1
8842
Газета Вооружения Интернет-версия

07.04.2017 00:01:00

"Тигр", равного которому в мире нет

В споре о превосходстве между российским и итальянским бронеавтомобилями поставлена жирная точка

Тэги: книги, рецензия, обзор, тигр, бронеавтомобиль, минобороны, 21 нии, газ, мвд


12-15-2.jpg

Сергей Суворов. Русский «Тигр». Бронеавтомобиль для «вежливых людей». М.: Стратегия КМ: Яуза: Эксмо, 2016. – 192 с.

По большому счету, видя в авторах такого замечательного специалиста и мэтра военной литературы, как полковник Сергей Суворов, можно с полной уверенностью принимать лишь одно решение – данный труд надо срочно брать в свою личную библиотеку. А как же иначе, если за плечами Сергея Викторовича, неоднократно, кстати, выступавшего и со страниц «Независимого военного обозрения», такой богатый опыт военной службы, оказания военно-технической помощи дружественным странам, в определенной степени – разработки ряда систем вооружения, и, что немаловажно, – столько печатных работ, что любой может только позавидовать.

Новый же его труд посвящен самой, пожалуй, популярной как в России, так и за рубежом отечественной бронемашине – российскому бронированному автомобилю «Тигр».

Иногда приходится слышать такие вопросы: «А зачем надо было создавать для нашей армии такую бронемашину? Ведь у нас есть бронетранспортеры, боевые машины пехоты? Ну, понятно, она нужна для полиции, а для армии-то зачем?» 

Ответ на этот, как кажется многим противникам «бездумных военных расходов», предметный вопрос дан в самом начале рассматриваемого нами труда.

«Потребность войск и силовых структур в таких средствах, как многоцелевые бронированные автомобили, была выявлена на основе опыта локальных военных конфликтов последних двух десятилетий, когда широкомасштабные войны как бы отошли на второй план, – подчеркивается в книге. – Для повышения мобильности спецподразделений силовых ведомств востребован автомобиль, рассчитанный на перевозку отделения военнослужащих, сочетающий в себе качества вездехода и скоростного маневренного транспортного средства. Этот автомобиль должен быстро перемещаться на большие расстояния, обеспечивать надежную защиту и одновременно комфортное размещение десанта и экипажа внутри машины для сохранения их боеспособности к моменту вступления в бой по нейтрализации возможных угроз. Кроме того, для наилучшего решения поставленных задач (в том числе и обеспечения скрытности передвижения) автомобиль своим внешним видом не должен выделяться из основной массы машин общегражданского назначения. Скрытность и мобильность особенно актуальны сейчас – при ведении боевых действий в условиях локальных конфликтов».

А начиналась история российского «Тигра» в далекие 90-е годы, когда руководство ВС ОАЭ обратилось к российским машиностроителям с просьбой создать многоцелевой военный автомобиль, способный заменить в войсках постоянно вязнущий в песке и ломающийся американский «Хаммер», в количестве нескольких тысяч закупленный Абу-Даби. Разработка новой машины была поручена коллективу конструкторов ГАЗа под руководством Александра Григорьевича Масягина. В сжатые сроки российскими специалистами были проведены проектно-конструкторские работы по разработке шасси, небронированного и бронированного корпусов и интерьера, а в 2000 году был собран первый опытный образец, получивший обозначение ГАЗ-2975.

«Тигры» в количестве трех штук стали в 2001 году дебютантами проводившейся в ОАЭ выставки вооружений IDEX, вызвав неподдельный интерес у экспертов. Впрочем, с восточными партнерами дело не заладилось – каждая из сторон пошла своим путем.

В итоге наши специалисты переработали конструкцию машины применительно к российским условиям, причем многие из технических требований пришлось формулировать поначалу самим разработчикам, поскольку работа носила инициативный характер. Премьера нового варианта «Тигра» состоялась в рамках VII Московской Международной автомобильной выставки «Мотор-Шоу-2002», в ходе работы которой проводились показательные выступления техники двойного назначения на полигоне 21-го НИИ АТ МО РФ в подмосковных Бронницах. Доработанные небронированные автомобили получили обозначение ГАЗ-233001, а бронированный вариант стал ГАЗ-29751 «Тигр». Демонстрация в Бронницах дала, по большому счету, зеленый свет «Тигру» в российские органы правопорядка, а затем и в армию (причем не без помощи автора рассматриваемой книги).

По результатам испытаний и опытной эксплуатации в МВД РФ на базе «Тигра» было решено создавать специальные полицейские машины СПМ-1 (ГАЗ-233034) и СПМ-2 (ГАЗ-23306), принятые на снабжение органов внутренних дел РФ правительственным распоряжением от 14 июля 2006 года. Отметим, что в ходе госиспытаний опытные машины с легкостью преодолевали перевалы с высотой над уровнем моря более 4000 м.

А в марте 2007 года приказом министра обороны РФ бронеавтомобиль под обозначением «специальное транспортное средство ГАЗ-233014» (шифр «Тигр») был принят на снабжение и ВС РФ. На сегодня семейство российского «Тигра» насчитывает уже около 40 различных машин, есть даже комфортабельные гражданские варианты – для ценителей настоящей мощи на колесах.

За 15 лет своего существования российские бронеавтомобили семейства «Тигр», принявшие участие уже далеко не в одном вооруженном конфликте и доказавшие свою способность решать самый широкий круг задач, превратились в настоящий, хорошо узнаваемый во всем мире бренд. «Тигры» можно видеть в армиях и полиции ряда стран мира, они – постоянные участники различных демонстрационных мероприятий и международных выставок вооружений. А помните, сколько шума наделал в 2014 году среди украинских политиков окрашенный в синий цвет с желтой надписью «ЛДПР» на борту «Тигр», подаренный Владимиром Жириновским луганским ополченцам, «вежливо» пересекший границу и прибывший в Луганск? «Американские коллеги как-то раз заметили: «Хаммер» – это большой «джип», а «Тигр» – все же маленький «БТР», – вспоминает автор книги.

«Тигр» стал знаковым не только для осуществляющей его производство «Военно-промышленной компании», но и для всей автомобильной промышленности России, – подчеркивает начальник Главного автобронетанкового управления МО РФ генерал-лейтенант Александр Шевченко. – Эта машина, наряду с другими армейскими автомобилями, является символом мощи и надежности наших Вооруженных сил, символом борьбы с международным терроризмом и аксессуаром «вежливых людей».

К такой рекомендации, относящейся как к самому «Тигру», так и к рассматриваемой книге, которую можно вполне использовать в качестве учебного пособия в кадетских и высших военных учебных заведениях, пожалуй, нечего и добавить. Хотя нет, есть что. Забудьте вы про «Ивеко»! Не чета она (или оно?) нашему бронированному зверю.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(1)


Ar Ab 07:24 09.04.2017

Типа "Тигр" не выделяется из общего потока машин? А БТР у нас не скоростной? Да и мощности движков на БТР и "Тигре" разные, только на последнем он мощнее, а если поставить такой же на первый, то и он будет скоростнее. Зато штабной "Тигр" сразу видно и будет первой целью при атаке. Я думаю просто наши генералы захотели просто поподражать американцам с их Хаммерами, а в СССР подобное не поощрялось.



Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


"Газпром" решил технические проблемы с качеством газа, поставляемого по газопроводу Ямал-Европа

"Газпром" решил технические проблемы с качеством газа, поставляемого по газопроводу Ямал-Европа

0
656
Две войны Ивана Кожедуба

Две войны Ивана Кожедуба

Владимир Щербаков

Боевой опыт аса Великой Отечественной пригодился затем в Корее

0
816
Перекуем мечи на томографы

Перекуем мечи на томографы

Владимир Гундаров

Минобороны не сможет полностью обеспечить загрузку предприятий

0
499
Польша приостановила прием российского газа по магистрали  "Ямал-Европа" из-за его  ненадлежащего качества

Польша приостановила прием российского газа по магистрали  "Ямал-Европа" из-за его  ненадлежащего качества

0
498

Другие новости

Загрузка...
24smi.org
Рамблер/новости