0
1834
Газета Вооружения Интернет-версия

18.09.2009 00:00:00

"Черный орел" свое отлетал

Тэги: танк, черный орел


Министерство обороны РФ 12 сентября опровергло существование танка нового поколения «Черный орел», известного так же как «объект 640». Хотя за три дня до этого, 9 сентября главнокомандующий российскими Сухопутными войсками Владимир Болдырев заявил, что Омское конструкторское бюро транспортного машиностроения (ОКБТ) будет задействовано в разработке новой модели танка. ОКБТ занималось созданием именно «Черного орла».

Однако в минувшую субботу временно исполняющий обязанности главы военно-научного комитета бронетанкового вооружения и автомобильной техники Главного автобронетанкового управления Минобороны РФ полковник Владимир Войтов подчеркнул, что «не было такой работы», имея в виду танк «Черный орел». По его словам, он «видел лишь один экземпляр некой экспериментальной машины, однако, внутри башни там ничего нет».

Следует отметить, что представители Минобороны РФ периодически объявляют о разработке и скором принятии на вооружение новых образцов военной техники, как правило, уникальных и непревзойденных по боевым качествам. И, как правило, вскоре эти сообщения дезавуируются. Так и сейчас полковник Войтов опроверг слова генерала армии Болдырева. И, похоже, на этом завершилась карьера танка «Черный орел», существовавшая исключительно на страницах российских СМИ.

Впервые «Черный орел» (объект 640) показали на выставке вооружения в Омске в сентябре 1997 года. Танк, башня которого была укутана лохматой маскировочной сеткой, появился меньше чем на две минуты, на расстоянии 150 м от трибун и тут же исчез. Сотрудники конструкторского бюро при заводе «Омсктрансмаш» скупо сообщили, что машина создана на основе танка Т-80, но имеет башню принципиально новой конструкции.

Эта демонстрация вызвал ажиотажный интерес в специализированных СМИ, а руководству завода и КБ крепко влетело от ФСБ за несанкционированный показ. Что еще больше разогрело интерес, хотя конструкторы признались: они представили лишь макет башни, начинки к которой попросту не существует.

Завод «Омсктрансмаш» с начала 1990-х остался без работы. Минобороны новые танки не заказывало, заграничные тендеры выиграть не удавалось. Замаячила перспектива ликвидации предприятия, поскольку два танковых завода страна содержать не могла. Конкурент омичей – нижнетагильский «Уралвагонзавод» – с уже готовой глубокой модернизацией танка Т-72, получившей наименование Т-90, получил контракт с Индией на производство 320 машин. А заявка на проект «Черного орла» была создана в надежде на гособоронзаказ, но оказалась отвергнута командованием Сухопутных войск России.

С тех пор единственный экземпляр «Черного орла» регулярно показывают на омских выставках, никого не подпуская близко. КБТМ запатентовало в Евразийском патентном ведомстве несколько технических решений, и теперь танк открыт для любого запроса в патентное бюро. Эти данные послужили основой для ряда публикаций, распиаривших «Черный орел» как танк пятого поколения. Само КБТМ в пиаре собственного проекта практически не участвовало, поскольку на это элементарно нет денег. Нет денег ни на проектирование «Черного орла», ни на изготовление прототипа, ни на испытания.

Контрольный пакет обанкротившегося «Омсктрансмаша» должен получить его конкурент – «Уралвагонзавод». Для этого государство потратило из бюджета 709 млн. рублей. Из этих средств выплатили долги по зарплате и выкупили производственные помещения и оборудование танкового производства. Оставшуюся часть завода и блокпакет акций за 309 млн. руб. приобрел в феврале 2009 года «Челябинский тракторный завод – Уралтрак» (ЧТЗ). Предприятие планируется перепрофилировать для малосерийного производства вагонов и тракторов. Действующий макет «Черного орла» отправится либо на металлолом, либо, если повезет, в музей.

История объекта 640 закончилась, но осадок остался. Даже люди, не искушенные в военном деле, понимают, что танки Т-80 и Т-72, поступившие на вооружение еще в 70-е и в начале 80-х годов прошлого века, за 25–30 лет морально устарели. Считающийся новейшим, танк Т-90 принят на вооружение в 1990 году, а разрабатывался еще в 1980-е. Он уже начинает отставать от требований времени, а лет через 10-ть потребует замены на машину нового поколения. Но такая бронетехника в России пока даже не проектируется.

Специалисты понимают, что войны XXI века уже перемещаются в геоинформационное пространство. И танк из независимой машины превратился в элемент боевой системы, связанной единым управлением с командованием, разведкой, машинами поддержки, взаимодействующими пехотинцами и т.д. И начинать проектирование надо отнюдь не с танка.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Скоростной сплав

Скоростной сплав

Василий Столбунов

В России разрабатывается материал для производства сверхлегких гоночных колес

0
1137
К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
1781
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
1647
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
3077

Другие новости