2
3289
Газета Вооружения Интернет-версия

21.07.2017 00:01:00

Морские битвы уходят в историю

Авиация осталась главным врагом кораблей, а флоты переориентировались на борьбу "против берега"

Александр Храмчихин

Об авторе: Александр Анатольевич Храмчихин – заместитель директора Института политического и военного анализа.

Тэги: порт саид, эйлат, ссср, гарпун, торнадо, эфиопия, миг, сша, вмф, кндр, хезболла


Локальные войны после 1945 года не отличались большим количеством морских сражений. Боевые действия в основном шли на суше и в воздухе. Тем не менее в ходе некоторых войн имели место достаточно активные действия на море. Впрочем, за исключением Фолклендской войны, они оказывались «параллельны» основным сражениям, не оказывая на исход войны серьезного влияния.

ПЕРВЫЕ УСПЕХИ РАКЕТ

В частности, именно так происходило во время арабо-израильских войн. Знаменитый бой у Порт-Саида 21 октября 1967 года, в ходе которого два египетских ракетных катера проекта 183Р потопили израильский эсминец «Эйлат», имел скорее моральное значение. Даже влияние его на морскую стратегию в конечном счете оказалось преувеличенным: «Эйлат» был построен в 40-е годы, когда никаких противокорабельных ракет (ПКР) еще не было в принципе, соответственно он не мог отразить удар египетских катеров. Просто евреи несколько зарвались, сочтя себя непобедимыми и утратив всякую осторожность. Направив старый эсминец без прикрытия с воздуха к главной базе египетского флота, они получили то, что заслужили.

Советская помощь арабам не сводилась только к поставкам вооружений, дело доходило до прямого участия в военных действия. Так, в начале 1968 года с трех десантных кораблей Черноморского флота под прикрытием сторожевого корабля и тральщика был высажен десант численностью около 400 морпехов с четырьмя танками Т-54, 10 плавающими танками ПТ-76 и 21 БТР-60 на азиатском берегу Суэцкого канала с целью сохранения контроля над входом в канал за Египтом. Израильтяне не рискнули мешать десанту.

Самой успешной операцией египетского флота (после потопления «Эйлата») стал набег эсминцев «Насер» и «Дамьетта» (советского проекта 30) с целью обстрела береговых объектов израильских войск в 40 км к востоку от Порт-Саида в ночь с 9 на 10 ноября 1969 года. По-видимому, израильтяне понесли очень серьезные потери, поскольку стараются не упоминать об этом событии. На отходе эсминцы подверглись безуспешной атаке 40 израильских самолетов. Разумеется, операцией руководили советники из СССР. Отчасти ее успех, конечно, объяснялся близостью объектов атаки к египетским базам.

В ходе Октябрьской войны 1973 года впервые развернулись бои между ракетными катерами. В этих боях у израильтян оказались гораздо лучше как тактика, так и техника. Их ПКР «Габриэль» собственного производства были гораздо меньше по размерам, чем арабские П-15 советского производства, но как раз для боя между катерами они подходили гораздо лучше. При этом у израильских катеров было более сильное артиллерийское вооружение, благодаря чему они успешно добивали поврежденные «Габриэлями» катера противника.

В бою у Латакии в ночь с 6 на 7 октября пять израильских катеров безнаказанно потопили три сирийских ракетных катера (один проекта 205, два проекта 183Р), один торпедный катер проекта 123К, один тральщик проекта 254. Во время повторной атаки на Латакию в ночь с 10 на 11 октября были потоплены по одному ракетному катеру проектов 205 и 183Р, а заодно – японское и греческое торговые суда.

Авианосцы и их авиакрылья активно использовались американцами в боевых действиях в Юго-Восточной Азии, но преимущественно по береговым целям. 	Фото с сайта www.history.navy.mil
Авианосцы и их авиакрылья активно использовались американцами в боевых действиях в Юго-Восточной Азии, но преимущественно по береговым целям. Фото с сайта www.history.navy.mil

Между ракетными катерами ВМС Израиля и Египта имели место три боя, кроме того, египтяне в первую ночь войны обстреливали ПКР израильские береговые объекты, причем достаточно успешно. В этих боях египтяне потеряли четыре катера проекта 205, а два катера проекта 183Р были потоплены в Порт-Саиде израильскими боевыми пловцами, которые, впрочем, погибли в ходе этой операции. Египет претендовал на несколько потопленных израильских ракетных катеров, но после войны все они оказались в строю. Единственной потерей ВМС Израиля стал сторожевой катер, потопленный египетской береговой артиллерией.

ИСТОРИЯ С «ЭЙЛАТОМ» ПОВТОРЯЕТСЯ

Последним на данный момент эпизодом морской войны между арабами и евреями стала атака группировки «Хезболла» с помощью береговой ПКР С-802 китайского производства (или ее иранской копии «Нур») против израильского корвета «Ханит» 14 июля 2006 года. Здесь повторилась история «Эйлата» – евреи оказались слишком самонадеянными и пропустили атаку, которую вполне могли отразить. Правда, последствия были менее фатальными – корвет получил умеренные повреждения, погибло лишь четыре моряка.

ВМС другой арабской страны, Ливии, в марте 1986 года приняли участие в коротком конфликте с ВМС США, в результате потеряв МРК проекта 1234Э советской постройки и ракетный катер типа «Комбатант-2» французской постройки. Оба были потоплены американскими палубными штурмовиками А-6 (по некоторым данным, МРК потоплен не штурмовиками, а ПКР «Гарпун» с ракетного крейсера «Йорктаун»). А в 2011 году британские самолеты «Торнадо» потопили в Триполи ливийский фрегат советской постройки проекта 1159 и еще три ракетных катера типа «Комбатант-2».

ВМФ СССР принимал прямое и достаточно активное участие в событиях на Африканском Роге в 70– 90-е годы. В 1977 году началась война между Сомали и Эфиопией, причем обе эти страны числились союзниками СССР. Москва сделала выбор в пользу Эфиопии, что привело к необходимости эвакуации советских специалистов и членов их семей из Сомали. Для обеспечения безопасности этого процесса 20 ноября 1977 года в Могадишо был высажен советский морской десант, что действительно обеспечило безопасность эвакуации.

Эфиопия с помощью СССР и Кубы победила Сомали, после чего втянулась в тяжелую войну с собственной (на тот момент) мятежной провинцией Эритрея, на которую приходилось все морское побережье Эфиопии. СССР предоставил Эфиопии огромное количество оружия и иногда воевал напрямую. Так, в декабре 1977 – январе 1978 года тихоокеанский эсминец «Веский» (проект 56) обстреливал позиции эритрейцев в районе Массауа. В июне 1978 года в Массауа был высажен советский десант, который вступил в бой с эритрейцами, не позволив им взять город. При этом никаких потерь среди морпехов не было. Возможно, советские войска продолжили бы участвовать в этой войне, но тут начался Афганистан. Поэтому Москва ограничивалась поставками оружия и отправкой советников, а ВМФ СССР пользовался базой на о. Дахлак у побережья Эфиопии, то есть Эритреи.

Тяжелый кризис в СССР привел к сокращению помощи Эфиопии, благодаря чему эритрейцы установили контроль над всей провинцией и стали атаковать уже собственно Эфиопию. У них появилась достаточно современная техника, в том числе боевые катера, с помощью которых они получили возможность атаковать оказавшуюся в полной изоляции советскую ВМБ. В середине мая 1990 года произошел бой между черноморским тральщиком «Разведчик» (проект 266М) и четырьмя эритрейскими катерами, в ходе которого, возможно, один из катеров противника был потоплен. 27 мая черноморский сторожевой катер АК-213 (проект 205П) также вступил в бой с четырьмя катерами эритрейцев, потопив два или три из них. После этого противник не рисковал вступать в прямые морские бои с советскими кораблями. Но и Москва приняла решение эвакуировать ВМБ с Дахлака, поскольку ее существование утратило смысл. 19 октября 1990 года занимавшийся выводом базы конвой ВМФ СССР (МПК-118 «Комсомолец Молдавии» (проект 1124М), тральщик «Параван», два БДК, танкер «Шексна») был обстрелян с берега артиллерией и РСЗО эритрейцев. Ответным огнем МПК батареи были подавлены, взорван склад боеприпасов. Это был последний бой ВМФ СССР.

ВЬЕТНАМ, ВЗГЛЯД С МОРЯ

Война во Вьетнаме началась формально именно на море – с так называемого Тонкинского инцидента. Якобы 2 августа 1964 года торпедные катера Северного Вьетнама атаковали в Тонкинском заливе два американских эсминца. До сих пор неясно, был ли этот эпизод на самом деле или американцы его выдумали, чтобы начать войну, или американцам померещилось. В ходе дальнейших боевых действий морских боев не было из-за несопоставимости сил сторон. Лишь в апреле 1972 года, когда ВС Северного Вьетнама начали генеральное наступление с целью полного разгрома противника, два «МиГ-17» атаковали американскую эскадру (крейсер и три эсминца), которая вела обстрел северовьетнамских войск на побережье. Хотя эти небольшие самолеты-истребители совершенно не были приспособлены для ударов по крупным боевым кораблям, им удалось нанести серьезные повреждения эсминцу «Хайгби», выведя из строя кормовую артиллерийскую башню. Американцы заявляют, что сбили один «МиГ», вьетнамцы это отрицают. В любом случае эта была первая после Второй мировой войны успешная воздушная атака на корабли ВМС США.

При этом в Южно-Китайском море имеет место многолетний конфликт по поводу принадлежности островов Парасельских и Спратли. Пекин в соответствии со своими национальными традициями претендует на все море целиком. Разумеется, остальные прибрежные страны с этим не согласны, но прямое сопротивление оказывает лишь Вьетнам.

В январе 1974 года произошло сражение за Парасельские острова между ВМС Китая и Южного Вьетнама. С китайской стороны в бою участвовали шесть сторожевых катеров (четыре советской постройки проекта 122, два отечественных проекта 037 «Хайнань»), с южновьетнамской – три фрегата и корвет американской постройки. Все корабли были весьма старыми и примитивными. Реальное превосходство в силах было на стороне вьетнамцев, но бой выиграли китайцы, потопив корвет противника, после чего фрегаты бежали. Почти все китайские катера были серьезно повреждены.

В марте 1988 года произошел бой за острова в архипелаге Спратли между ВМС Китая и теперь уже объединенного Вьетнама. Впрочем, боем это назвать сложно: три китайских фрегата, то есть полноценных боевых корабля, атаковали два вьетнамских грузовых судна и десантный корабль (американской постройки 40-х годов). Оба грузовых судна были потоплены, десантный корабль тяжело поврежден и выбросился на остров. Однако, несмотря на несопоставимость сил, вьетнамцы оказали китайцам крайне ожесточенное сопротивление, не дав им захватить остров, несмотря на гибель кораблей. Корабли ВМФ СССР, базировавшиеся в Камрани, хотя имели юридические обязательства, никакой помощи вьетнамцам не оказали. Точно так же, как в январе 1974 года, корабли ВМС США с Субик-Бэя на Филиппинах никак не помогли южным вьетнамцам, несмотря опять же на обязательства.

Все перечисленные выше морские бои не оказали реального влияния на исход соответствующих войн либо просто были изолированными эпизодами.

ИНДО-ПАКИСТАНСКИЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ

Весьма активно велись боевые действия на море во время индо-пакистанской войны в декабре 1971 года. В первый же день войны (4 декабря) в Бенгальском заливе индийский эсминец «Раджпут» (британской постройки 40-х годов) потопил пакистанскую подлодку «Гази» (американской постройки 40-х годов). В ночь с 4 на 5 декабря три индийских ракетных катера проекта 205 в охранении двух фрегатов проекта 159 (все – советской постройки) произвели набег на Карачи, потопив с помощью ПКР П-15 эсминец «Хайбер», тральщик «Мухафиз», а также либерийский транспорт с американскими боеприпасами для пакистанской армии. Эсминец «Шах Джахан» был тяжело поврежден и сразу после войны отправлен на слом. Надо отметить, что оба пакистанских эсминца, как и израильский «Эйлат», были построены в Великобритании в 40-е годы, когда о ПКР и речи не было. Тем не менее успех индусов привел к временной абсолютизации ракетных катеров. В ночь с 8 на 9 октября индийские ВМС силами уже четырех катеров повторили набег на Карачи, были потоплены панамское, либерийское, английское и греческое суда, сожжено не менее половины цистерн с топливом в порту.

9 октября пакистанцы взяли частичный реванш: их подлодка «Хангор» (новейшая на тот момент французской постройки типа «Дафне») потопила индийский фрегат «Хукри» (опять же корабль британской постройки 40-х годов). На сегодняшний день это единственная победа дизельной ПЛ за весь период после 1945 года (возможно, вторым случаем стало потопление южнокорейского корвета «Чхон Ан» в марте 2010 года, но точных подтверждений того, что его потопила северокорейская ПЛ, все же нет).

Индийский авианосец «Викрант» (британской же постройки с английскими же штурмовиками «Си Хок» на борту) в охранении трех фрегатов действовал в Бенгальском заливе. Его «Си Хоки» потопили значительное количество транспортных судов, а также речных боевых кораблей и катеров в Восточном Пакистане, который в результате этой войны стал независимой Бангладеш. Впрочем, здесь индусы работали в полигонных условиях, поскольку единственную на этом ТВД подлодку (ту самую «Гази») и всю боевую авиацию пакистанцы потеряли в первый же день войны.

В целом в ходе войны 1971 года боевые действия на море имели в отличие других войн стратегическое значение: индусы парализовали действия ВМС и морскую торговлю Пакистана, что способствовало их быстрой общей победе.

ФОЛКЛЕНДЫ

Фолклендская война апреля–июня 1982 года была единственной после 1945 года, в которой морская составляющая доминировала. Изначально воевавшая «на своем поле» Аргентина имела значительно превосходство как на море, так и в воздухе. Но на стороне Великобритании оказалось техническое и тактическое превосходство. Переломным моментом войны стало потопление английской атомной подлодкой «Конкеррор» аргентинского крейсера «Хенераль Бельграно» (пока это единственная в истории морских войн победа ПЛА). В каком-то смысле здесь повторилась история «Эйлата» и «Хайбера»: крейсер был введен в состав ВМС США под названием «Феникс» в 1938 году (продан в Аргентину в 1951 году), когда никто не мог себе представить появления атомных подлодок. Однако гибель крейсера полностью «вырубила» аргентинский флот. Лишь подлодка «Сан Луис» (на тот момент новейшая немецкой постройки проекта 209) несколько раз выходила в атаку на корабли английских ВМС, но успеха не добилась.

Все остальные потери оба флота понесли от авиации. Аргентинцы потеряли подлодку (американской постройки 40-х годов), патрульный корабль и транспортное судно (еще один патрульный корабль и одно транспортное судно были захвачены англичанами на Фолклендах). Англичане потеряли два эсминца типа «Шеффилд», два фрегата типа «Амазон», контейнеровоз «Атлантик Конвейер» и десантный корабль. Один из эсминцев (сам «Шеффилд») и контейнеровоз были потоплены ПКР «Экзосет», выпущенными со штурмовиков «Супер Этандар» (и то и другое – французского производства), остальные четыре корабля – обычными авиабомбами с «Миражей» и «Скайхоков». Множество английских кораблей получили попадание авиабомб, но очень значительная их часть не взорвалась (это были старые бомбы американского производства). Однако английские «Харриеры» (которые благодаря своей «вертикальности» могли взлетать не только с авианосцев, но и с эсминцев и фрегатов) и корабельные ЗРК выбили большую часть аргентинской авиации, что обеспечило британцам полное превосходство в воздухе непосредственно над Фолклендами, а блокада аргентинского гарнизона островов была организована с первых дней войны. Все это и принесло англичанам победу.

ПЕРСИДСКИЙ ЗАЛИВ И ОКРЕСТНОСТИ

Весьма значительной была морская составляющая ирано-иракской войны. На ее начальном этапе имели место бои между ракетными катерами – иракскими проекта 205 и иранскими французского типа «Комбатант-2». Еще в первый месяц войны (в сентябре 1980 года) было потоплено четыре иракских катера проекта 205 (по два иранскими катерами и авиацией). 28 ноября 1980 года в западной части Персидского залива случилось крупнейшее в ходе войны воздушно-морское сражение, в котором крупную победу одержал Иран. Его ракетные катера потопили два иракских катера проекта 205, а самолеты F-4 и F-5 – еще три ракетных катера проекта 205 и четыре торпедных катера проекта 183, а также сбили шесть иракских «МиГ-23», один «МиГ-21» и вертолет «SA321» французского производства. Иран потерял лишь один ракетный катер (потоплен ПКР П-15 с иракских катеров) и один F-4 (сбит иракским «МиГ-23»). В результате этого боя ВМС Ирака, по сути, прекратили свое существование.

После этого война на море продолжилась в форме атак авиации обеих сторон (а с иранской стороны – и боевых кораблей и катеров) на танкеры, идущие из портов противника. Национальная принадлежность танкеров значения не имела. В ходе войны была произведена 451 атака на суда в Персидском заливе (283 со стороны Ирака, 168 – со стороны Ирана). Погибло 11 судов, повреждено 340. Иракцы в этой войне были гораздо активнее. Например, в марте 1988 года их бомбардировщики «Ту-22» подожгли два иранских супертанкера: «Авай» (дедвейт 316 379 т) и «Санандай» (253 837 т), при этом погибло более 50 человек. Более того, 17 мая 1987 года иракский «Мираж-F1» поразил двумя ПКР «Экзосет» американский фрегат «Старк» (типа «Оливер Перри»), погибли 35 моряков. Фрегат не затонул только потому, что одна из ракет не взорвалась.

Тем не менее США не просто поддерживали Ирак в ходе этой войны, но с осени 1987 года начали воевать на его стороне. В сентябре 1987 года американцы повредили, после чего захватили и взорвали иранский десантный корабль. Все обвинения в атаках на торговые суда шли только в адрес Ирана, даже иракскую атаку на «Старк» американцы проглотили. При этом нельзя забывать, что и причиной войны стала прямая агрессия Ирака с целью захвата юго-западных районов Ирана, наиболее богатых нефтью. Но и это Саддаму Хусейну простили.

17 апреля 1988 года ВС Ирака развернули генеральное наступление против иранских войск на южном (главном) участке фронта. По удивительному совпадению на следующий день ВМС США провели в Персидском заливе крупную операцию против ВМС Ирана. С американской стороны в операции участвовали атомный авианосец «Энтерпрайз», два крейсера, четыре эсминца, четыре фрегата. В результате были потоплены фрегат, ракетный и сторожевой катера ВМС Ирана, еще один фрегат тяжело поврежден, уничтожены две иранские нефтяные платформы. Это оттянуло часть иранских сил с фронта и, безусловно, помогло успеху иракского наступления.

Вдохновленный американской поддержкой Саддам Хусейн всего через два года после окончания войны с Ираном совершил новую агрессию – против Кувейта. В ходе этой агрессии иракскими войсками было захвачено 6 из 8 ракетных катеров ВМС Кувейта, что воссоздало иракский флот.

Но тут выяснилось, что против Ирана агрессию совершать можно, а против Кувейта – ни в коем случае. Ирак был разгромлен в январе–феврале 1991 года в ходе «Бури в пустыне». При этом английской и американской авиацией были потоплены все бывшие кувейтские ракетные катера.

АВИАЦИЯ – ГЛАВНЫЙ ВРАГ КОРАБЛЕЙ

Таким образом, в ходе локальных войн подтвердилось, что главным противником флота является авиация. Между крупными кораблями боев не было с октября 1944 года, то есть уже 73 года. Последние ракетные бои (между катерами ВМС Ирана и Ирака) имели место осенью 1980 года, 37 лет назад. Артиллерийские бои между сторожевыми катерами двух Корей происходят регулярно, но, как правило, заканчиваются безрезультатно. Лишь в июне 1999 года в подобном бою был потоплен северокорейский торпедный катер, а тремя годами позже – южнокорейский сторожевой катер. Таким образом, на сегодняшний день последний успех в морском бою принадлежит ВМС КНДР (а если и «Чхон Ан» потоплен северокорейской ПЛ, то даже двойной успех – подводный и надводный).

Как было сказано выше, в 2006 году бойцы «Хезболлы» поразили израильский корвет береговой ПКР китайского производства С-802 или его иранской копией «Нур». Десятью годами позже этот успех повторили другие арабы, йеменские хуситы, об удивительных военных подвигах которых говорилось в статье «Йемен – второй фронт для Сирии» («НВО», 21.04.17). 1 октября 2016 года они с помощью той же ПКР С-802 (или «Нур») тяжело повредили десантный транспорт – скоростной катамаран HSV-2 «Свифт». Этот корабль австралийской постройки был зафрахтован ВМС США, а в 2015 году передан судоходной компании из ОАЭ. В ходе интервенции аравийских монархий в Йемен в 2015–2016 годах корабль использовался в интересах ВС ОАЭ. Большой по размерам, но построенный из алюминия, он выгорел от попадания единственной ПКР (как в 1982 году случилось с также алюминиевым английским эсминцем «Шеффилд» во время войны с Аргентиной). Корабль остался на плаву, но его возвращение в строй не представляется возможным. Двумя неделями позже хуситы обстреляли корабли ВМС США, но безрезультатно. Уже в 2017 году хуситы «отожгли» еще раз, поразив радиоуправляемым взрывающимся катером саудовский фрегат «Медина», правда, тот получил лишь незначительные повреждения.

Подобное развитие событий, может быть, вполне ожидаемо. ВМС после окончания холодной войны с решения задач «флот против флота» переориентируются на задачи «флот против берега». В частности, именно ВМС становятся главным носителем крылатых ракет, ориентированных в первую очередь на поражение наземных, а не надводных целей, причем все большая доля кораблей может такие ракеты нести и применять. Морские бои, как было сказано выше, стали казаться анахронизмом. Но если теперь «флот против берега», то и «берег против флота». Береговая авиация добилась более значительных успехов в борьбе с ВМС, чем авиация палубная. А теперь к ней логично добавились еще и береговые ПКР. Причем на КРМБ придет ответ в виде аналогичных береговых ПКР большой дальности. Лидером здесь является Россия, где в 2010 году на вооружение поступил береговой ПКРК «Бастион» с самой совершенной на сегодняшний день в мире ПКР «Оникс». Она является сверхзвуковой (до 2,6М), дальность полета достигает 500 км. В Китае принят на вооружение береговой вариант крылатой ракеты DH-10 с дальностью полета не менее 1,5 тыс. км, правда она дозвуковая.

Впрочем, ничего абсолютизировать не нужно. Если морских боев давно не было, это совершенно не означает, что их больше никогда не будет и что флот теперь будет воевать лишь с берегом. И если подлодки за период после 1945 года потопили лишь два или три корабля, это отнюдь не значит, что они этим навсегда завершат свою боевую карьеру. ПЛ остаются самым эффективным средством борьбы как с «себе подобными», так и с надводными кораблями, а благодаря наличию вышеупомянутых крылатых ракет – и с береговыми целями, поскольку благодаря скрытности могут подойти гораздо ближе к вражескому берегу, чем надводные корабли. Пока принципиальным недостатком ПЛ является полная неспособность бороться с авиацией, даже с вертолетами, не говоря уж о самолетах. Попытки установить на подлодки ЗРК пока не впечатляют эффективностью. Не представляется возможным достигнуть нулевой шумности, к тому же принципиально невозможно избавиться от кильватерной струи. Тем не менее эти недостатки никак нельзя считать фатальными. С созданием ВНЭУ неатомные ПЛ получают возможность, как и ПЛА, находиться под водой без всплытия месяцами, при этом они благодаря отсутствию контура охлаждения реактора являются даже менее шумными, чем ПЛА. Увеличение глубины погружения позволит ПЛ эффективно скрываться от средств ПЛО под слоем звукового скачка.

Кроме того, хуситы своей атакой на «Медину» (пусть не очень успешной) напомнили о том, что новым фактором войны на море становятся безэкипажные системы. Сейчас появляются роботы-катера, вооруженные малокалиберными пушками и пулеметами, предназначенные для борьбы с этими же катерами-камикадзе, а также с пиратами и т.д. При этом серьезные работы ведутся по созданию необитаемых подводных аппаратов для решения наиболее сложной для современных ВМС задачи – противолодочной борьбы. Предполагается, что такие аппараты смогут патрулировать глубины океанов месяцами, разыскивая ПЛ противника. При этом, поскольку систем устойчивой двусторонней связи с подводными объектами до сих пор не создано, подобные аппараты должны быть полностью автономными, то есть фактически обладать мощным искусственным интеллектом. Если данную задачу удастся решить, то, вполне вероятно, затем методы ее решения будут использованы для создания боевых наземных роботов и полностью автономных боевых беспилотных летательных аппаратов.

Чего нам точно не сулит будущее – это мира во всем мире. Оно, наоборот, обещает много разнообразных войн. На суше, в воздухе и на море.



Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(2)


retrograd retrograd 10:43 21.07.2017

Никто, никуда не "уходит" ... Порождённая Дядей Сэмом четверть века назад концепция "Флот против берега" задумывалась, как один из перспективных способов "вразумления непокорных" в 21-м веке. Сиречь, один из вариантов ведения "бесконтактно-экспедиционных" войн против заведомо более слабого в военно-техническом отношении противника, не способного "встретить" флот агрессора на рубеже применения им ВТО и палубной авиации по объектам на территории "вразумляемого" ...

retrograd retrograd 10:48 21.07.2017

Те времена прошли ... И Россия, КНР, а за ними - Иран, Индия и, надо полагать прочие государства, восстанавливающие и развивающие потенциал своих ВМС, обрели и будут обретать способность "воздействовать" на флотские группировки противостоящей стороны в любых условиях обстановки. Т.е., при необходимости, ЭФФЕКТИВНО навязывать потенциальному агрессору якобы "устаревшую" концепцию "флот против флота", уже в океанской или дальней морской зоне, уничтожая его потенциал воздействия "против берега" ...


Читайте также


Тиллерсон готов к диалогу с КНДР без предварительных условий

Тиллерсон готов к диалогу с КНДР без предварительных условий

Игорь Субботин

Глава Госдепа вошел в противоречие с администрацией США

0
995
Американские серверы взламывали российские шпионы-предатели

Американские серверы взламывали российские шпионы-предатели

Иван Шварц

Допинг и хакеры никак не связаны с государством

1
4547
Группировка РФ в Сирии по-прежнему воюет

Группировка РФ в Сирии по-прежнему воюет

Владимир Мухин

Помимо борьбы с террористами военные решают гуманитарные задачи и разминируют местность

3
2066
Можно ли разрешить тлеющие конфликты кардинальными мерами

Можно ли разрешить тлеющие конфликты кардинальными мерами

Трамп предпринял кавалерийскую атаку на Иерусалим

0
1183

Другие новости

Загрузка...
24smi.org