0
5044
Газета Вооружения Интернет-версия

17.03.2017 00:01:00

Технологии Первой мировой

Алексей Олейников

Об авторе: Алексей Владимирович Олейников – доктор исторических наук, профессор кафедры истории России Астраханского государственного университета, член Ассоциации историков Первой мировой войны.

Тэги: история, вооружение, первая мировая война, германия, бомба, 1914


Начало Первой мировой войны застало авиационное вооружение противников в зачаточном состоянии. Имевшие место в начале 1914 года в Германии опыты с авиационными шаровыми бомбами продемонстрировали невозможность точного поражения выявленной цели: не было ни соответствующих прицелов, ни других необходимых технических предпосылок.

НОВЫЕ БОМБЫ

На меткость сброса авиабомбы в значительней степени влияют скорость и время полета бомбы, которые, в свою очередь, зависят от формы бомбы, поперечной нагрузки (отношения веса бомбы к площади ее наибольшего поперечного сечения) и высоты сбрасывания бомбы.

В течение войны в Германии была сконструирована авиабомба в форме удлиненной торпеды – с прямыми или винтовыми лопастями на хвостовой части тела. При этом было достигнуто увеличение поперечной нагрузки и вращение бомбы вокруг своей оси – для сохранения вертикального направления ее полета. По сравнению с шаровыми торпедообразные авиабомбы имели значительное преимущество в отношении скорости падения – предельная скорость увеличилась до 250 м/с, время пролета первых 4000 м составляло 33 секунды (для шаровой бомбы – 40 секунд).

Говоря о типах авиабомб, необходимо отметить, что в первую очередь оправдали себя фугасные авиабомбы.

Дымовая завеса, формируемая при помощи специальных дымовых бомб, скрывала цель от летчика и (или) от артиллерийских наблюдателей, но организация дымовой завесы для прикрытия наземных войск оказалась трудноосуществимым делом.

Освещение местности в целях разведки также не дало положительных результатов. Надлежащее применение получили лишь светящиеся бомбы, используемые как для обозначения цели, так и для временного ослепления противника.

Зажигательные бомбы были применены германцами, причем в значительных масштабах – как фронте, так и при атаке английских городов, но достигнутые при этом результаты были незначительными.

Отравляющее действие химических бомб среднего калибра было ничтожно. Лишь при применении бомб большого размера отравляющие вещества покрывали заметное пространство – и то не более 50 м в диаметре.

Проникающий эффект авиабомбы, попадающей в грунт, был меньше, чем у артиллерийского снаряда, но преимуществом бомбы было вертикальное направление ее удара. Причем песок уменьшал этот результат на 10%, а глинистый грунт – на 20% увеличивал.

Фугасное действие авиабомб по своему эффекту превосходило ударное. Во многом это объяснялось и тем обстоятельством, что бомбы содержали относительно больше взрывчатого вещества, чем артиллерийские снаряды.

Самыми «лакомыми» объектами для воздушных бомбардировок во время Первой мировой войны являлись склады боеприпасов и взрывчатых веществ: при благоприятных обстоятельствах было достаточно одной 50-килограммовой бомбы, чтобы уничтожить целый склад.

Значителен был и осколочный эффект авиабомб. Осколочная авиабомба калибром 7–12 кг давала от 600 до 1200 осколков. Причем осколки небольшой авиабомбы приобретали ускорение до 1500 м/с. Большие осколки на расстоянии до 10 м пробивали броню толщиной до 15 мм, брусья толщиной 300 мм и кирпичную стенку толщиной в 1,5 кирпича. По живым целям сила такого удара была смертельна на расстоянии до 300 м.

Главный эффект от действий авиабомб, помимо вертикальной направленности удара, заключался в большом объеме взрывчатого вещества – от 40 до 70% массы бомбы. Самая большая бомба, созданная во время Первой мировой войны, весила 1 т с учетом 680 кг взрывчатого вещества.

БОРЬБА СО ВСПЫШКАМИ

Одной из самых насущных проблем боевой работы артиллерии в Первую мировую войну были вспышки от выстрелов в ходе ночной стрельбы – они полностью демаскировали артиллерийские позиции. И борьба со вспышками от орудийных выстрелов стала одной из наиболее насущных задач практической деятельности артиллерии. Для того чтобы сделать ночную стрельбу незаметной, приходилось изыскивать те или иные технические решения этого вопроса.

Русские гаубичные батареи для уменьшения орудийной вспышки при выстреле применяли специальные пламегасители – они прилагались к артиллерийским боеприпасам в определенном процентном соотношении и закладывались в гильзы перед открытием огня.

В пушечных же батареях изменений к лучшему в данном вопросе не было. Стремясь найти хоть какой-нибудь выход, некоторые артиллеристы зачастую прибегали к недопустимым кустарным мерам. Так, у гаубичных батарей «бралась взаймы» часть пламегасителей: они резались пополам и укладывались в гильзы поверх порохового заряда. Результат был, но эти кустарные меры применяться на практике в широком масштабе, разумеется, не могли.

Пламегасительные средства (хлористый натрий и калий, графит, канифоль), сильно охлаждая при взрыве продукты разложения пороха, препятствовали их возгоранию при смешивании с воздухом и, следовательно, уменьшали пламя при выстреле. Для того чтобы достигнуть большего эффекта, вещества, понижающие температуру, стали примешивать к пороху во время изготовления последнего – то есть стали стремиться к получению так называемого безогненного пороха.

Во второй половине 1916 года на фронт стали поступать партии артиллерийских снарядов, оснащенных именно таким порохом. Однако он не был безогненным в прямом смысле слова и впоследствии применялся в незначительных масштабах. Данный порох давал хотя и небольшой, но дым.

Безогненный (или беспламенный) порох получался после того, как к бездымному пороху добавлялось 5% делинта (клетчатки). В 1916–1917 годы военным инженером генерал-лейтенантом Гавриилом Киснемским были проведены успешные опыты с безогненным пироксилиновым порохом с уменьшенным содержанием азота.

Для орудий, имевших небольшие начальные скорости снарядов (гаубиц и горных пушек), дававших при выстрелах небольшое пламя, удалось добиться полного устранения вспышек при выстреле. Это оказалось возможным осуществить с помощью уменьшения толщины пороховых лент,    что сократило время сгорания и не вызвало значительного увеличения давления пороховых газов на канал ствола. Но применительно к пушкам подбор соответствующих лент вызвал бы слишком большую разницу в давлении пороховых газов и во избежание разрыва орудий потребовал бы резкого уменьшения веса заряда, а следовательно, и начальной скорости снаряда. В гаубицах же подобный подбор пороха приводил к снижению начальной скорости не более чем на 10–15%, что было вполне допустимо.

Основные открытия в данной сфере были сделаны уже после окончания Первой мировой войны. Проведенные в 1921 году в Америке эксперименты позволили поставить точку в деле борьбы со вспышками от орудийных выстрелов.



Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В Совете Федерации остается 30 свободных мест

В Совете Федерации остается 30 свободных мест

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Сенаторами РФ могли бы стать или отставники, или представители СВО-элиты

0
1041
Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Анастасия Башкатова

Несмотря на дефицит кадров, в стране до сих пор есть застойная безработица

0
1245
Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Ольга Соловьева

Производство бензина в стране сократилось на 7–14%

0
1703
Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Екатерина Трифонова

Назначенные государством адвокаты попали под пропагандистскую раздачу

0
1395

Другие новости