0
2973
Газета Вооружения Интернет-версия

30.07.2010 00:00:00

Век новых технологий уже наступил

Тэги: вооружения, технологии


вооружения, технологии Переговорный процесс в заводском интерьере выставки «Металлообработка-2010».
Фото автора

На совещании силовых ведомств 27 мая в Кремле президент РФ Дмитрий Медведев заявил: «К 2015 году доля нового вооружения в частях и соединениях должна достичь как минимум 30%». Он подчеркнул, что сегодня необходимо вкладывать деньги в модернизацию Вооруженных сил, активно поставлять в войска новое вооружение, менять парк устаревшей техники. К концу 2010 года должна быть подготовлена и утверждена Государственная программа вооружений на 2011–2020 годы.

Но, для того чтобы модернизировать Вооруженные силы, надо сперва модернизировать оборонную промышленность. Как справедливо отметил глава правительства Владимир Путин во время телевизионного общения с гражданами России 3 декабря прошлого года, «на старом оборудовании образца пятидесятых годов мы не сможем производить современную боевую технику, для того чтобы безусловно обеспечить нашу обороноспособность».

«НВО» продолжает тему модернизации ОПК, начатую в статьях «Покупается не станок, а технологическое решение (№ 42, 2009) и «Законодательные шлагбаумы на пути модернизации» (№ 45, 2009).

НА ПУТИ К МОДЕРНИЗАЦИИ

С 24 по 28 мая в московском «Экспоцентре» на Красной Пресне прошла 11-я Международная специализированная выставка «Металлообработка-2010». Это первая крупная выставка технологий на выходе из финансово-экономического кризиса. Именно здесь были обозначены тенденции развития российской промышленности, ОПК в частности, на ближайшие годы.

Полное название выставки – «Оборудование, приборы и инструменты для металлообрабатывающей промышленности». Неспециалист решит, что это какие-нибудь молотки и токарные станки. Специалист же знает, что это главный инновационный и технологический форум страны, где представлены все новинки мирового станкостроения.

В своем ежегодном Послании президент России Дмитрий Медведев прямо заявил, что модернизация оборонно-промышленного комплекса – это вопрос выживания России. Значит, переоснастить станочный парк и внедрить современные технологии производства необходимо немедленно. Для этого придется приобрести то и другое за рубежом. Но необходимо понять, что главное в этом вопросе вовсе не деньги, хотя без них не обойтись. Гораздо важнее определить приоритеты в модернизации оборонно-промышленного комплекса, чтобы за счет новых технологий повысить эффективность производства, снизить трудозатраты и накладные расходы. Для этого необходимы компетентные специалисты.

Эта проблема может решаться с помощью инжиниринговых фирм. А специализированная выставка оборудования – именно то место, где должна происходить первая встреча представителя предприятия ОПК и специалистов инжиниринговых компаний, которые могут это предприятие вывести на уровень XXI века.

Человек, знакомый с механическими цехами советских предприятий, испытывает потрясение, когда попадает на выставку современного заводского оборудования. Действующего, заметим, оборудования. Ни гула работающих станков, ни жирного блеска машинного масла на всем вокруг, ни согбенных спин станочников. И сами станки больше похожи на какие-то инкубаторы или суперкомпьютеры с дисплеями и индикаторами. Впрочем, это давно не станки, а обрабатывающие центры, где за прочным стеклом металлическая заготовка фрезеруется, сверлится, обзаводится резьбой. И все это без участия человека. Каждый такой центр может заменить дюжину привычных фрезерных, токарных и прочих станков вместе с работниками. И исключает из процесса квалифицированных и дефицитных разметчиков, ремонтников и инструментальщиков.

Восприятие выставки как информационно-рекламного мероприятия давно устарело. Современная специализированная выставка – это мощный бизнес-центр, где сконцентрированы инновационные предложения и технологические решения. Это одновременно шоу-рум, демонстрирующий действующее оборудование, и деловой офис, и каталог новинок. Сюда приходят работать, а не глазеть. Но если деятельность экспонентов всем понятна, то в чем заключается работа посетителя, зачастую большинство самих посетителей не знает. А многие производственники просто не понимают, зачем им нужно посещать выставки технологий и оборудования. Они по старой привычке считают выставку чем-то вроде ярмарки, потому что сами именно так выходят с собственной продукцией на отраслевые выставки – поторговать с прилавка.

Ехать на выставку в Москву, например, из Сибири, да еще целой делегацией – дело накладное. Поэтому существует практика региональных выставок в крупных промышленных центрах. Например, выставка оборудования прошла нынешней весной в Перми. И ярко продемонстрировала свою низкую эффективность. Директора, главные инженеры и технологи почти не посещали этот форум. Причина – вовсе не финансовый кризис, а кризис мышления отечественного менеджмента. Особенно в провинции.

В мировом машиностроении четко обозначилась тенденция – формирование гибких производств, где приобретение оборудования производится для решения целой группы задач, а не для производства одной конкретной детали. Во многом это обусловлено быстрой сменой моделей выпускаемой продукции. Действительно, модельный ряд бытовой техники или автомобилей меняется ежегодно, а то и ежеквартально. Жесткая конкуренция производителей заставляет совершенствовать продукцию, придавать ей более высокие потребительские свойства.

Производство вооружения более консервативно. Если легковой автомобиль служит в развитых странах 5–10 лет, то военная автобронетехника – 20–30 лет. И если нет заказов от силовых структур, производственные линии могут простаивать годами. Гибкое современное производство позволяет перенастраивать оборудование с гражданской продукции на оборонную и обратно, снижая ее себестоимость. А это, в свою очередь, позволяет не модернизировать старое вооружение, а каждые 7–10 лет менять его на более современное за ту же цену.

Но для России такие подходы – дело будущего. Пока дирекции предприятий больше настроены искать локальные решения на узкий отрезок производственных задач. Проще говоря, один станок для изготовления одной детали. А то, что подобранное решение может не вписаться в имеющуюся технологическую цепочку, – этот вопрос рассматривается редко.

ПОНИМАТЬ ВЫГОДУ КЛИЕНТА

Чтобы понять, как должен работать на выставке менеджмент предприятия, заинтересованный в модернизации производства, я попросил директора по развитию бизнеса группы компаний «Финвал» Александр Бусина представить, что он директор завода.

– Я бы ехал на выставку с планами перевооружения и развития производства, имея разработанную стратегию развития предприятия на два-три года, – ответил Александр. – Этот план подготовили бы заводские технологи. Один я, конечно, не поеду, а обязательно с главным технологом и другими главными специалистами. На выставке, естественно, надо посмотреть, какие есть современные достижения в металлообработке. Обязательно взглянуть в лицо тому, кто предоставляет инжиниринговые и прочие услуги. Найти людей, которые понимают мои проблемы. Постараться эти проблемы правильно обозначить, чтобы потом найти правильное решение. Важно, чтобы представитель инжиниринговой фирмы понимал бизнес своего клиента.

Сначала вам надлежит понять: или я покупаю оборудование, «железо», или покупаю комплексное техническое решение. Главное, что я знаю, какие проблемы я хочу решить с помощью модернизации производства. Теперь моя задача – донести эти проблемы до инжиниринговой компании. Способна она понять проблему, выявить скрытые и явные потребности предприятия, сформулировать выгоду для клиента и реализовать их через модернизацию производства – мы начинаем дальнейшее обсуждение по стоимости, срокам и так далее. Смысл работы инжиниринговой компании – обеспечить выгоду клиенту, – поясняет Александр Бусин. – Я, представитель группы компаний «Финвал», именно это и должен предлагать.

Выгода – это не сэкономленные на покупке станка деньги. По большому счету, выгода – это конкурентное преимущество на рынке. Благодаря инжиниринговой фирме предприятие получит конкурентное преимущество по цене, качеству, срокам изготовления продукции, массовости. И главный критерий конкурентности инжиниринговых фирм – сделать выгоду для клиента больше, чем может предложить конкурент. А для этого в первую очередь необходимо глубоко понимать бизнес клиента.

Работа по продвижению современных технологий в производство идет не только на выставках. У группы компаний «Финвал», действующей на отечественном рынке без малого 20 лет, наработан немалый опыт. Ее пример, как говорится, другим наука.

Для лучшего понимания региональных особенностей промышленного куста в структуре компании имеются региональные менеджеры. А для выявления наилучшего оборудования для решения проблемы – инженеры по оборудованию. На эту должность конкурс как в престижный вуз – 10–20 человек на место. Только «абитуриенты» уже имеют высшее техническое образование и несколько лет стажа на производстве. Конкурс занимает целый рабочий день – 7–8 часов. Кандидаты проходят серьезное собеседование, сдают специальные тесты и выполняют задания. В результате отбираются самые компетентные и динамичные.

Когда специалист приезжает на завод, чтобы помочь модернизации, он, разумеется, знает это производство хуже, чем его работники. Но за ним база знаний и опыт, который он умеет применять. Так что хороший инженер может предложить клиенту выгоду гораздо большую, чем тот ее себе представлял исходя из своего опыта.

Поэтому разница между инжиниринговой компанией и фирмой, торгующей станками – как между гипермаркетом и лавочкой. Гипермаркет может предложить тысячи вариантов технологических решений, а лавочка – только нехитрый набор товаров.

– Нам было очень приятно видеть на выставке «Металлообработка-2010» специалистов предприятий ОПК с конкретными вопросами, чертежами, с проблемами, которые возникают на производстве, – говорит Александр Бусин. – Совместно с нашими специалистами сейчас решаются технологические задачи, подбирается оборудование, согласовываются технико-коммерческие решения. К сожалению, помимо технических жизнь заставляет заниматься и финансовыми проблемами государства. Речь о задержках в финансировании, когда бюджетные деньги поступают на предприятие только в конце года, и оборудование тоже должно быть на заводе до конца года. Для того чтобы финансирование и оборудование «встретились», мы на свой страх и риск закупаем оборудование на склад. То есть в условиях сложного финансирования берем риски на себя.

Очень жаль, что не все руководители предприятий воспользовались возможностью оценить передовые решения для модернизации российского машиностроительного комплекса, предлагаемых выставкой «Металлообработка-2010». Но радует то, что число посетителей растет и руководители предприятий понимают, что новые технологии дают конкурентные преимущества.

При обновлении производственных фондов ОПК иногда приходится сталкиваться с завуалированным эмбарго. Всем директорам оборонных предприятий известно об отказе японских изготовителей поставлять высокоточное высокопроизводительное оборудование предприятиям российского оборонно-промышленного комплекса. Но инжиниринговые компании помогут подобрать станки других фирм. Так, компания «Финвал» поставляет аналогичное оборудование производителей из Южной Кореи, в частности фирмы Hwacheon. На выставке «Металлообработка-2010» было широко представлено оборудование этой компании. Вот что рассказал об этом новом имени на российском рынке ведущий инженер по оборудованию Сергей Казначеев:

– Компания Hwacheon – станкостроительный концерн с более чем 55-летним опытом производства станков токарной и фрезерной групп. В производственной программе компании представлены токарно-фрезерные и пятиосевые обрабатывающие центры, уникальные станки и гексоподы.

В производственном цикле компании имеются все необходимые подразделения, начиная от разработки конструкций и изготовления опытных образцов, шпиндельных узлов и производства станин – компания имеет собственное производство по литью станин, которые, кстати, поставляются только в Японию, – заканчивая оснащением различным вспомогательным инструментом (патроны, приводные блоки) и автоматизацией технологического процесса под конкретные задачи заказчика. Надежность станков не вызывает сомнений и ставит их в один ряд с ведущими японскими станкостроителями.

Высокое качество и точность станков подтверждается следующим примером. Для электронной промышленности компанией Hwacheon разработан токарный станок с линейными сервоприводами. То есть линейное движение каретки осуществляется не как обычно, преобразованием вращательного движения в поступательное, а двигатель перемещает сам себя: точность подачи – доли микрона.

В заключение Сергей Казначеев отметил, что привлекательность станков объясняется высокой степенью надежности, точностью и качеством комплектующих и сборки и, что немаловажно, отсутствием ограничений на поставку предприятиям ОПК.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
870
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
805
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
1458
"Яблоко" возвращается к массовому выдвижению кандидатов на выборах

"Яблоко" возвращается к массовому выдвижению кандидатов на выборах

Дарья Гармоненко

Партия готова отступить от принципа жесткого отбора преданных ей депутатов

0
685

Другие новости