0
8962
Газета Вооружения Интернет-версия

11.01.2019 00:01:00

Москва и Вашингтон разошлись на атомном уровне

Почему граждане России не обладают полным представлением о том, когда их военные могут применить ядерное оружие

Маркелл Бойцов

Об авторе: Маркелл Федорович Бойцов – военный эксперт, майор в отставке.

Тэги: россия, сша, ядерное оружие, стратегия, доктрина, пларб, пво, сяс, трайдент


россия, сша, ядерное оружие, стратегия, доктрина, пларб, пво, сяс, трайдент Стратегическим бомбардировщикам замены пока нет. Фото Алекса Бельтюкова

Декларативная политика в отношении назначения ядерного оружия РФ и США и условий его применения изложена в открытых государственных документах этих стран. В нашей стране это Военная доктрина (ВД) РФ от 25 декабря 2014 года, а в Америке – Обзор ядерной политики от 2 февраля 2018 года. Детализированная политика применения ядерного оружия излагается в закрытых документах. В РФ это Основы государственной политики в области ядерного сдерживания, в США – Руководящие указания по применению ВС. Все эти документы остаются в силе определенный отрезок времени и периодически заменяются новыми. При рассмотрении позиций двух крупнейших ядерных держав в отношении друг друга источником информации являются названные открытые документы, а также расширяющие их понимание публичные заявления руководителей обеих стран.

ПОЛИТИКА – НЕ ДОГМА

Положения политики применения ядерного оружия (ЯО) не являются догмой и претерпевают достаточно серьезные перемены вследствие изменений в обстановке в мире и совершенствования вооружений. Россия отказалась от неприменения первой своего ЯО в 1993 году, а США расширили в 2018 году диапазон условий применения своего ЯО. Заявления 2018 года представителей руководства США и НАТО о том, что любое применение ядерного оружия Россией против США или/и их союзников приведет к «фундаментальному изменению характера конфликта» с неисчислимыми для нее бедами, получили ответные разъяснения Москвы о том, что на любое применение ядерного оружия против России или ее союзников последует мгновенный ответ со всеми вытекающими последствиями и что за ядерное нападение на Россию последует неизбежное возмездие. Как видно, концепция «взаимного гарантированного уничтожения» напоминает о своем существовании и о том времени конца 50-х годов, когда любое вооруженное столкновение СССР и США неминуемо и немедленно превратилось бы в стратегическую, то есть всеобщую ядерную войну.

Перед тем как начать сравнение положений по назначению, задачам, условиям применения, неприменения и прекращения применения ядерного оружия двух стран, следует напомнить значение таких понятий, как «агрессия», «сдерживание (устрашением)», «упреждающие и ответные действия», «контрсиловое и контрценностное нацеливание».

«Агрессией является применение вооруженной силы государством против суверенитета, территориальной неприкосновенности или политической независимости другого государства или каким-либо другим образом, не совместимым с Уставом ООН, как это установлено в настоящем определении», – указывается в резолюции ГА ООН 1974 года.

В РФ используют термин «сдерживание», в США – «сдерживание устрашением» (deterrence), где под сдерживанием (устрашением) понимают удержание противника от действий угрозой причинения ему неприемлемых последствий своими контрдействиями. Сдерживание (устрашением) бывает стратегическим (с использованием всего комплекса несиловых и силовых мер, включая применение ЯО), расширенным (включая американский «ядерный зонтик» для защиты жизненных интересов своих союзников), наступательным (США признали существование у них «наступательного сдерживания устрашением» в 2001 году).

В нашей стране «в рамках выполнения мероприятий стратегического сдерживания силового характера Российской Федерацией предусматривается применение высокоточного оружия» (ВД РФ 2014 года, п. 26). В то же время в США, отказавшихся от неприменения ЯО первыми, стремятся представить свое сдерживание устрашением как нечто чисто оборонительное, хотя при наличии возможности применения ЯО первым ядерное сдерживание устрашением в действительности является наступательным. Так, в проекте документа 2005 года «Доктрина совместных ядерных операций» сказано: сдерживание устрашением должно убедить руководство противника в том, что «Соединенные Штаты обладают как способностью, так и волей по упреждению или возмездию».

Стратегическое сдерживание устрашением фактически включает в себя как проведение операций по стратегическому сдерживанию устрашением стратегическими ядерными силами (СЯС) США, так и планирование ядерных операций и применение ядерных сил этой страны. Неслучайной была формулировка первой задачи основного командования СЯС США в 2014–2015 годах: «...поддерживать в готовности и вводить в действие по стратегическому (ядерному) сдерживанию устрашением план войны страны».

В одной из российских военных энциклопедий в 2015 году говорилось: «Сдерживание ядерное осуществляется в мирное и военное время на всех этапах подготовки и ведения военных действий вплоть до массированного применения ядерного и других видов оружия массового поражения». Наверное, правильнее было бы считать, что ядерное сдерживание устрашением будет продолжаться до тех пор, пока у воюющей с применением ЯО или пребывающей в мире страны останется хотя бы один доставляемый ядерный боезаряд.

Что подразумевается под упреждающими и ответными действиями с применением ядерного оружия? Вашингтон понимает их примерно так. Превентивные (preventive) действия – это внезапное нападение на противника при таких обстоятельствах, когда военный конфликт неизбежен, противник не начнет его в ближайшее время, а промедление с превентивными действиями чревато ухудшением обстановки для нападающего. Упреждающие (preemptive) действия – это нападение на противника при наличии неопровержимых свидетельств о его предстоящем нападении в ближайшее время. Ответно-встречные (launch on warning, launch under attack) действия осуществляются по противнику после обнаружения пуска его ракет, но до прибытия боевых блоков к объектам поражения. Ответные действия (launch on impact, second strike) начинаются после прибытия боеголовок противника к объектам поражения. Как было заявлено недавно президентом РФ, «в нашей концепции ядерного оружия нет превентивного удара».

ЗАДАЧИ И УГРОЗЫ

Перейдем к сравнению основных положений ВД РФ 2014 года (далее – ВД-14) и Обзора ядерной политики США 2018 года (Nuclear Posture Review, далее –  NPR-18). Роднит оба документа то, что они являются изложением взглядов военно-политического руководства на подготовку к вооруженной защите и вооруженную защиту своих стран, на установках которых разрабатываются и реализуются соответствующие программы, планы, уставы, наставления и иные документы.

Назначение ядерного оружия: Россия – «недопущение ядерного военного конфликта, как и любого другого военного конфликта, положено в основу военной политики РФ» (ВД-14, п. 20), при этом «ядерное оружие будет оставаться важным фактором предотвращения возникновения ядерных военных конфликтов и военных конфликтов с применением обычных средств поражения (крупномасштабной войны, региональной войны)» (ВД-14, п. 16). Несколько иначе звучит американская формулировка: «Высшим приоритетом ядерной политики и стратегии США является сдерживание устрашением потенциальных противников от ядерного нападения любого масштаба» (NPR-18, p. 20). При этом «фундаментальный характер сдерживания устрашением неизменен: «…предотвратить нападение или эскалацию конфликта» (NPR-18, p. 20).

Что касается задач ядерных сил, то в России к числу основных задач ВС, других войск и органов в мирное время отнесены «стратегическое (ядерное и неядерное) сдерживание, в том числе предотвращение военных конфликтов» и поддержание стратегических ядерных сил «на уровне, гарантирующем нанесение неприемлемого ущерба агрессору в любых условиях обстановки» (ВД-14, п. 32). Основными задачами военного времени являются «отражение агрессии против РФ и ее союзников, нанесение поражения войскам (силам) агрессора, принуждение его к прекращению военных действий на условиях, отвечающих интересам РФ и ее союзников» (ВД-14, п. 34). Поскольку здесь нет разделения задач военного времени для ядерных и неядерных сил для отражения ядерной или неядерной агрессии по отношению к РФ или ее союзникам, то нет ясности и в том, что является конечной целью для ядерных сил в ядерной войне: нанесение неприемлемого ущерба противнику, нанесение ему поражения или принуждение к прекращению военных действий.

Задачами ядерных сил США являются «сдерживание устрашением ядерного и неядерного нападения, гарантирование безопасности союзников и партнеров, достижение целей США в случае неудачи сдерживания устрашением, обладание заделом против неопределенного будущего» (NPR-18, p. VII). При этом американцы указывают: «...ни одна страна не должна сомневаться в силе наших обязательств по расширенному сдерживанию устрашением или в силе американских и союзных возможностей для сдерживания устрашением или, если необходимо, для нанесения поражения ядерной или неядерной агрессии любого противника» (NPR-18, p. 23). Как видно, этот тезис противоречит политической риторике прошлых лет о том, что в ядерной войне победителя не будет.

Коснемся основных военных угроз для двух стран.

В ВД-14 нет упоминания об угрозе ядерного нападения на РФ и ее союзников и того, кто является главным военным оппонентом России. К числу основных военных угроз отнесены: «воспрепятствование работе систем государственного и военного управления РФ, нарушение функционирования ее стратегических ядерных сил, систем предупреждения о ракетном нападении, контроля космического пространства, объектов хранения ядерных боеприпасов, атомной энергетики, атомной, химической, фармацевтической и медицинской промышленности и других потенциально опасных объектов» (ВД-14, п. 14б).

В американской Стратегии национальной безопасности 2017 года в число угроз включены «ядерное нападение, неядерные стратегические нападения, крупномасштабная агрессия с применением обычного оружия». В NPR-18 сюда вошли «значительные неядерные стратегические нападения», перечень которых включает приводимый список, но не исчерпывается им, «нападения на гражданское население или инфраструктуру США, союзников или партнеров и нападения на американские или союзные ядерные силы, их системы оперативного управления или средства предупреждения и оценки нападения» (NPR-18, p. 21).

Очевидно, что оба перечня угроз в чем-то перекликаются. Но в списке основных военных угроз для России нет упоминания о том, чем будет караться нападение на эти объекты – ядерным или обычным оружием РФ. И наоборот, перечень угроз для США в виде значительных неядерных стратегических нападений сопровождается заявлением о том, что США будут отвечать на такие нападения применением своего ЯО. Интересно, что в NPR-18 предусмотрено применение ядерного оружия за значительное неядерное стратегическое нападение на гражданское население, а в российской ВД-14 об угрозе нашему гражданскому населению и его защите даже и не упоминают, хотя еще в 1992 году в законе РФ «Об обороне» защита населения была на первом месте по важности, а защита территории и суверенитета – на втором и третьем. Кстати говоря, в одном из наших военных журналов недавно сообщалось, что в США имеются убежища и укрытия на 238 млн человек и предусмотрена эвакуация до 150 млн человек из нескольких сот районов.

КТО УСПЕЕТ ПЕРВЫМ

Рассмотрим условия применения ЯО.

«РФ оставляет за собой право применить ядерное оружие в ответ на применение против нее и (или) ее союзников ядерного и других видов оружия массового поражения, а также в случае агрессии против РФ с применением обычного оружия, когда под угрозу поставлено само существование государства», – указывается в ВД-14 (п. 27). Из этого следует, что при нападении противника на любую из стран ОДКБ с применением ядерного, химического или биологического оружия Москва прибегнет к использованию своего ЯО в ответно-встречном или ответном ударе на превентивный или упреждающий ядерный удар противника, а при агрессии против РФ с применением обычного оружия при названных обстоятельствах та применит ЯО первой, прибегнув к упреждающему применению ядерного оружия.

В то же время в американском документе указано, что «США только рассматривали бы применение ядерного оружия в чрезвычайных обстоятельствах для обороны жизненных интересов США, их союзников и партнеров. Чрезвычайные обстоятельства могли бы включать значительные (significant) неядерные стратегические нападения» на США, их союзников и партнеров (NPR-18, p. 21). Ядерные обязательства США распространяются на 30 с лишним стран, включая страны НАТО, Японию, Южную Корею и др. «США никогда не придерживались политики «неприменения ядерного оружия первыми», с учетом современной обстановки угроз и сегодня такая политика является неоправданной», – говорится в Обзоре ядерной политики (NPR-18, p. 22). При этом США предостерегают РФ даже от «ограниченного использования ядерного оружия первой либо регионально, либо против самих Соединенных Штатов» угрозой фундаментального изменения «характера конфликта» и причинения «неисчислимых и невыносимых последствий для Москвы» (NPR-18, p. 30). Разъяснение позиции нашей страны, сделанное незамедлительно и на высшем уровне, гласило: «Любое применение ядерного оружия против России или ее союзников малой, средней да какой угодно мощности мы будем рассматривать как ядерное нападение на нашу страну. Ответ будет мгновенным и со всеми вытекающими последствиями».

Различен подход и к условиям неприменения ЯО. В документах Основные положения военной доктрины РФ 1993 года и Военная доктрина РФ 2000 года содержались почти одинаковые формулировки, касавшиеся неприменения ЯО нашей страной. Вот текст 2000 года: «РФ не применит ядерного оружия против государств – участников Договора о нераспространении ядерного оружия, не обладающих ядерным оружием, кроме как в случаях нападения на РФ, ВС РФ или другие войска, ее союзников или на государство, с которым она имеет обязательство в отношении безопасности, осуществляемого или поддерживаемого таким государством, не обладающим ядерным оружием, совместно или при наличии союзнических обязательств с государством, обладающим ядерным оружием». Подобная формулировка не нашла места в ВД-10 и ВД-14. Если раньше РФ была вправе применять ЯО в названных обстоятельствах в ответ на нападение с применением обычного оружия на своего союзника, то теперь это положение, видимо, не действует. В отличие от РФ американцы продолжают публиковать условия неприменения своего ядерного оружия: «США не будут использовать ядерное оружие или угрожать его использованием против не имеющих ядерного оружия государств, которые являются участниками Договора о нераспространении ядерного оружия и соблюдают принятые на себя обязательства по ядерному нераспространению» (NPR-18, p. 21).

В свою очередь, условия прекращения применения ЯО связаны с объемом причиненного ущерба и длительностью ядерной войны. В Военной доктрине РФ 2014 года содержится общее положение о принуждении противника к прекращению военных действий на условиях, отвечающих интересам РФ и ее союзников. Почти такая же формулировка существовала в ВД-10. Но в ВД-93 говорилось о создании «условий для прекращения военных действий на возможно более ранней стадии и заключении мира на условиях, отвечающих интересам РФ». Исчезновение условия «на возможно более ранней стадии» является странным.

В то же время в NPR-18 сказано, что «США будут стремиться завершить любой конфликт на возможно низшем уровне ущерба и на наилучших достижимых условиях для США, союзников и партнеров» (NPR-18, p. VIII). В отношении противника предусматривается сведение его гражданского ущерба до минимально возможного. Ущерб той и другой стороне должен соответствовать достижению целей американской стороной. Такова нынешняя американская позиция. Примечательно, что США отказались от ведения длительной и, следовательно, ограниченной ядерной войны (продолжительностью до полугода) еще в 1997 году. Но в проекте Доктрины совместных ядерных операций США от 2005 года имело место такое утверждение: «Прекращение операций должно осуществляться в соответствии со стратегией национальной безопасности, национальной военной стратегией и конечными целями государства. Однако нет никакой гарантии, что конфликт с применением оружия массового поражения станет контролируемым или краткосрочным».

1-13-1_t.jpg
Ракеты семейства «Трайдент II» еще долго
останутся на вооружении ВМС США и
Великобритании.
Фото с сайта www.navy.mil

ПЛАНИРОВАНИЕ ОПЕРАЦИЙ

В ВД-14 содержится общее положение о совершенствовании военного планирования, что явно относится и к ядерному планированию. В NPR-18 этому вопросу уделено большее внимание: «…для убедительного сдерживания ядерных или неядерных стратегических нападений России, которые теперь включали бы нападения на систему оперативного управления и связи Соединенных Штатов, президент должен иметь ряд ограниченных и градуированных вариантов, включающих использование различных систем доставки и мощности взрыва» (NPR-18, p. 31). Примечательно, что в проекте документа предусматривалось иметь «расширяющийся» ряд таких вариантов.

После завершения холодной войны СЯС США имели планы главных, выборочных, ограниченных ядерных ударов и планы нанесения таких ударов силами гарантированного резерва по своим основным оппонентам, причем наиболее мощными были бы главные, а наименее сильными – ограниченные ядерные удары. В первой декаде XXI века на замену первым трем видам планов пришли варианты чрезвычайного реагирования, выборочные и основные варианты и добавились варианты действий по адаптивным планам и по указаниям руководства. Действующие планы, как и в течение последних 60 лет, обеспечивают руководство США, судя по NPR-18, гибкими и ограниченными вариантами действий.

Вспоминается ответ председателя Комитета начальников штабов (КНШ) США в 1977 году на вопрос корреспондента о градуировании применения Америкой ядерного оружия. Генерал разъяснил, что на упреждающее ядерное нападение СССР на США последует соразмерный ответно-встречный ядерный удар с одновременной информацией советского руководства по каналу закрытой связи Вашингтон–Москва о том, по каким объектам США наносят этот удар. Стоило бы напомнить, что РФ и США не хотели бы называть друг друга врагами, однако СЯС этих стран ежегодно проводят по несколько тысяч учебных мероприятий, связанных с выполнением свойственных им задач.

Особо остановимся на вопросе нацеливания ядерного оружия.

В российской ВД-14 о принципах нацеливания не говорится, а в американской NPR-18 скупо рассказывается об «оптимизированном» сдерживании устрашением, которое, как и прежде действовавшее «неоптимизированное» сдерживание устрашением, нацелено на то, чем больше всего дорожит руководство РФ, но теперь осуществляется с учетом национальных особенностей нашей страны.

Как известно, существует два вида нацеливания ядерного оружия – контрсиловое и контрценностное. Контрсиловое нацеливание направлено на уничтожение или сведение на нет военных возможностей противника. Объекты: базы бомбардировщиков и подводных стратегических ракетоносцев (ПЛАРБ), шахтные и мобильные пусковые установки межконтинентальных баллистических ракет (ПУ МБР), объекты ПРО/ПВО, центры государственного и военного управления, объекты хранения ядерного оружия. Контрценностное нацеливание направлено на разрушение или нейтрализацию избранных категорий военных и связанных с ВС объектов противника, которые вносят вклад в способность противника вести войну. Сюда входят объекты и ресурсы в городах.

В 1992 году имели место два заявления о нацеливании ядерного оружия на города. По сообщению СМИ, президент РФ объявил, что с 27 января прекращается нацеливание наших ракет на города США, а генсек НАТО в начале февраля сообщил об отказе НАТО от нацеливания ракет на крупные города РФ.

В соответствии с опубликованной в июне 2013 года Стратегией применения ядерного оружия США эта страна не полагается на контрценностную стратегию и стратегию «минимального сдерживания устрашением», будет сохранять «значительные силовые возможности», «не будет преднамеренно нацеливаться на гражданское население или гражданские объекты» и будет «стремиться к сведению до минимума сопутствующего ущерба гражданскому населению и гражданским объектам». В NPR-18 эти положения повторены не были, авторы документа ограничились обещанием свести гражданский ущерб противнику до минимума. Однако продекларированный в 2013 году тезис о том, что США не полагаются на контрценностное нацеливание и минимальное сдерживание устрашением, вовсе не означает, что они отказались от контрценностного нацеливания. Вспомним, что прежний флот США из 41 ПЛАРБ создавался из расчета уничтожения 200 советских городов, а для существующих ныне в США 14 ПЛАРБ имеется около 400 БРПЛ и до 2 тыс. ядерных боезарядов. Наверное, поэтому в ВД-14 РФ содержится требование к нашим СЯС гарантированно нанести неприемлемый ущерб агрессору в любых условиях обстановки.

КОГДА НАЖМУТ НА КНОПКУ

В России «решение на применение ядерного оружия принимается президентом РФ» (ВД-14, п. 27), причем круг лиц, консультирующих главу государства при необходимости «мгновенного» или иного ответа, не очерчен. В США приказ на применение ЯО отдает президент страны. Но «любое решение Соединенных Штатов на применение ядерного оружия последовало бы за совещательным процессом» (NPR-18, p. 22). Судя по недавним разъяснениям официальных лиц, президент США должен принять решение на ответно-встречный удар в срок до 15 минут при консультации с министром обороны, председателем КНШ, госсекретарем и командующим Объединенным стратегическим командованием (ОСК) относительно выбора варианта удара. У военных США сложилось мнение, что в иной обстановке их страна прибегнет к применению ЯО первой только после объявления войны противнику Конгрессом. Очевидно, что в этом случае к совещательному процессу будет привлечено большее число советников.

Затронем и вопрос соблюдения законов и обычаев войны в ядерном конфликте.

В ВД-14 говорится, что ее правовую основу составляют в числе других документов «общепризнанные принципы и нормы международного права». Ссылок на конкретные принципы и нормы нет. NPR-18 опирается на законы и обычаи войны, один названный и один неназванный национальные документы в этой области: Наставление по военному праву  (Law of War Manual) МО США от 2015 года. Так, в NPR-18 говорится, что «начало и ведение ядерных операций осуществлялось бы в соответствии с законами и обычаями войны и единым кодексом военной юстиции» (NPR-18, p. 23).

«Гуманизация» применения ЯО была бы благим делом, если бы США соблюдали все взятые на себя обязательства по законам, договорам и соглашениям. Выход США из договоров по ПРО и РСМД, попытка получить преимущество при реализации соглашения об утилизации излишнего оружейного плутония, приведение полигона в ускоренную готовность к проведению ядерных испытаний – все это свидетельствует о том, что США отметают все, противоречащее их интересам.

ПРОШЛОЕ И БУДУЩЕЕ

Отвлечемся на время от двух сравниваемых документов, вспомним прошлое и попробуем сделать заключение.

Как известно, военное ядерное планирование осуществляется с опорой на различные сценарии действий и охватывает весь диапазон применения ЯО – от массированного и неограниченного, грозящего государству противника катастрофой или уничтожением, до самого ограниченного с использованием одного или нескольких ядерных боезарядов.

И в США, и в РФ постоянно ищут приемлемую «медиану» масштабов применения ЯО. В изданной в 2006 году книге «Генеральный штаб Российской армии: история и современность» сообщалось, что и в СССР, и в США в 80-е годы «пришли к выводу о невозможности войны с неограниченным применением всех имеющихся ядерных сил», рассматривали «применение новых, строго контролируемых способов ведения ограниченной ядерной войны» и «нанесение силовых «разоружающих» ударов». Результатом стала существенная корректировка планов действий СЯС: «Характерной их чертой стала многовариантность нанесения первых и последующих ядерных ударов с таким расчетом, чтобы избежать неотвратимого перехода к глобальному применению противником ядерного оружия, по крайней мере до тех пор, пока сохраняется возможность ограничения масштаба военных действий и контроля за их развитием».

В 2017 году в МЧС РФ появился на свет «Научно-методический труд по планированию и ведению гражданской обороны», который не мог не отражать взгляды руководства на характер ядерной войны. Судя по содержанию этого документа и разъяснению к нему, массовая эвакуация граждан является устаревшей практикой, поскольку целенаправленные удары по населению наноситься не будут. Как видим, высшим реальным пределом в возможном ядерном военном конфликте у нас считают ограниченную ядерную войну с контрсиловым нацеливанием.

Упоминание в американском NPR-18 ограниченных вариантов применения ядерного оружия (они стоят на первом месте) и градуированных вариантов (они занимают второе место) в сочетании с намерением сокращать гражданский ущерб противнику соответствует предложению таких правил «ядерной игры», при которых ядерный конфликт был бы не более чем ограниченным. Сходство положений по реальной ядерной политике РФ и США определяет инстинкт самосохранения: обе страны стремятся не допустить ядерного или опасного для каждой из них неядерного нападения противника, а в случае возникновения ядерного конфликта контролировать его развитие, предотвращая перерастание ограниченной ядерной войны в неограниченную.

Трудно сравнивать содержание официальной военной ядерной политики РФ, изложенной в ВД-14 примерно в одном десятке предложений, с официальной военной ядерной политикой США, приведенной в NPR-18 года почти на 100 страницах. Наверное, граждане России должны знать курс и действия своей страны в области ядерного сдерживания и поддержания стратегической стабильности на таком уровне, на котором знают ядерную политику своего государства граждане США.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Война в секторе Газа возвращает войска США на Ближний Восток

Война в секторе Газа возвращает войска США на Ближний Восток

Новый канал помощи палестинцам как признак кризиса в подходах к урегулированию

0
552
Ниамей не постеснялся дать Вашингтону жесткий ответ

Ниамей не постеснялся дать Вашингтону жесткий ответ

Данила Моисеев

Военная хунта продолжает линию, импонирующую противникам иностранного влияния в Нигере

0
1372
Лидерам ХАМАС оставляют безопасную гавань

Лидерам ХАМАС оставляют безопасную гавань

Игорь Субботин

Катар видит в политбюро группировки дипломатический потенциал

0
1731
Макрон готов обсуждать с Путиным возможности деэскалации в Украине...

Макрон готов обсуждать с Путиным возможности деэскалации в Украине...

Юрий Паниев

Европарламент первым в мире одобрил закон об искусственном интеллекте

0
1018

Другие новости