0
1943
Газета Вооружения Интернет-версия

19.02.2010 00:00:00

Сегодня – региональная, завтра – стратегическая

Николай Тебин

Об авторе: Александр Шлындов - ведущий научный сотрудник Центра исследований Японии Института Дальнего Востока РАН; Николай Тебин - старший научный сотрудник Центра исследований Японии Института Дальнего Востока РАН.

Тэги: сша, про


сша, про В Вашингтоне и Токио надеются перехватывать с помощью ПРО ТВД и такие ракеты.
Фото из книги «Подводные силы России»

Решение президента США Барака Обамы не развертывать третий позиционный район американской противоракетной обороны в Польше и Чехии преподносилось Вашингтоном как жест доброй воли, направленный на создание благоприятной атмосферы на переговорах с Россией о заключении нового договора о сокращении стратегических наступательных вооружений. Однако возможны и другие причины этого шага Белого дома.

ИСТИННЫЕ ПРИЧИНЫ

Складывается впечатление, что первоосновой отказа от строительства объектов ПРО в Польше и Чехии стало не желание Вашингтона потрафить Москве, а новое детальное изучение структуры национальной системы противоракетной обороны (НС ПРО) США американским экспертным сообществом и в конечном счете выработки новых направлений ее развития с учетом современных перспективных технологических достижений. Судя по открытым материалам, многие американские специалисты склонялись к оценке, по которой действующая НС ПРО не обеспечивает гарантированной защиты от ракетного удара. Повышение эффективности системы возможно после изменения ее архитектуры и конфигурации, предусматривающей развертывание нескольких региональных систем ПРО ТВД на наиболее ракетоопасных направлениях с задачей перехвата ракет уже на начальном участке траектории полета.

Американские эксперты исходили из того, что наращивание боевых возможностей противоракетной обороны ТВД на основе новых научно-технических и технологических разработок до уровня, обеспечивающего надежный перехват МБР, создаст реальные предпосылки для последующего формирования глобальной стратегической ПРО с элементами наземного, морского и воздушно-космического базирования путем их объединения под единым боевым управлением. Региональные системы ПРО ТВД могут включать различные элементы в зависимости от складывающейся обстановки, даже замену ПРО наземного базирования на морские элементы. Последние наиболее мобильны и над ними в США работают с конца 1990-х годов.

Исследования велись одновременно по нескольким проектам систем ПРО морского базирования и их элементов. Одной из самых перспективных была признана противоракетная оборона морского района (ПРО МР), поскольку она в конечном итоге могла быть использована как составной элемент многоуровневой НС ПРО.

Первоначально целью ПРО МР ставился перехват боевых блоков баллистических ракет на конечном участке их траектории полета, но до вхождения в атмосферу. Фактически она предназначалась для прикрытия стационарных объектов, важных компонентов инфраструктуры страны. Система ПРО МР, по сути, должна была стать морским вариантом сухопутной объектовой ПВО–ПРО.

Впоследствии работы по программе ПРО МР по ряду причин были расширены до более комплексной программы создания региональной противоракетной обороны морского базирования, получившей название ПРО расширенного морского района (РМР). Программа ПРО РМР предусматривала создание двух рубежей морского базирования. На Тихом океане первый рубеж предполагалось развернуть в Японском море в непосредственной близости от Китая и Северной Кореи. Второй – на подступах к западной части Тихоокеанского побережья США на случай, если ракеты противника преодолеют первый рубеж. В начатых по указанным программам НИОКР ставилась задача разработать систему ПРО морского базирования, способную перехватывать баллистические ракеты на промежуточном участке их траектории до вхождения в атмосферу и таким образом прикрывать более обширную географическую зону.

ПРОТИВОРАКЕТНЫЙ АЛЬЯНС

Однако американская концепция ПРО ТВД и как ее разновидность ПРО РМР, мягко говоря, не находила активной поддержки у союзников Вашингтона по НАТО. Они понимали, что американцы заинтересованы в создании ПРО ТВД прежде всего для защиты собственной территории. Токио, главный военный союзник США на Дальнем Востоке, на ведшихся с середины 1990-х годов японо-американских переговорах по этому вопросу также проявлял сдержанность, находя формальные оправдания для отказа от участия в совместном с Соединенными Штатами проекте формирования ПРО ТВД.

Позиция Японии резко изменилась в 1998 году после испытательного запуска КНДР баллистической ракеты, головная часть которой пролетела над Страной восходящего солнца и упала в Тихий океан. В декабре 2003 года японское правительство приняло решение о разработке и развертывании совместной с США региональной системы ПРО (ПРО ТВД). По мнению политического и военного руководства Японии, реализация этого решения позволит парировать ракетную угрозу не только со стороны КНДР, но и Китая, в арсенале которого помимо МБР имеется большой арсенал ракет средней и промежуточной дальности, в зоне действия которых находятся все Японские острова.

Уже в бюджете на 2004 год военное ведомство Японии запросило на расходы по созданию системы противоракетной обороны страны 142,3 млрд. иен. Японская концепция ПРО предусматривает две составляющие – морскую и наземную, соответственно – два рубежа. С самого начала выработки данной концепции в Токио исходили из широкого сотрудничества с США и, главное, предусматривали закупку американской техники, тесное взаимодействие в ее использовании и боевой подготовке.

Японская структура ПРО имеет две составляющие, морскую и сухопутную, в чем-то копируя американскую концепцию ПРО расширенного морского района. Морская компонента ПРО Японии в настоящее время включает четыре эсминца типа «Конго». Они оснащены командно-управленческими комплексами «Иджис», включающими процессоры и радары AN/SPY-1 и ЗРК SM-3 (Standart, SM-3 block 1), принятыми на вооружение в США в 2004 году.

Максимальная эффективная дальность поражения противоракетами SM-3 block 1 – свыше 500 км, максимальная высота перехвата – более 250 км, скорость – до 4500 м/с. Общая масса трехступенчатой ракеты – около 1500 кг, ступени перехвата – 15–18 кг.

Корабли с комплексами SM-3 block 1 согласно большинству сценариев развертываются в относительной близости от районов старта ракет противников в секторах траекторий полета. ЗРК SM-3 block 1 способны осуществлять перехват баллистических ракет на срединном (высотном) участке их траектории полета. Считается, что при наличии соответствующего информационного обеспечения они могут быть эффективны и для перехвата баллистических ракет уже на старте. Судя по сообщениям печати, эсминцы типа «Конго» уже начали патрулирование на позициях в Японском море.

Наземная компонента ПРО Японии включает подразделения, оснащенные последней модификацией хорошо зарекомендовавшего себя в боевом применении комплекса «Пэтриот» (Patriot Advanced Capability, PAC). Это комплекс ПВО–ПРО ближнего перехвата типа PAC-3. Противоракеты РАС-3 предназначены главным образом для поражения оперативно-тактических ракет (ОТР). Однако они способны уничтожать маневрирующие и самонаводящиеся боевые блоки стратегических ракетных систем. Цель наземной компоненты – защита конкретных объектов, например, столицы страны от МБР противника, преодолевших морскую составляющую ПРО.

ЕСТЬ ПОВОД БЕСПОКОИТЬСЯ РОССИИ

Практически обе составляющие в настоящее время сформированы и в определенной мере задействованы. Идет их наращивание и развитие. Это право суверенного государства. Тем более что ПРО – оборонительная структура. Но также право и, в не меньшей мере – необходимость соседей Японии, да и не только соседей, учитывать японскую ПРО как существенную составляющую в балансе стратегических сил в мире. Особенно морской составляющей.

По мнению российских специалистов, эсминцы с комплексами «Иджис» и ЗРК SM-3 block 1, находясь на заданном расстоянии от позиционных районов ракетных подводных лодок ВМФ РФ, могут перехватывать их ракеты на активном участке траектории, в том числе и сразу после старта.

Необходимо иметь в виду, что в рамках подписанного между США и Японией в декабре 2004 года Соглашения о сотрудничестве в создании региональной ПРО обе стороны брали на себе также обязательство по объединению усилий в разработке новых более эффективных средств противоракетной обороны, в частности перспективной ракеты-перехватчика SM-3 block 2. При этом на японцев была возложена задача по созданию системы защиты инфракрасного сенсора от нагревания во время полета на гиперзвуковых скоростях. Американцы брали на себя разработку боеголовки, превосходящей предыдущую модификацию в скорости и в поражающей способности.

Как полагают специалисты, дальность поражения SM-3 block 2 может быть доведена до 1500 км, что практически превратит указанную систему в стратегическую. Создание новой основной компоненты системы ПРО ТВД в виде противоракеты SM-3 block 2, осуществляющееся на основе совместных усилий американских и японских специалистов, планируется завершить до 2018 года.

Ведутся работы и по модернизации системы боевого управления «Иджис», чтобы существенно увеличить ее возможности по обнаружению и сопровождению ракет, а также по селекции ложных и реальных боеголовок. Для этого предполагается оснастить систему дополнительной высокопроизводительной компьютерной подсистемой.

Можно констатировать, что США и Япония совместно уже сформировали ПРО ТВД в западной части Тихого океана. По ее образцу в перспективе будут создаваться региональные ПРО ТВД, в которых основной компонентой будут морские силы ПРО. Это будет осуществляться постепенным наращиванием сил, возможно, даже без демонстрации их предназначения (с какой целью, например, кроме Японии Вашингтон поставляет системы «Иджис» для испанских ВМС?).

Развертывая группировки сил и средств ПРО на ракетоносных направлениях по образцу и подобию создаваемой ПРО ТВД в СВА, США и их союзники могут по мере отработки соответствующих технологий дополнять их космическим эшелоном, поэтапно наращивать их боевые возможности. В конечном итоге это позволит США создать глобальную систему ПРО, способную осуществлять перехват всех типов баллистических ракет с момента запуска и тем самым нарушить баланс стратегических сил ядерного сдерживания.

Эффективность такой системы ПРО будет повышаться по мере сокращения количества ракет-носителей и боевых блоков потенциальных противников Америки. И Вашингтон рассчитывает на это, о чем свидетельствует выход США в 2002 году из Договора по ПРО. Оперируя формулой эффективность-стоимость, имея в виду в первую очередь уровень предотвращенного ущерба, обеспечиваемый применением систем ПРО, американские эксперты пришли к выводу о приоритетном значении систем защиты от средств ракетно-космического нападения вероятных противников. Что во многом предопределило согласие США на многократное сокращение боеголовок и ракет-носителей в новом договоре по СНВ, параметры которого обсуждаются в настоящее время на российско-американских переговорах в Женеве.

В этих условиях задача российской делегации – тесно увязать стратегические наступательные и оборонительные средства. При этом добиться в сфере ПРО режима транспарентности аналогичного тому, который США предлагают создать для наступательных средств. Важно обусловить сокращение СНВ надежными гарантиями со стороны США не превышать определенные в протоколе, подписанном в 1997 году министром иностранных дел РФ Примаковым и госсекретарем США Олбрайт технические параметры разграничения стратегической и нестратегической ПРО при развертывании региональных систем ПРО.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Лукашенко научит Россию регулированию цен

Лукашенко научит Россию регулированию цен

Михаил Сергеев

Евразийский банк развития обещает Белоруссии новое инфляционное давление

0
1104
Пенсионеры спасут белорусскую промышленность

Пенсионеры спасут белорусскую промышленность

Дмитрий Тараторин

Лукашенко осознал дефицит рабочих рук и велел принять действенные меры

0
1562
Вклады россиян в банках не живут даже несколько лет

Вклады россиян в банках не живут даже несколько лет

Анастасия Башкатова

Центробанк и Минфин заочно поспорили – из чего формировать источники длинных денег для экономики

0
1923
Иностранцев будут активнее учить российским традициям

Иностранцев будут активнее учить российским традициям

Екатерина Трифонова

Работа по интеграции и адаптации мигрантов пока остается на региональном уровне

0
1328

Другие новости