УАЗы ломались, но шли.
Фото автора
В июне состоялся беспрецедентный автопробег Москва–Байконур–Москва под девизом «ГЛОНАСС! Выше только звезды!». За 12 дней 4 внедорожника «УАЗ», пилотируемых членами клуба «Патриот 4х4» с журналистами на борту прошли 5931 км за 97 часов 15 минут ходового времени. Ориентировались в пути с помощью спутниковых навигаторов. Но это давно не новинка.
Главной целью экстремального путешествия стала экспериментальная проверка надежности отечественной космической навигационной системы ГЛОНАСС в процессе спутникового контроля за транспортом и грузами, точность определения координат движущихся объектов и непрерывность связи с ними. Каждые 30 секунд с головного автомобиля подавался через спутник сигнал, который принимался в Москве. Он тут же отражался на интерактивной электронной карте, которую мог наблюдать любой пользователь Интернета.
Предоставила аппаратуру для эксперимента и организовала пробег фирма «М2М телематика» – российский лидер в сфере применения навигационной техники на транспорте. Поддержку оказывало Федеральное космическое агентство. Партнерами выступили федеральное государственное предприятие «Космическая связь» и региональный диспетчерский центр ГК «М2М телематика» в Уральском и Дальневосточном федеральных округах – ООО «Объединенные координаты Урал». Помимо команды из Москвы позже на Байконур отправились группы из Уфы и Самары, путь которых точно так же отслеживался в режиме реального времени.
Как отметила участница пробега директор по маркетингу ГК «М2М телематика» Светлана Хадонова, «за время автопробега спутниковая группировка ГЛОНАСС и навигационное оборудование продемонстрировали высокую работоспособность в непростых условиях казахских степей и пустынь. За передвижением экспедиции на сайте «М2М телематика» наблюдало более семи тысяч человек».
Могу подтвердить, что аппаратура работала бесперебойно от первой до последней минуты путешествия. Стоило с маршрута свернуть к водоему или остановиться у придорожного кафе, как тут же раздавались тревожные звонки: «У вас всё в порядке?» Особенно хочется отметить случай, когда ночью водитель отогнал автомобиль на несколько метров. Тут же звонок из Москвы: не пытаются ли угнать?
Пробег доказал, что можно надежно отслеживать передвижение опасных и ценных грузов – ракетного топлива, химикатов, взрывчатки, денежных мешков. При этом сохраняется информация о пройденном маршруте с фиксацией точного времени. Можно в любой момент видеть, где находится техника – на «объекте» или отправилась «налево». Нет никаких проблем, чтобы уже сейчас в армии иметь информационную спутниковую систему тактического звена, когда на мониторе полевого компьютера будет отражаться местоположение каждой единицы техники или каждого солдата с точностью 2–5 метров. При этом расстояние до поля боя не имеет значения.
С помощью ГЛОНАСС, помимо координат, можно отслеживать скорость движения транспортного средства, пройденное расстояние и расход горючего. В общем, осуществлять серьезный контроль, ликвидировать воровство и приписки, что нашей армии не повредило бы.