0
7176
Газета Вооружения Интернет-версия

05.09.2014 00:01:00

Приключения "Молнии"

Тэги: авиация, самолет, истребитель, сша, пентагон


авиация, самолет, истребитель, сша, пентагон Истребитель 5-го поколения F-35. Фото с сайта www.af.mil

Разговоры о необходимости начала работ по истребителю следующего, уже 6-го, поколения шли в среде американских военных уже давно, однако в последнее время они существенно активизировались. Одна из главных причин этого кроется не в том, что, как может показаться на первый взгляд, Пентагон озабочен угрозами новой холодной войны с Россией или же ростом военного могущества Китая (хотя и это имеет место быть), а в том, что амбициозная и некогда многообещающая программа создания «универсального», предназначенного для всех видов ВС США семейства истребителей 5-го поколения, получивших название F-35 JSF, стала все чаще не поводом для победных реляций, а предметом для разбирательств то одной, то другой комиссии.

И действительно, то американские законодатели и военные возмущаются стремительно растущей стоимостью всей программы и закупочной цены одного истребителя, то ежегодный доклад начальника Управления по эксплуатационным испытаниям и оценкам МО США практически подвергает на 20 страницах программу F-35 полному разгрому едва ли не по всем параметрам: перерасход бюджета программы, весьма ощутимые срывы запланированных сроков ее реализации, достаточно серьезные доработки различных системы самолета и т.п. Итог – лишь треть уже построенных и находящихся на испытаниях и в опытной эксплуатации F-35 полностью, без ограничений готовы к полетам. Даже более сложный и не менее проблемный ранее F-22 и то демонстрирует лучшие показатели: в каждый конкретный момент в небо готовы подняться не менее 69% его строевого парка. Одна из причин – «автоматизированная система снабжения компании «Локхид Мартин» не работает».

А тут еще и возникающие с пугающей регулярностью аварии, а теперь еще и громко сорванный готовившийся с такой помпезностью международный дебют «Молнии» в британском Фарнборо.

АВАРИЯ

Напомним, что в работе выставки предполагалось участие трех истребителей F-35B, включая один британский, которые должны были стать в буквальном смысле гвоздем демонстрационной программы авиасалона в Фарнборо в этом году. Причем мероприятие это планировалось обставить максимально помпезно. Фактически это был бы первый случай, когда новейший американский боевой самолет, поднявшийся впервые в небо в декабре 2006 года, преодолел бы океан и разместился на территории другого государства. Подчеркнуть важность момента должно было участие в авиашоу ветерана Фолклендской войны – самолета вертикального взлета и посадки «Си Харриер». До появления на Фарнборо один из F-35B должен был выполнить короткую демонстрационную программу на авиашоу RIAT: взлет с коротким разбегом, полет и посадка по-вертикали.

Ситуация резко изменилась 23 июня, когда во время выполнения взлета с ВПП авиабазы ВВС США Эглин потерпел аварию истребитель F-35A (AF-27). Летчик готовился к совершению очередного тренировочного полета, когда в районе двигательного отсека возник пожар. Группа быстрого реагирования оперативно потушила пожар, в то время как летчик, по словам кэптена Пола Хааса, заместителя командира 33-го истребительного авиакрыла (готовит пилотов и техников для эксплуатации F-35 в интересах ВВС, ВМС и КМП США), «выполнил необходимые процедуры, что позволило ему безопасно прервать задание, заглушить двигатель и покинуть самолет», не получив травм или ранений.

На следующий день по решению командира 33-го авиакрыла и руководства Управления объединенных программ МО США была временно приостановлена подготовка летчиков на всех модификациях F-35 на авиабазе Эглин, а 3 июля совместной директивой командования ВВС, ВМС и КМП США, а также руководства программой со стороны исполнителя и заказчика были прекращены полеты всех самолетов данного типа – до выяснения причин произошедшей аварии. «Принято решение провести дополнительное обследование двигателей F-35, а возобновление полетов может иметь место только в зависимости от результатов обследования и анализа данных», – указывалось в сообщении МО США.

Примечательно, что незадолго до этой аварии, 13 июня, полеты F-35 уже временно прекращались в связи с тем, что на принадлежащем авиации КМП США истребителе F-35B во время полета в небе Аризоны возникли неполадки с силовой установкой – была выявлена утечка топлива. Правда, в тот раз обошлось без возгорания.

До последнего момента устроители выставки в Фарнборо, руководство компании-разработчика, командование Военно-воздушных сил США и Великобритании, а также многочисленные эксперты и любители авиации, запланировавшие посещение авиашоу, надеялись на чудо – что F-35 все же появится в демонстрационной программе или хотя бы на статической стоянке. Даже накануне открытия авиасалона, 13 июля, организаторы все еще обнадеживали журналистов и экспертов, подчеркивая, что хотя F-35 и не будет представлен в первый день работы выставки, но не исключено, что это произойдет позже. Надежда подпитывалась тем, что 15 июля эксплуатация F-35 была вновь разрешена, пусть и с определенными ограничениями (максимальная скорость полета – не более 0,9М; угол атаки – не более 18 град.; перегрузка – от -1g до +3g; после каждых трех часов налета – проводить с использованием бороскопа обследование «проблемной части» двигателя). При этом на авиабазе ВМС США Патуксент Ривер по-прежнему находились четыре F-35B (три из авиации КМП США и один британский самолет), подготовленные ранее к перелету через Атлантику.

Впрочем, во избежание совершенно не нужных никому эксцессов все же было решено самолет на выставку не отправлять. Заменой ему стал, как уже говорилось, макет. Так что международный дебют у «Молнии» второго поколения еще впереди.

БРИФИНГ

Причины аварии, произошедшей 23 июня с.г., были обнародованы как раз во время работы аэрокосмического салона в Фарнборо.

В первой пресс-конференции, проводившейся еще накануне выставки – 13 июля, приняли участие представители компании «Локхид Мартин» и заказчика, включая заместителя министра обороны США по закупкам, технологиям и логистике Фрэнка Кендалла. Последний отметил, что согласно предварительным данным расследования происшедшего, наиболее вероятно, что в результате чрезмерного трения лопаток трехступенчатого компрессора низкого давления двигателя о его корпус одна из лопаток разрушилась, что и привело к возгоранию.

При этом на остальных обследованных двигателях самолетов F-35 данный дефект выявлен не был, так что американцы на данный момент не могут с уверенностью сказать – либо 23 июня проявился лишь единичный дефект, либо же это одна из «болевых точек» F135. «На всех 98 других обследованных двигателях данная проблема выявлена не была», – отметил позже руководитель программы F-35 со стороны заказчика генерал-лейтенант Кристофер Богдан.

«Данные, которые у нас есть на данный момент, говорят о том, что так называемой системной проблемы нет, – заявил журналистам Фрэнк Кендалл. – Мы понимаем, что на самом деле произошло, и вопрос заключается в том, почему это произошло». Причем он подчеркнул, что такое трение лопаток было ожидаемым и не вызывало какого-то беспокойства, но возникшая в данном случае нагрузка оказалась выше прогнозируемой. Какие-то более подробные пояснения присутствовавший на брифинге представитель компании «Пратт энд Уитни» Мэтью Бейтс давать не стал, сославшись на еще продолжающееся расследование причин аварии.

Уже после открытия выставки состоялся еще один пресс-брифинг, на котором генерал-лейтенант Кристофер Богдан подтвердил, что установленной причиной возгорания в двигателе самолета F-35A стало разрушение лопатки трехступенчатого компрессора низкого давления (КНД). По словам генерала Богдана, члены комиссии, расследовавшей обстоятельства аварии 23 июня, уже через две недели изучения обстоятельств смогли установить наиболее вероятное место, где возникла нештатная ситуация. Остальное было, как говорится, делом техники.

Примечательно, что серьезная проблема в трехступенчатом КНД уже возникала: в декабре 2013 года во время стендовых испытаний произошло разрушение первой ступени КНД, отработавшей на тот момент 2200 часов, что, по данным компании-разработчика, эквивалентно 9 годам эксплуатации. В результате было принято решение доработать конструкцию двигателя, что, в частности, предусматривало отказ от применения пустотелых лопаток в первой ступени КНД, поскольку разрушение произошло именно в области такой пустотелой лопатки (лопатки на 2-й и 3-й ступенях выполнены цельными). В итоге, правда, масса двигателя, как утверждается, выросла на 6 фунтов (около 2,72 кг).

ОТ АВСТРАЛИИ ДО ЯПОНИИ

К концу июля максимальная разрешенная скорость полета для тех двадцати F-35, которые привлечены к программе испытаний, была повышена до 1,6М, а допустимая перегрузка – до 3,2g, но для 79 остальных машин, задействованных в том числе в процессе подготовки летного и технического составов, ограничения оставлены прежними.

Компания-разработчик также успешно провела испытания F-35B боковым ветром и посадкой на мокрую ВПП. В общей сложности на данном этапе испытаний, проходившем на авиабазе Патуксент-Ривер и продолжавшемся 41 день, самолет BF-4 совершил 37 полетов. По результатам испытаний разработчик объявил, что самолетам разрешено выполнение обычных и укороченных взлетов и посадок при боковом ветре до 20 узлов (около 37 км/ч или 10,3 м/с).

Важными событиями в программе F-35 этим летом стали выкатка 24 июля на предприятии в Форт-Уорте, штат Техас, первых двух самолетов, AU-1 и AU-2, предназначенных для Королевских ВВС Австралии. Последние, напомним, в рамках программы Project Air 6000 намерены приобрести 72 самолета F-35A на общую сумму 12,4 млрд австралийских долларов (около 11,6 млрд долл.), кроме того, на сегодня в производственной программе заняты 30 австралийских компаний, получивших заказы на 412 млн долл.

Официальная передача обеих машин заказчику запланирована на конец с.г., после чего они будут передислоцированы на авиабазу ВВС США Льюк, где в основном и осуществляется подготовка летчиков ВВС зарубежных стран – участников программы F-35. В следующем году планируется начать подготовку первых австралийских летчиков, а в 2018 году первые F-35 должны совершить перелет в Австралию – первой боевой готовности с истребителями 5-го поколения должна достичь 3-я авиаэскадрилья австралийских ВВС. Поставка и ввод в строй всех 72 машин должна быть завершена к 2023 году. В дальнейшем возможно создание еще одной, четвертой, эскадрильи F-35, в результате чего общий заказ может быть доведен до 100 машин.

Несколько ранее, 8 июля завод по сборке F-35 в Форт-Уорте посетил министр обороны Японии Ицунори Онодера. Япония – еще один важный участник программы создания истребителя 5-го поколения, которая не только разместила заказ на 42 самолета F-35A, но и намерена принять активное участие в производственной части программы. Пока Япония подписала контракт на поставку шести самолетов, а в этом году из бюджета уже выделено 627 млн долл. на оплату первых четырех машин. Следует также отметить, что во время посещения завода в Форт-Уорте японский министр обороны подчеркнул: при снижении закупочной цены на F-35 его страна может рассмотреть возможность увеличения количества закупаемых истребителей. Высокое значение участия в программе F-35 для военного строительства Японии и ее национальной безопасности было подчеркнуто и в вышедшей в начале августа очередной «Белой книге по обороне», подготовленной японским Министерством обороны.

А вот собственный заказчик – МО США – 8 июля объявил о временной приостановке переговоров с «Локхид Мартин» по размещению заказа на очередную, восьмую по счету малосерийную партию самолетов и двигателей для них. Изначально подписать данный контракт планировалось еще в декабре 2013 года, но затем несколько раз это событие откладывалось по разным причинам, и вот теперь оно отложено до полного выяснения причин аварии. Вероятно, теперь, когда причина установлена, можно ожидать подписания контракта в обозримой перспективе.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Ольга Соловьева

Более 50% россиян ждут повышения качества жизни через несколько лет

0
732
Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Стилистика традиционного обращения КПРФ к президенту в этом году ужесточилась

0
747
Доллар стал средством политического шантажа

Доллар стал средством политического шантажа

Анастасия Башкатова

Китайским банкам пригрозили финансовой изоляцией за сотрудничество с Москвой

0
1001
Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил исключительность служителей Фемиды

0
719

Другие новости