0
3672
Газета Вооружения Интернет-версия

15.03.2019 00:01:00

«Агоста-90B» – хищник Индийского океана

Пакистан первым в регионе обзавелся субмаринами с воздухонезависимыми энергоустановками

Тэги: пакистан, индия, вмс, подлодка, агоста, скорпена, dcn, naval group, напл, внэу, mesma, экзосет, f17p, бабур


9-6-2.jpg
Модуль MESMA для второй пакистанской
подлодки. Фото с сайта www.naval-group.com
Последние события показывают, что наметившееся некоторое потепление отношений между Индией и Пакистаном оказалось очень непрочным. Мгновение, и вот уже две ядерные державы обмениваются ударами и обвиняют друг друга во всех смертных грехах.

Впрочем, противостояние между Дели и Исламабадом заметно не только на суше и в воздухе. Океан тоже стал местом войны (пока лишь холодной), а одним из главных средств борьбы являются подводные лодки. И если индийские подводные силы, за редким исключением, представлены хорошо нам известными советскими и российскими проектами, а о таких уникальных ПЛ, как, например, атомный ракетоносец «Арихант», мы рассказывали (см. «Индийский «Истребитель врагов», «НВО» от 08.04.16), то пакистанцы имеют на вооружении субмарины совершенно разного типа и происхождения. Наибольший же интерес для специалистов представляют неатомные подлодки (НАПЛ) типа «Агоста-90B» (Agosta 90B), которые находятся только в боевом составе ВМС Пакистана, да к тому же стали первыми в регионе ПЛ, получившими воздухонезависимую энергоустановку (ВНЭУ).

ФРАНЦУЗСКИЙ ПОДРЯДЧИК

Контракт на поставку серии из трех подлодок тип «Агоста-90В» Пакистан подписал 21 сентября 1994 года. Подрядчиком по нему выступила французская кораблестроительная компания DCN (сегодня – Naval Group), а стоимость заказа в итоге составила 950 млн долл.

Субмарины «Агоста-90B» относятся к двухкорпусному типу и являются развитием крупной серии дизель-электрических подводных лодок (ДЭПЛ) типа «Агоста», находящихся в боевом составе ВМС Испании, Пакистана и Франции. Они отличаются более высоким уровнем автоматизации (благодаря этому число членов экипажа было сокращено с 54 до 36 человек), наличием аккумуляторных батарей нового типа (что позволило увеличить дальность подводного хода при отсутствии ВНЭУ), большей предельной глубиной погружения за счет использования новых конструкционных материалов (в том числе стали марки HLES 80), а также пониженным уровнем собственных шумов (то есть лучшей акустической скрытностью) за счет применения современных средств амортизации и звукоизоляции.

Первая подлодка строилась во Франции – на верфи компании DCN в Шербуре (заложена в мае 1995 года, а в 1999-м вошла в боевой состав ВМС Пакистана), вторая – собиралась на военно-морской верфи Karachi Shipyard and Engineering Works Ltd. (KESW) из секций, часть из которых строилась в Шербуре, а третья ПЛ уже полностью строилась в Карачи – столице пакистанского гражданского и военного судостроения. Причем третья субмарина сразу получила ВНЭУ на базе установки MESMA.

В состав комбинированной главной энергоустановки субмарин кроме модуля MESMA входят два дизеля SEMT-Pielstick 16PA4185G мощностью по 1800 л.с., два дизель-генератора мощностью по 850 кВт, две группы аккумуляторных батарей по 160 элементов в каждой (производитель – CEAC), главный гребной электродвигатель марки Jeumont Schneider мощностью 3400 л.с. и гребной электродвигатель экономического хода мощностью 32 л.с. Движитель – один гребной винт.

Дизель-электрическая, без модуля MESMA энергоустановка позволяет развивать подлодке в надводном положении скорость хода до 12,5 узлов, а под водой – до 20 узлов. При этом дальность плавания в подводном положении при использовании устройства для работы дизеля и компрессора под водой на скорости хода 10 узлов составляет не менее 7900 миль, что является достаточно высоким показателем для ПЛ такого класса, тогда как с системой ВНЭУ дальность плавания в подводном положении без всплытия еще больше увеличивается.

НЕДЕЛИ БЕЗ ВСПЛЫТИЯ

MESMA (Module d’Energie Sous-Marine Autonome, в переводе с французского – автономная двигательная установка ПЛ) представляет собой паротурбинную энергоустановку замкнутого цикла. Для получения пара в ней используется тепловая энергия от сжигания в специальной камере топлива (этанол) и кислорода. Последний хранится в жидком виде под низким давлением в специальной криогенной цистерне и подается в камеру в автоматическом режиме уже в газообразном виде. Кислородная цистерна разработана на основе аналога, используемого в ракете-носителе «Ариан» (Ariane). Выходную мощность ВНЭУ можно регулировать путем контроля уровня подачи компонентов газовой смеси в камеру.

Продуктами «жизнедеятельности» камеры сгорания газовой смеси, температура в которой достигает 700 градусов С и более, являются вода и углекислый газ. Последний под избыточным давлением до 60 бар может быть легко утилизирован за борт без использования компрессора. Это возможно на глубинах до 600 м и даже более, а на максимальной глубине использования данных НАПЛ – 350 м  – достаточно избыточного давления в 35 бар. Расчетный срок службы камеры сгорания – не менее 30 лет, что сопоставимо со сроком службы самой НАПЛ и не требует ее замены в ходе эксплуатации (за исключением ситуации с ее поломкой).

Получаемая таким образом тепловая энергия преобразуется в электрическую за счет применения цикла Ренкина – термодинамического цикла преобразования тепла в работу с помощью двухфазного рабочего тела. Для этого на ПЛ смонтирована установка в составе парогенератора (выполнен в основном из никелевых сплавов), малошумных высокооборотных турбогенераторов переменного тока и изготовленного из никель-алюминий-бронзового сплава конденсатора (фактически – охладитель второго контура).

Перегретый пар приводит в движение турбину, имеющую скорость вращения до 10 тыс. оборотов в минуту и номинальную выходную мощность не менее 200 кВт. Этой энергии вполне достаточно для развития подводного хода в 4 узла (длительность плавания в этом случае – около 250 ч), хотя и не позволяет достигать более высоких скоростей, необходимых при отрыве от преследования. В последнем случае придется использовать аккумуляторные батареи. Впрочем, по заявлению разработчика, скорость хода можно увеличить, нарастив мощность турбины и электрогенераторов.

Отработанный пар подается в конденсатор, в котором используется забортная вода, и там охлаждается: вода удаляется обратно за борт, а конденсат подается в парогенератор. Общее количество опресненной воды в контуре парогенератор–конденсатор – чуть более 500 л, заявленный КПД энергоустановки – 20–25, расход кислорода – 1,1 кг/кВт-ч.

Особо отметим, что все подвижные механизмы ВНЭУ смонтированы с использованием двухкаскадных амортизаторов, управление ВНЭУ – с общего пульта системы управления НАПЛ «Шипмастер» в центральном посту.

Французские инженеры называют свое детище не иначе как «атомная энергоустановка во всех аспектах, за исключением того, что у нее другой главный контур». По их словам, MESMA не повышает заметность находящейся в подводном положении ПЛ ни в одном диапазоне.

«Мы провели соответствующее испытание в море недалеко от Тулона, для чего использовали тестовую платформу с камерой и необходимой аппаратурой для замера получаемых пузырьков и т.п. Поэтому мы можем со всей уверенностью утверждать: «выхлопные» пузырьки настолько малы, что не достигают поверхности моря, практически исчезая уже в 2 м над подлодкой», – заявили в компании.

MESMA является совместной разработкой консорциума французских компаний L’Air Liquide (работы в области использования кислорода и криогенных технологий), Bertin Technologies (разработала камеру сгорания на базе опыта, полученного в ходе работ в области космической техники), DCN (общее проектирование, управление и маркетинг), Framatome Thermodyn (паровая турбина и электрогенераторы) и Technicatome (системы безопасности), к которому позднее присоединилась испанская Bazan (с 2005 года – Navantia).

По заявлению разработчиков, использование MESMA позволяет увеличить длительность непрерывного подводного плавания НАПЛ в 3–4 раза по сравнению с традиционной дизель-электрической ГЭУ. Это обеспечит субмарине возможность находиться под водой без всплытия не менее 18 суток, преодолевая расстояние до 1500 миль. Излишек же вырабатываемой ВНЭУ электроэнергии можно использовать для подзарядки аккумуляторных батарей.

Преимуществом установки MESMA является возможность ее дозаправки почти в любом порту. И даже если кислорода там не окажется, его можно получить в больнице или аэропорту. А для перезарядки применяемых на немецких НАПЛ проектов 212А и 214 ВНЭУ на топливных элементах требуется спецоборудование, вырабатывающее чистый водород для топливных элементов. Да и сам процесс перезарядки последних сложен и требует больших временных затрат.

Пакистан стал первым заказчиком ВНЭУ типа MESMA. Сначала ее получила третья ПЛ. Установка была собрана на заводе DCN в районе Нанта, являющемся главным центром данной компании по проектированию атомных и неатомных корабельных энергоустановок, и в сентябре 1998 года прошла стендовые испытания. В апреле 2000 года на верфи DCN в Шербуре модуль с установкой и цистерной для хранения жидкого кислорода был вмонтирован в секцию корпуса будущей НАПЛ, которая в январе 2002 года была принята представителями промышленности и ВМС Пакистана, после чего отправилась на верфь в Карачи, где велось строительство третьей НАПЛ – «Хамза» (PNS/M Hamza, S-139). На двух других подлодках – «Халид» (PNS/M Khalid, S-137) и «Саад» (PNS/M Saad, S-138) ее установили во время капремонта и модернизации силами пакистанских корабелов (готовые секции были поставлены французами). Подлодки с ВНЭУ имеют большие длину (76 м вместо 67 м) и подводное водоизмещение (2050 т вместо 1760 т).

ВООРУЖЕНИЕ

Основным вооружением НАПЛ является комплекс ракетного оружия с ПКР SM-39 «Экзосет» (Exocet). Стрельба ПКР выполняется с использованием транспортно-пусковых контейнеров типа VSM из торпедных аппаратов ПЛ. Таковых на пакистанских подлодках – четыре, калибр – 21 дюйм (533,4 мм). Кроме ракет, из них можно выполнять и стрельбу входящими в стандартный боекомплект ПЛ универсальными телеуправляемыми торпедами типа F17P Mod.2. Взамен ракет и торпед ПЛ может брать мины «Стоунфиш» (Stonefish). Общий боезапас – 16 ракет/торпед или 28 мин.

В целях наращивания боевых возможностей данных подлодок командование ВМС Пакистана, как указывается в ряде зарубежных источников, приняло решение об их доработке под применение новейших пакистанских крылатых ракет «Бабур-III» (Babur-III), имеющих дальность стрельбы до 450 км и, судя по сообщениям в зарубежных специализированных источниках, оснащаемых как обычной, так и ядерной боевой частью. Первый пуск такой ракеты с «мобильной подводной платформы» выполнен 9 января 2017 года. Неизвестно, включены ли эти ракеты в боекомплект НАПЛ.

Радиотехническое вооружение включает РЛС DRUA-33C (TRS-3100) «Калипсо» для обнаружения надводных и воздушных целей, а также решения навигационных задач; модернизированный вариант гидроакустического комплекса (ГАК) «Эледон» производства Thales с активно-пассивной и несколькими пассивными гидроакустическими станциями, включая станцию с гибкой протяженной буксируемой антенной DSUV-62 (TSM-2933 «Минога») и подсистему контроля собственных шумов ПЛ (общая площадь антенн ГАК – около 30 кв. м); комплекс средств радиоэлектронной поддержки DR-3000U (ARUR-13; Thales); приборы гидроакустического противодействия и др.

Управление всеми средствами обнаружения, навигационным оборудованием, системой обработки и обмена данными, а также системами управления оружием осуществляется с единого пульта системы боевого управления SUBTICS Mk 2 (SUBmarines Tactical Integrated Combat System) разработки UDS International. На эту систему заведены и перископы – поисковый SOPELEM J95 и командирский ST5 95.

В целом НАПЛ типа «Агоста-90В» представляют собой весьма грозную силу, особенно в руках опытного экипажа. Вот почему, по мнению экспертов, именно факт поступления на вооружение ВМС Пакистана современных подлодок с ВНЭУ вызвал реакцию Дели в виде намерения приобрести у DCN партию из шести ПЛ типа «Скорпена» (Scorpene) с возможностью их лицензионной постройки на верфи индийской Mazagon Dock Limited.

В настоящее время две из трех пакистанских ПЛ проходят капремонт и модернизацию силами специалистов турецкой компании STM (Savunma Teknolojileri Muhendislik ve Ticaret), которая в конкурсе на этот подряд обошла компанию-разработчика данных подлодок. Работы по модернизации будут включать замену РЛС (устанавливается SharpEye I-диапазона компании Kelvin Hughes), ГАК, перископов (вместо нынешних установят поисковый перископ SERO 250S и оптронную мачту OMS 200 производства Airbus DS Optronics), систем боевого управления и пр. Поставщики – компании Турции и других стран. В боевой состав флота подлодки должны вернуться в 2020–2021 годах. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Всеобъемлющее партнерство и стратегическое взаимодействие в современную эпоху

Всеобъемлющее партнерство и стратегическое взаимодействие в современную эпоху

Виктор Литовкин

Российско-китайское военное сотрудничество выходит на новый исторический уровень

0
843
Исчезающий гегемонизм

Исчезающий гегемонизм

Владимир Иванов

Американские эксперты и военные бьют тревогу по поводу состояния ВС США

0
1061
Киев все еще пытается взять под контроль Черное море

Киев все еще пытается взять под контроль Черное море

Андрей Рискин

0
3142
Очередной «Шведский комсомолец» оказался сломанным буем

Очередной «Шведский комсомолец» оказался сломанным буем

Андрей Рискин

0
2152

Другие новости

Загрузка...
24smi.org