0
1754
Газета Вооружения Интернет-версия

28.08.2009

МАКС-2009: большие надежды на фоне нерешенных проблем

Тэги: макс2009, авиасалон


макс-2009, авиасалон Такая улыбка делает любое оружие еще более привлекательным.
Фото Виктора Литовкина

Завершил свою работу 9-й Московский международный авиакосмический салон МАКС-2009. В нем приняли участие 711 фирм из 34 стран мира, в том числе и 436 российских. Они представили полторы тысячи различных экспонатов, среди которых было 740 образцов авиатехники.

Салон, как сообщают его организаторы, посетили свыше полумиллиона человек, а самые большие наплывы зрителей в подмосковный город Жуковский пришлись на минувшую субботу и воскресенье – по 180 тысяч. И, несмотря на предшествовавшую открытию катастрофу двух истребителей Су-27 и трагическую гибель легендарного летчика командира группы «Русские витязи» полковника Игоря Ткаченко, невзирая на пасмурную, холодную погоду, пронизывающий ветер и другие августовские погодные катаклизмы, отнюдь не способствовавшие проведению демонстрационных полетов, они все-таки состоялись.

НЕ ТОЛЬКО ПОЛЕТЫ

Подмосковное небо пронизывали, демонстрируя чудеса воздушной акробатики, отечественные новинки последних лет. Многофункциональный истребитель Су-35. Участник индийского тендера – МиГ-35. Летчики пилотажной группы «Соколы России» из Липецкого учебного центра на боевых Су-30, «Стрижи» – на МиГ-29. Французские асы из группы «Патруль де Франс» на учебно-тренировочных «Альфаджетах», итальянские мастера из группы «Фречче Триколори» на самолетах такого же класса МВ-339. Крутил фигуры высшего пилотажа и один французский «Рафаль». А в последний день работы салона в память о своем погибшем командире прошла над аэродромом ЛИИ имени Громова и четверка «Русских витязей».

Нельзя не сказать и о вполне приличной организации работы салона. Почти как на ведущих зарубежных авиакосмических выставках, таких, как в Ле Бурже, Фарнборо, Дубаи, Сантьяго, на Лангкави. В этом году в отличие от прошлых лет все павильоны были тщательно отремонтированы, раскрашены в цвета голубого неба с летящими в нем самолетами. Экспозиции оформили искусные дизайнеры. В каждом помещении работали кондиционеры. Для пресс-центра, который раньше размещался в металлическом ангаре, больше похожем на разрезанную пополам жестяную бочку, возвели отдельный павильон, в котором бесперебойно трудился «кондишн», создавая благоприятную атмосферу для написания заметок и проведения пресс-конференций.

Полеты авиации были специально передвинуты на вторую половину дня, чтобы истребители и вертолеты гулом своих двигателей не заглушали ответы на вопросы журналистов руководителей делегаций, аккредитованных на выставке. Правда, стены между отсеками, где проходили пресс-конференции, оказались слишком тонкими, и разговоры в одном из залов иногда мешали разговорам в другом. Но это, конечно, выглядело как небольшое недоразумение по сравнению с теми сложностями, которые приходилось испытывать пишущей братии на прошлых МАКСах.

Впрочем, не обошлось и без традиционных накладок. Дорога к МАКСу тоже была достаточно свободной. Милиция отсекала автомобили без пропусков задолго до подъезда к Жуковскому. Но на КПП ЛИИ имени Громова возникали небольшие пробки и нелепые конфликты с охраной из Внутренних войск МВД. Оказалось, что ноутбуки, которые были с собой у многих журналистов, проносить на территорию выставки можно только с оформлением специальных квитанций. Их выписывают не на КПП, а в кабинете, до которого надо идти, искать людей, уполномоченных давать разрешение на переносной компьютер. И аргумент, что на выставке у людей десятки компьютеров, в том числе и в пресс-центре, никого не волновал. Инструкция для охранников, видимо, писалась в то время, когда компьютер, как и кибернетика, считались как минимум шпионским инструментом. А когда за бомбу на входе на выставку принимают фотоаппарат, у которого села батарейка, и требуют оставить его на КПП, как и бейсбольные биты, вынутые из багажников автомобилей, перочинные ножи, изъятые из бардачков, и стеклянные бутылки с «Пепси», то вообще становится смешно и грустно.

Ничего не поделаешь – с охраной спорить бесполезно. Хотя то, что за все время работы салона там не зафиксировано серьезных преступлений и происшествий, безусловно, ее заслуга. Как и то, что задержано 120 пьяных. Куда уж в нашей стране без них?!

Еще одним достижением выставки, которое к организации салона и охране порядка на его площадках непосредственного отношения все же не имеет, считается объем заключенных здесь контрактов. Организаторы МАКСа называют цифру в 10 млрд. долларов, подчеркивая попутно, что в 2007 году этот показатель равнялся трем миллиардам, в 2005-м – пяти.

КОНТРАКТЫ ДЛЯ КОНТРАКТОВ

Вместе с тем о контрактах МАКС-2009 складывается двойственное впечатление. И можно ли назвать эти соглашения, которые подписывались на глазах у бесчисленного количества журналистов, перед объективами множества телекамер, действительными контрактами, – очень большой вопрос.

С одной стороны, как уже отмечалось в предыдущем номере «НВО» (№ 29), это только шоу – на многих международных авиасалонах проходят аналогичные мероприятия. Руководители известных фирм обмениваются дорогими папками с юридическими документами и авторучками, которыми только что визировались эти бумаги. Авторы этих строк не раз наблюдали подобные события в Ле Бурже, Дубаи, Фарнборо, в том числе и на поставки десятков «Лайнеров мечты» (Dream Liner) Boeing B-787 в Объединенные Арабские Эмираты, в Сингапур, в Малайзию, Саудовскую Аравию, столько же, если не больше, широкофюзеляжных аэробусов А-380 в те же страны. На следующий день газеты выходят с заголовками – заключены контракты на 10 млрд. долларов, на 20 млрд.! Ну, и где эти «Лайнеры мечты»? Где красавцы А-380? Уже лет пять прошло с тех пор, как было с помпой объявлено: есть контракты! Но вышеназванных воздушных судов все нет и нет на международных, сверхдальних трассах.


Авиалайнеры – на любой вкус.

Однако «мода на подписание» на международных выставках заразительна. Ведь именно об этом и говорят СМИ. И вот уже глава корпорации «Сухой» Михаил Погосян и заместитель министра обороны РФ по вооружению Владимир Поповкин в первый день работы Московского салона ставят свои подписи под соглашением на поставку 64 новейших истребителей Су-35, Су-27СМ и Су-30М2 на сумму в 60 млрд. рублей. А накануне закрытия МАКС-2009 – словно спохватившись, что боевые самолеты могут оказаться безоружными, – главком ВВС генерал-полковник Александр Зелин и генеральный директор корпорации «Тактическое ракетное вооружение» Борис Обносов подписывают контракт на сумму в 6 млрд. рублей, предусматривающий производство для Военно-воздушных сил 20 видов авиационных ракет и бомб. Причем все участники таких акций ни слова не говорят о том, что данные истребители, ракеты и бомбы Минобороны должны быть получены согласно Государственному оборонному заказу на 2007–2015 годы. И на самом деле произошло перекладывание денег из федерального бюджета, а фактически – налогоплательщиков, из одного кармана страны с гордым именем Россия в другой ее карман.

И остается вопрос: как мы с вами, налогоплательщики, сможем проследить, эффективно или не очень потрачены отданные нами государству средства? Не случится ли так, что премьер-министр опять станет упрекать руководителей авиационной промышленности и военных, что они нерационально расходуют выделенные им ассигнования, подписывают невыгодные соглашения, а страна за свои деньги не получает продукцию высокого качества и в необходимом ей количестве. Как сделал это Владимир Путин во время открытия МАКС-2009, на выездном заседании правительства, проведенном в Жуковском.

Тем не менее кроме тех контрактов, о которых мы упоминали, российские фирмы заключили на МАКСе несколько соглашений, которые действительно могут принести какие-то выгоды отечественной казне и ее оборонным предприятиям. Среди них и закупка индийской авиастроительной корпорацией Hindustan Aeronautics Limited (HAL) у «Рособоронэкспорта» 26 технологических комплектов турбореактивных двигателей РД-33 серии 3. Этот двигатель стоит на истребителях марки «МиГ», в частности, на машинах МиГ-29К/КУБ (они будут базироваться на модернизирующемся сейчас для Индии в Северодвинске авианосце «Викрамадитья»), на предложенном Дели для участия в тендере многофункциональном МиГ-35, а также на опытном штурмовике Ил-112.

Модификация этого двигателя отличается тем, что его ресурс увеличен почти вдвое – до 2 тыс. часов эксплуатации. А перспектива его сборки на предприятиях HAL вселяет надежду, что таких моторов индийцам потребуется еще не один десяток. И, значит, у нашего МиГа есть шанс, если не на победу в конкурсе с такими серьезными противниками, как F/A18E/F Super Hornet, F-16 Fating Falcon, Rafale, JAS-39 Grippen и Eurofighter EF-200 Typhoon, то хотя бы на получение части заказов из 126 самолетов, что собирается покупать Дели.

И это был не единственный успех МАКС-2009.

Продолжение


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


«Бархатный сезон»  отечественной гидроавиации

«Бархатный сезон» отечественной гидроавиации

Александр Манякин

Выставка в Геленджике прошла в новом формате

0
1727
Первый авиасалон в Анталье

Первый авиасалон в Анталье

Ирина Дронина

Россия заключила миллиардные контракты

0
1097

Другие новости

Загрузка...
24smi.org