0
1415
Газета Накануне Интернет-версия

14.06.2001 00:00:00

От огня к его жару

Тэги: средневековая, европа, традиции, феодальные, связи


Из Предисловия переводчика

В первую часть настоящего издания вошли основные произведения Майстера Экхарта. К ним в первую очередь относится его ранний этический трактат "Речи наставления", написанный в 1294-1298 гг., т.е. в годы, когда Экхарт занимал должность приора доминиканского монастыря в Эрфурте. Это, далее, "Общий пролог к Трехчастному труду", а также "Толкование на книгу Бытия", две части утерянной богословской суммы, составленной Экхартом во время второго пребывания в Париже в 1311-1313 гг. и известной под общим названием "Трехчастный труд". "Труд", по-видимому, был начат Экхартом несколько раньше, в годы преподавательской деятельности в качестве лектора сентенций на теологическом факультете Сорбонны в 1293-1294 гг. К основным произведениям Майстера Экхарта должен быть, безусловно, причислен и мистагогический диптих "Liber "Benedictus"". Он состоит из двух частей: "Книги Божественного утешения" и трактата "О человеке высокого рода", написанных между 1308 г. и 1313/1314 гг. по случаю убийства Альбрехта I Габсбурга (1308) и адресованных его дочери Агнессе Венгерской. Оба сочинения были написаны в Страсбурге, где Экхарт занимал должность куратора подконтрольных доминиканцам женских общин и конвентов. Завершает первую часть трактат середины 1320-х гг. "Об отрешенности", - "сумма" молитвенного опыта и "завещание" Экхарта, занимавшего с 1323 г. профессорскую кафедру в университете Кельна. Впрочем, существует мнение, что этот трактат был составлен из фрагментов неизвестных проповедей либо записей устных бесед и высказываний Экхарта в ближайшем кругу его учеников, друзей и сомолитвенников. Но и в этом случае его авторство никоим образом не оспаривается, приравниваясь косвенному авторству его записанных третьими лицами по памяти или со слуха проповедей.

Вторая часть книги основана на переводах первой части, ибо почти каждый из переведенных в первой части текстов представлен и во второй - как в качестве цитат переданного кельнскому архиепископу Списка еретических высказываний Экхарта (ок.1325), так и в качестве статей папской буллы "На ниве Господней" (1329). Два этапа возбужденного против Майстера Экхарта инквизиционного процесса - кельнский и авиньонский - суть два этапа сбора, реферирования и анализа всего массива рассматриваемых инквизиторами сочинений. Некоторые вопросы могут, по всей видимости, вызвать лишь "Речи наставления" и трактат "Об отрешенности": они не нашли прямого отражения в инквизиционных документах. Однако 15-я статья буллы: "Если человек сотворил тысячу смертных грехов... и т.д.", не будучи точной цитатой, направлена именно против развитой в "Речах" антидогматической, по сути, предреформационной "этики бытия". Собственно говоря, архиепископу Генриху Вирнебургскому было передано два списка цитат из сочинений Экхарта, и оба известны нам по рукописи начала XV в. из архива города Зоста. Цитаты подобраны из проповедей разных лет: ранних проповедей времени "Речей наставления", проповедей, произнесенных Экхартом в качестве провинциала Тевтонии и вошедших в сборник середины XIV в. "Рай разумной души", и проповедей страсбургско-кельнского периода. Таким образом, вторая часть издания не только подытоживает, суммирует материалы первой части, но и продолжает знакомство с творчеством Экхарта. Материалы кельнского процесса 1325-1326 гг. дополнены переводами сопроводительных документов: Апелляции от 24 января 1327 г., Оправдательной речи от 13 февраля 1327 г., а также Ответа инквизиционной комиссии от 22 февраля 1327 г. Эти документы помогут уяснить оставшиеся "за строкой" обстоятельства, в которых протекали защита и последние годы жизни Майстера Экхарта.

Михаил Реутин

Отрывки из произведений Майстера Экхарта

1. Из "Книги Божественного утешения" (Михаил Реутин предполагает, что в следующем отрывке Экхартом сформулирована теория "аналогий", сопоставимая с теорией "энергий" византийских исихастов XIV в. (Григорий Синаит, Григорий Палама и др.)):

"Поначалу надобно знать, что мудрец и мудрость, правдолюбец и истина, праведник и праведность, блаженный и благостыня друг на друга взирают и так друг к другу относятся: благостыня не сотворена, не создана и не рождена, однако же она рождающа и порождает блаженного; а блаженный, коль он вправду блажен, - не созданный и не сотворенный, но рожденный ребенок и сын благостыни. Сама себя и все, что она есть, благостыня порождает в блаженном, сущность, знание, любовь и деяние вливает она с избытком в блаженного; а блаженный берет все свое существо, знание, любовь и деяние из сердца и сокровенных недр благостыни и лишь из нее. Блаженный и благостыня суть не что иное, как единое благо, все во всем, кроме порождения и рождения-становления... Блаженный берет все свое существо... в благостыне, а благостыня с ним и в нем, все их дела сообразно тому, как написано и как Сын говорит: "Отец, во Мне пребывающий и живущий, совершает дела", "Отец доныне делает, и Я делаю", "Все, что Отца, то Мое, и все, что Мое и от Меня, то Отца Моего: Его - в даянии и Мое - в восприятии".

Еще надобно знать, что, когда мы произносим "блаженный", то имя сие, или слово сие, не иное означает и содержит в себе, как - ни больше ни меньше - обнаженную и чистую благостыню, которая, однако, себя подает. Когда мы молвим "блаженный", то разумеем под этим, что его благостыня ему дана, отлита и рождена благостыней непорожденной. Посему Евангелие говорит: "Как Отец имеет жизнь в Нем Самом, так и Сыну Он дал, дабы Тот имел жизнь в Самом Себе". Он говорит: "в Самом Себе", а не "от Него Самого", ибо Отец ее Ему дал.

Все, что сейчас я сказал о блаженном и благостыне, одинаково верно в отношении правдолюбца и истины, праведника и праведности, мудреца и премудрости, Божьего Сына и Бога-Отца, в отношении всего, что Богом порождено и не имеет отца в мире земном, в чем ничто, что сотворено, и ничто, что не есть Бог, не родится, в чем нет никоего образа, кроме одного только обнаженного неприкровенного Бога. Ибо так в своем Евангелии говорит святой Иоанн: "Всем тем дана власть и способность стать чадами Божьими, кто не от крови, ни от похоти плоти, ни от хотения мужа, но от Бога и только из Бога родился" (ср. канонический перевод: "А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились" - Ин., 1, 12-13 - Ред.).

2. Из трактата "О человеке высокого рода".

"...Человек высокого рода берет и производит все свое существо, житие и блаженство только из Бога, от Бога и в Боге, - не от Бого-познания, -видения или -почитания либо другого, подобного этому. <...> Когда же душа сознает, что она знает Бога, то она узнает о Боге и о себе.

Итак, одна сила, как я тут говорил, которой человек смотрит, и сила другая, которой он сознает и понимает, что смотрит. И верно вот что: что ныне, здесь, в нас та сила, которой мы знаем и понимаем, что смотрим, благородней и выше той силы, которой мы смотрим. Ведь природа начинает свой труд с наиболее слабого, но Бог, - Бог начинает свой труд с самого совершенного. Природа созидает мужа из ребенка и курицу из яйца, Бог же созидает мужа прежде ребенка и курицу раньше яйца. Природа сначала делает древесину теплой и жаркой и потом создает сущность огня, а Бог дарует всем творениям бытие в самом начале, а потом уж во времени и все же вне времени и помимо всего, что имеет к нему отношение. Также и Духа Святого Бог подает раньше, чем дары Духа Святого.

И я говорю, что блаженства нет без того, чтобы человек не познал и ясно не понял, что он Бога видит и знает. Но сохрани Боже, чтобы мое блаженство заключалось лишь в этом! Кому сего хватит, тот пусть сего держится, но меня пощадит. Жар от огня и сущность огня по природе совершенно различны и удивительно далеки друг от друга, но по времени и по месту они очень близки. Созерцание Бога и созерцание себя далеки и совсем неподобны.

Поэтому наш Господь весьма и весьма хорошо говорит, что "некий человек высокого рода отправился в дальнюю страну, чтобы получить себе царство и возвратиться". Ведь человек должен сам в себе быть Единым и должен искать этого в себе и в Едином, и в Едином же обретать: это есть чистое видение Бога. А "возвратиться" - это есть знание и понимание того, что Бога постигаешь и знаешь".

3. Генрих Сузо, "Книжица Истины", гл. 2: "Как бестрастный человек в единстве начинает и завершает".

"Всем людям, кому предстоит быть вновь возведенным к Единому, надобно познать свой и всех вещей первый исток, ибо в нем состоит и их конечная цель. А посему следует знать, что все, кто когда-либо рассуждал об истине, сходились в одном, что есть Нечто, пребывающее над всем Первое и Простейшее, прежде Которого нет ничего.

Вот Дионисий созерцал сию бездонную Сущность в Ее обнаженности и говорил, как, впрочем, и другие учителя, что то Простое, о Котором следует речь, остается в конце концов никаким именем необозначенным. Ведь в логике сказано, что имя должно выражать природу и разумное основание означаемой вещи. Но известно, что природа сей упомянутой простой Сущности бесконечна и неизмерима и неопределима никаким тварным разумом. Поэтому-то всем ученым теологам ясно, - сия безобразная Сущность в равной мере и безымянна. Потому же говорит Дионисий в книге "О Божественных именах", что Бог есть "не-Сущее", или "Ничто", и это следует понимать применительно к бытию и определенному свойству, каковое мы можем Ему приписать по образу тварного. Ибо "все, что приписывают Ему таким образом, в известной мере ложно, а отрицание образа - истинно". Исходя из этого, Его можно назвать вечным Ничто. И все же, если о чем-то надо сказать, каким бы возвышенным и сверхразумным то ни было, для этого надо создать некое имя. Сущность сей тихой Простоты есть Ее жизнь, а Ее жизнь есть Ее сущность. Это "живой сущий пребывающий Разум, Который сознает Сам Себя, находится и живет Сам в Себе и есть Он Сам".

Точнее выразить я не в силах, и это я называю вечной нетварной Истиной. Ибо все вещи находятся здесь как в их новизне, так и в их первом и вечном начале. И здесь же, в подлинном единении, бесстрастный человек начинает и завершает, как будет показано далее".


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
256
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
230
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
322
"Яблоко" возвращается к массовому выдвижению кандидатов на выборах

"Яблоко" возвращается к массовому выдвижению кандидатов на выборах

Дарья Гармоненко

Партия готова отступить от принципа жесткого отбора преданных ей депутатов

0
228

Другие новости