0
11514
Газета Воины и Армии Интернет-версия

22.05.2017 20:18:00

Китай готовится прогнать Америку из Тихого океана

Тэги: китай, вмф, авианосцы


китай, вмф, авианосцы Второй китайский авианосец недавно был спущен на воду. Фото Reuters

Генерал-полковник Лю Хуацин, прозванный «китайским Мэханом», сказал как-то: «Я не смогу спокойно умереть, пока для китайского флота не будет построен авианосец». Так и случилось. Ушел в вечность «отец современного военного флота Китая», лишь когда Поднебесная обзавелась первым авианосцем. Его верные ученики сегодня столь активно строят авианосные силы, что вскоре будут способны радикально поменять статус-кво на море.

Обычно в качестве главного лоббиста в вопросе создания китайских авианосных сил упоминают Лю Хуацина, командующего ВМС Народно-освободительной армии Китая (НОАК) в 1982–1988 годы. Ему даже присвоили титул «отец китайского авианосца». На самом деле впервые вопрос о целесообразности обретения КНР авианосцев был поднят еще Мао Цзэдуном. Он предложил на совещании Центрального военного совета Компартии Китая (ЦВС КПК) от 21 июня 1958 года построить «железную дорогу в океане»: создать крупный флот коммерческих судов, охранять которые на просторах Мирового океана и должны были авианосные группы. Впрочем, тогда идея развития не получила ввиду нехватки средств.

Равно как не удалось продвинуть Лю Хуацину «авианосную программу» и в 1970-е годы: во-первых, затраты на ее реализацию вновь оказались правительству не по карману, а во-вторых, главный тогдашний враг – Советский Союз – предполагал ведение основных боевых действий непосредственно на континенте. Хотя в конце 70-х, когда во главе КПК и ЦВС стоял Хуа Гофэн – преемник Мао Цзэдуна, в Пекине серьезно рассматривался вопрос о прямой покупке или лицензионной постройке британского легкого авианосца водоизмещением около 18 тыс. т, способного нести «Харриеры». Но Лондон якобы запросил слишком значительную сумму, а пришедший вскоре к власти Дэн Сяопин сократил военные расходы, бросив все средства на развитие экономики.

Впрочем, успехи в решении последней задачи, усилившие зависимость страны от морской торговли, и необходимость, наконец, вернуть «исконно китайские территории» (Тайвань, острова Наньша, Спратли и др.) неизбежно привели в конце 1980-х годов не только к смене господствовавшей в ВМС НОАК три десятилетия стратегии «прибрежной обороны», но и к возрождению интереса к авианосцам.

Генерал-полковник Хуацин вспоминал, что в ноябре 1986 года в ходе проводимого им семинара многие представители военно-политического руководства КНР «высказали мнение о том, что с точки зрения необходимости решения стратегической задачи по защите национальных интересов нашей страны на море, включая необходимость возврата островов Наньша и воссоединение с Тайванем, Военно-морские силы должны построить авианосцы». «Мое личное мнение совпадало с их», – подчеркивал он.

Сам «китайский Мэхан», побывав в мае 1980-го на американском авианосце «Рэнджер», через два года, став во главе ВМС НОАК, отдает указание выполнить НИР по авианосной тематике, а в 1985-м приказывает руководству Военно-морской академии разработать учебный курс и начать подготовку командного состава для авианосцев. И это при том, что первый авианосец вошел в боевой состав флота лишь в 2012 году.

Одновременно китайские адмиралы и судостроители решили поближе познакомиться с тем, что же представляет собой «большой» авианосец в целом, для чего в 1985 году в Австралии за 1,4 млн долл. купили авианосец «Мельбурн», а в 1998–2000 годы за 33,4 млн долл. (1,9 млрд руб.) еще три корабля: «Минск», «Киев» (у России) и «Варяг» (у Украины). Для сравнения: будущий ремонт нашего «Кузнецова» обойдется в 40 млрд. Утверждается, что в середине 1990-х китайскими военными предпринимались попытки купить списанный французский авианосец «Клемансо» и получить проектную документацию, по которой в Испании для Таиланда строился авианосец «Чакри Нарубет». Обе сделки по каким-то причинам сорвались.

В декабре 2004 года в «Новых исторических задачах» новый председатель КНР Ху Цзиньтао ставит флоту задачу наращивания возможностей по проекции силы в дальней морской зоне, и ЦВС принимает решение активизировать программу создания авианосных сил ВМС НОАК. Кроме того, в начале 2010-х среди китайских военных стало расти число сторонников того, чтобы Пекин срочно разработал меры против «авианосных клещей», которыми Америка охватила Китай с моря.

Одной из таких мер стало создание «противоавианосной» баллистической ракеты DF-21D. А в минувшем декабре во время первых крупных маневров авианосной группы во главе с «Ляонином» китайский инфоресурс «Глобал Таймс» размещает статью «Авианосный флот Китая должен выйти за пределы прибрежной зоны». В ней руководство страны призывают быстрее строить авианосный флот, а заодно подумать о создании в Южной Америке пунктов материально-технического обеспечения ВМС.

«Авианосцы – средство стратегического значения, которое должно быть использовано для демонстрации всему миру силы Китая и для формирования отношения к Китаю со стороны внешнего мира… Китайский флот рано или поздно придет в восточную часть Тихого океана. И когда однажды китайские авианосные силы появятся в прибрежных районах США, правила игры на море поменяются, – подчеркивается в статье. – Если флот будет способен войти в районы, где США имеют жизненно важные интересы, то ситуация, когда США односторонне могут оказывать давление на Китай, изменится».

Сегодня китайские адмиралы обладают фактически уже двумя авианосцами. На подходе – «тяжелый» авианосец, который строится в Шанхае. А к рубежу 2050 года, когда ВМС НОАК должны обрести способность действовать вплоть до Алеутских и Гавайских островов и за ними, в их боевом составе намечается иметь уже четыре-пять авианосных ударных групп. Их ядром станут атомные авианосцы водоизмещением под 100 тыс. т с авиагруппой в 70 самолетов, вертолетов и беспилотников.

Фантастика, скажете вы. А вот американские эксперты недавно опубликовали «панический» доклад, указав, что китайский авианосец следует ждать у Западного побережья США уже в ближайшее время.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
1064
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
965
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
1819
"Яблоко" возвращается к массовому выдвижению кандидатов на выборах

"Яблоко" возвращается к массовому выдвижению кандидатов на выборах

Дарья Гармоненко

Партия готова отступить от принципа жесткого отбора преданных ей депутатов

0
814

Другие новости