0
2913
Газета Вооружения Интернет-версия

28.10.2016 00:01:00

Век русского танка

Карина Огнева

Об авторе: Карина Павловна Огнева – корреспондент пресс-службы Уралвагонзавода.

Тэги: опк, уралвагонзавод, нижний тагил, танкопром, армата, пудовкин, т 14


опк, уралвагонзавод, нижний тагил, танкопром, армата, пудовкин, т 14 Заместитель главного инженера Ярослав Рыдлевский рассказывает о современных разработках Уралвагонзавода и демонстрирует макет вагона-хоппер из композитных материалов модели 19-516.

В начале октября в Нижнем Тагиле прошла Всероссийская научно-практическая конференции «Танкпром-3: презентация проектов». Для участия в ней приехало более 30 историков, журналистов специализированных изданий, музейщиков и архивистов со всей страны. Специалисты провели большую и плодотворную работу, которая стала базисом для дальнейшей деятельности по созданию музея Танкпрома. Первый в России музей танковой промышленности появится в Нижнем Тагиле в 2020 году, к 100-летию отрасли.

«Эта конференция дала импульс дальнейшему сотрудничеству по проведению научно-исследовательских и краеведческих работ. Работа по созданию музея Танкпрома не прекращается. Такие встречи носят позитивный характер», – отмечает директор Выставочного комплекса Уралвагонзавода Алла Пислегина.

Организатором конференции выступила научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод». Соорганизаторами: ассоциация содействия развитию научно-технических музеев «Амнит» (Москва), Институт истории естествознания и техники имени С.И. Вавилова РАН (Москва), Политехнический музей (Москва) и Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи (Санкт-Петербург).

Для участия в мероприятии свои научные труды представило более 30 человек, в том числе директор Центрального архива ФСБ России доктор юридических наук Василий Христофоров (Москва), спецкор научно-популярного журнала «Техника и вооружение» Иван Павлов (Санкт-Петербург), историк-исследователь военной авиации, полковник запаса Анатолий Клепиков и многие другие.

«На конференции собралось множество докторов, кандидатов технических и исторических наук и просто любителей истории, которые занимаются изучением проблем развития промышленности в годы Великой Отечественной войны и в послевоенный период. Работы по этой теме – на десятилетия. Главное – так ее популяризовать среди населения, чтобы это было интересно всем. Чтобы люди поняли значение тех колоссальных задач, которые были решены нашим народом в годы Великой Отечественной войны и в ходе противостояния в годы холодной войны», – заметил историк и краевед Сергей Пудовкин.

Тематическое содержание докладов – от истории танковой отрасли в целом до истории отраслей, связанных с Танкпромом. Среди актуальных тем – взаимодействие танкпрома с отраслевой, вузовской и академической наукой. Василий Христофоров, директор Центрального архива ФСБ России, провел работу с документами органов безопасности о развитии танковой промышленности СССР в 1930-х годах. Заместитель директора МКУ «Нижнетагильский городской исторический архив» Ирина Злобина рассказала о партийно-советской системе и военной приемке и их роли в организации производства боевых машин на УВЗ в послевоенный период. Иван Павлов, спецкор научно-популярного журнала «Техника и вооружение», рассказал об особенности производства в Ленинграде тяжелых танков КВ в период Великой Отечественной войны. Некоторые докладчики свои работы посвятили опыту музейной работы, что непременно поможет в организации будущего музея Танкпрома.

Собравшиеся обсудили возможность создания экспертного совета в области музееведческой деятельности и решили вопрос комплектования будущего музея Танкпрома.

В рамках конференции «Танкпром-3: презентация проектов» в музее истории Уралвагонзавода открылась выставка «УВЗ – оплот страны». В качестве экспонатов были представлены современные разработки, технологии и продукция 24 предприятий интегрированной структуры УВЗ. Всего в экспозиции 28 фотографий и 10 макетов техники, в том числе вагона-хоппера из композитных материалов, БМПТ «Терминатор», ИМР, самого современного российского танка Т-14 «Армата» и его пушки, макет двухзвенного гусеничного транспортера и другие.

«Разработки военной техники и оборонной промышленности актуальны всегда. Все, что создается в наших цехах и на производстве, потом уходит в гражданскую продукцию», – прокомментировала актуальность военной темы в современном мире Ирина Осьмушина, заведующая Музеем истории завода № 9.

НАЧАЛО ПРОЕКТА

К реализации проекта по созданию в Нижнем Тагиле крупного историко-исследовательского и просветительского центра общероссийского масштаба «Музей Танкпрома» корпорация приступила в 2012 году. Научное сообщество встретило с большим пониманием и интересом планы Уралвагонзавода по увековечению истории развития отрасли.

Первая конференция «Танкпром, век XX: история, историография, источники и музейное воплощение» прошла на площадке Уралвагонзавода в апреле 2013 года. В ней принял участие 81 докладчик. Конференция «Танкпром-2» состоялась в 2014 году в Москве в Государственном центральном музее современной истории России. В ее программу входила также выставка «Неизвестный Танкпром», экспозиция которой состояла из шести разделов: вагоностроение, легкорельсовый транспорт (трамвай), дорожно-строительная и коммунальная техника, тракторостроение и дизельное машиностроение, оборудование для горнодобывающей промышленности, а также космические программы СССР и РФ. На площади 300 кв. м было размещено более 200 экспонатов из 10 музеев. Эти мероприятия позволили сформировать команду, которая заинтересована в создании такого рода музея и прилагает максимум усилий, чтобы он был наполнен самой актуальной и интересной информацией по развитию отрасли.

НЕИЗВЕСТНЫЙ ТАНКПРОМ

Впервые мысль о необходимости создания истории танковой отрасли высказал нарком танковой промышленности В.А. Малышев. В приказе № 254С от 25 мая 1945 года он обозначил «написать и издать книгу «Танкостроение в Советском Союзе». Этот приказ был выполнен лишь частично, и обобщающий труд так и не появился. О музейном же воплощении истории Танкпрома ни В.А. Малышев, ни его преемники советской эпохи даже не думали в силу абсолютной секретности темы. Что касается отрасли в целом, то она являлась предметом изучения лишь применительно к периоду Великой Отечественной войны или по отдельным группам заводов.

Между тем советский и затем российский Танкпром имел и имеет огромное значение не только в обеспечении обороноспособности страны, но и в развитии народного хозяйства, в функционировании экономики в целом. В начале XX века именно Танкпром являлся самой высокотехнологичной отраслью промышленности, а во второй половине столетия входил в пятерку таких отраслей. В создании и развитии многих других областей науки и промышленности есть вклад специалистов Танкпрома.

Наследником всех этих достижений по праву является научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод». Сегодня УВЗ – это мощный машиностроительный комплекс, в составе которого около 40 предприятий, КБ и НИИ – известных в России и далеко за ее пределами создателей вооружения и военной техники.

И вполне логично, что отраслевой музей появится в Нижнем Тагиле, где вот уже 75 лет создают лучшие отечественные бронемашины. Организаторы музея Танкпрома обещают, что он будет интересен всем – от школьников до руководителей промышленности и академических ученых. Экспозиция будет создана на основе широкого применения музейных интерьеров, инсталляций и информационных технологий.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В электоральный онлайн смогут войти более 30 регионов

В электоральный онлайн смогут войти более 30 регионов

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Дистанционное голосование массированно протестируют на низовых выборах

0
353
Судебная система России легко заглотила большого генерала

Судебная система России легко заглотила большого генерала

Иван Родин

По версии следствия, замглавы Минобороны Иванов смешал личные интересы с государственными

0
552
Фемида продолжает хитрить с уведомлениями

Фемида продолжает хитрить с уведомлениями

Екатерина Трифонова

Принимать решения без присутствия всех сторон процесса получается не всегда

0
415
Turkish Airlines перестала продавать билеты из России в Мексику

Turkish Airlines перестала продавать билеты из России в Мексику

0
231

Другие новости