябре

Военная операция в Идлибе начнется в ноябре

Владимир Мухин

Война Дамаска и Москвы с террористами в Сирии грозит перерасти в войну с Израилем и американской коалицией

0
2304
Михаил Ларионов как будто в первый раз

Михаил Ларионов как будто в первый раз

Дарья Курдюкова

В Новой Третьяковке хотят восстановить справедливость ретроспективой авангардиста-изобретателя

0
786

Другие новости

Загрузка...
24smi.org